Гимнастика маленьких волшебников




Педагогика оздоровления

(Нестерюк Т.В., к.п.н., педагог-психолог)

... Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное - отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого.

Ф.Феллини.

Проблема сознательного самоуправления жизнью организма актуальна на сегодняшний день.

В детстве все нас интересует, все важно, все радует. Но по мере развития человек становится все более “серьезным”, а область “важного” для него “сужается”, оставляя лишь то, что прямо или косвенно связано с сохранением собственной жизни, полной реализации себя, своих потенций.

Бесспорно то, что каждый человек, независимо от возраста, способен к самоизменению. Особую ценность имеет тот вид изменений, который мы определяем как процесс личностного развития. Сюда можно отнести развитие интересов, умений, знаний, воображения, творческих способностей, готовность совершать добрые поступки, противостоять злу и несправедливости. Ведь даже самая примитивная эмоциональная реакция необходима для выживания: страх увеличивает снабжение мышц кровью - нам легче бежать. Удивление заставляет брови подняться, в результате чего глаза расширяются - и мы получаем больший обзор для сбора информации. Отвращение сжимает мышцы лица и перекрывает ноздри, чтобы не чувствовать неприятный запах.

Для полной жизни и здоровья нужна нагрузка по трем линиям: для мозга, для эмоций и для тела. А у нас? То тело нагружено, а голова пуста, Голова занята - тело бездействует. Если равнодушно ко всему относиться, то и чувства тоже не будут волновать, стимулировать, давать взлет душе и телу. Когда чувства не волнуют, в глазах нет блеска и огня. Если выравнивать все три линии нагрузки, то получится большой психологический подъем, который сделает весь организм невосприимчивым не только к усталости, но и к болезням.

А ведь милые родители, взгляните на себя со стороны, все ли эти три линии задействованы у вас? Вот и получается, что предложенные далее игры и упражнения необходимы не только вашим малышам, но и вам. Выполнение вместе с детьми этих несложных, но очень важных упражнений принесет чувство единения, доверия и самое главное, очень скоро, через неделю, две вы почувствуете себя молодым, легким и счастливым. Впустите в себя мир детства, мир своего малыша.

Ребенок еще с дошкольного возраста должен научиться использовать навыки саморегуляции, которые включают в себя такие элементы как управление вниманием, оперирование чувственными образами, словесные внушения, управление мышечным тонусом, ритмом дыхания.

Человек с детства приучен преуменьшать значение собственного опыта и "учиться на опыте других", то есть подменять собственный опыт интеллектуальными процессами, которые удовлетворяют учителя.

Люди, как правило, привыкли преувеличивать значение внешнего зрения. Нам с детства велят "смотреть" и "всматриваться", но редко - чувствовать ситуацию.

Сосредоточившись на своих ощущениях, прислушиваясь к работе органов, человек непроизвольно уменьшает интенсивность дыхания, в момент же наивысшего напряжения духовных и физических сил вполне сознательно уменьшает его глубину или останавливает вовсе.

Мысленное путешествие по различным частям тела помогает найти зажимы, связанные с невротической симптоматикой.

 

Сказы мудрого Оныча.

В некотором царстве, чудесном государстве жил был мудрец. Он жил так долго, что и забыл, когда родился, но жизнь для него всегда была интересна и удивительна.

-“Как удается тебе быть всегда молодым?” - спрашивали одни,

-“почему походка твоя всегда стройна и уверенна?”- спрашивали другие,

-“как умудряешься ты быть всегда здоровым?”, спрашивали третьи.

-“В чем твой секрет, каким волшебством ты обладаешь?“

Только улыбался мудрый Оныч в ответ на эти вопросы. Лукаво щурились его искристые глаза.

-“Вы хотите узнать мой секрет - а секрета нет, надо только полюбить себя, научиться слушать свой внутренний голос, почувствовать, какое настроение живет в твоем теле сейчас, принять его таким, какое оно есть или изменить на такое, каким ты хочешь его видеть. Вот и весь секрет”.

- Но мне это совсем непонятно, как же это можно принять болезнь или горе, обиду или разочарование? - Тогда послушай мою сказку.

Сказочка про губку.

Чистая маленькая губка упала в воду, она напиталась водой так, что все ее поры наполнились, и она словно маленький подводный кораблик стала плавать в водоеме. Но скоро тесным показался ей привычный водоем, и решила она отправиться в дальнее плавание. Вместе с весенним паводком она поплыла в открытое море, радуясь новым впечатлениям.

Удивилась губка, оказывается мир очень большой и многоцветный. Устремилась губка в синий поток и сама стала совсем синей, но, вернувшись в чистую воду, снова стала чистой как раньше. Увлекательной показалась ей такая игра и стала она нырять во все разноцветные потоки, любуясь яркими красками. “Какая я красивая”- радостно думала она. Но однажды, когда губка плавала в черной краске, неожиданно поднялся сильный ветер и губка от неожиданности испугалась, и сжалась. А когда выбралась в чистую воду, вдруг увидела, что не вся черная краска смылась, на том месте, где пробежал испуг, осталось темное пятнышко. Огорчилась она, но, попав в красный цвет, увидела, что и красное пятнышко, тоже осталось. Так и стали в моменты страха оставаться в ней разные краски, и стала она грязной и некрасивой.

Долго думала губка, что же можно сделать, чтобы вновь стать красивой и чистой как раньше и в то же время получать удовольствия от всех красок мира. И придумала. “Я поговорю со своими клеточками, попрошу их разжаться и выпустить те застрявшие остаточки разных красок. И очень скоро она стала вновь чистой веселой и озорной.

Вот так и человек, он словно губка, проходит через мир чувств, и эмоций, которые нечаянно застревают внутри, и выпустить их тоже можно, а помочь себе можешь ты сам, если научишься находить эти застрявшие энергии и нежно и ласково выпускать их. Тогда и отступят болезни и неприятности

Поиграй с собой, если хочешь добиться успеха в делах, а сделать это можно множеством различных способов.

 

Гимнастика маленьких волшебников

( массаж биологически активных зон кожи).

 

Характер прикосновения, ощущаемого нами в младенчестве, формирует, информирует и определяет то, какими мы будем, когда мы становимся взрослыми, прикосновения продолжают влиять на нашу физическую, эмоциональную и духовную природу, формирование установок. Прикосновение не только влияет на то, как мы двигаемся, реагируем на происходящее вокруг нас, но и на то, как мы знаем и ощущаем себя.

“Прикосновение - ощущение, наиболее тесно связанное с кожей, самым важным из всех органов после мозга. Кожа, вместе с нервной системой развивается из наружнего слоя эмбриональных клеток, эктодермы. Это общая поверхность, покрывающая тело и позволяющая развиваться волосам, зубам и органам чувств - обонянию, вкусу, слуху, зрению и осязанию. Мы можем думать о коже, как о нервной внешней системе... - оказавшиеся внутри поверхности тела эмбриона. Следовательно, нервная система - это скрытая часть кожи, или, напротив, кожа может быть рассмотрена как видимая часть нервной системы” (“Прикосновение” Эшли Монтегю).

Мы не можем непосредственно прикоснуться к центральной нервной системе или к иммунной системе. При прикосновении к коже и находящемся под ней мышцами обе эти системы испытывают физическое воздействие через движение.

“Кроме того, прикосновение помогает зрению распознавать размер, форму, положение и характерные особенности объектов. Зрение становится осмысленным только на основе того, что мы почувствовали...”

Именно через кожу мы ощущаем мир, окружающий нас. После рождения через кожу мы определяем наши индивидуальные физические границы, а также развитие нашей личности. Прикосновения столь же важны после рождения, как и во внутриутробный период. Мы не можем жить без этого. Через прикосновение наши тела развиваются физически, а психологически мы понимаем, кто мы есть. На то, как мы чувствуем и что думаем о самих себе, как мы реагируем на мир, глубоко влияет характер и частота прикосновений, которые мы получили в детстве.

Дефицит прикосновений отражается на человеческом организме в любом возрасте. Без прикосновения ребенок умирает, человеческое сердце болит, душа увядает.

Эмоциональные нарушения также связаны с недостатком прикосновений.

Этот небольшой экскурс в мир прикосновений позволяет понять, как важно научить ребенка осознанию самомассажа и желанию прикоснуться, погладить, нежно с любовью свою маму, близких, младших братьев и сестренок, а также друзей по группе или классу.

Ученые просчитали, что для того, чтобы ребенок развивался ему необходимо в день получить не меньше 30-40 поглаживаний - прикосновений.

Даже взрослый человек, не получивший в день хотя бы 10-11 прикосновений, чувствует себя одиноким и несчастным.

Точечный самомассаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и пропреоцептивных точек и разветвлений нервов. Наиболее результативен в сочетании с “общением” со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.

Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, опираясь на прошлый опыт работы с глиной или пластилином, можно дать возможность ребенку творчески подойти к процессу и почувствовать внутренний настрой созданного образа. Заниматься точечным массажем при создании образа можно только “руками любви”, так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью перекладывается на подсознание ребенка, появляется доверие к создателю - внутреннему Я.

Потягивание

(Почувствовать удовольствие от растяжки мышц).

Выполняется лежа.

Игровые упражнения (проводится в любом возрасте).

1. Тянем левую ногу пяточкой вперед по полу, левую руку вверх вдоль туловища на вдохе. Задерживаем дыхание.

Максимально растягиваем руку и ногу. На выдохе, расслабляясь, произносим: “Ид-д-да-а-”.

Дети 2-3 лет могут произносить “И-и-и-и-а” Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц. (Происходит прочистка левого энергетического канала).

2. Тянем правую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх, вдоль туловища на вдохе, Задерживаем дыхание. На выдохе произносим: “Пин-гал-ла-а”. Дети 2-3 лет могут произносить А-а-а-а-ла”

(Прочистка правого энергетического канала).

3. Тянем обе ноги пятачками вперед по полу, обе руки тянем вверх вдоль тела. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: “Су-шум-м-на”.

Дети 2-3 лет могут произносить “У-у-у-у-на”

(Почувствовать удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление, происходит прочистка центрального энергетического канала)

Массаж живота
“Скульптор замешивает глину” И.п. - из позиции, лежа на животе.   Поглаживаем, живот по часовой стрелке, пощипываем, похлапываем ребром ладони, кулачками, снова поглаживаем, имитируем движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживаем. (Улучшить работу кишечника).  

С левой стороны пальчиками нажимаем несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяем готовность глины.

Цель: воздействие на сигмовидную кишку и нормализация стула ребенка.

Массаж грудной области

    Поглаживаем область грудной клетки со словами: “Я милая, чудесная, прекрасная”. (Воспитать бережное отношение к своему телу, учить любить себя).

 

Заводим машину”

Выполняется сидя. Ставим пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все 8 остальных ставятся на одной линии сверху вниз) делаем вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком “Ж...Ж...Ж...”. Затем то же против часовой стрелки.  
Сняв все пальцы с грудины со звуком “ПИ...и...и”, нажимаем на точку между грудными отделами в области сердца (сигнал, машина завелась!). (Воздействие на биоактивные точки грудного отдела, почувствовать радость от звукового сопровождения).  

 

Массаж шеи

“Лебединая шея”

И.п. из позиции, сидя по-турецки.

Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Ласково похлапываем по подбородку тыльной стороной кисти рук. Шея сгибается (во всех направлениях) посередине, т.е. на уровне 4-го шейного позвонка. Развернув плечи, гордо поднимаем голову на вытянутой шее. Наклонить голову назад, согнув шею в ее середине.
Затем плавно перекатить голову вперед, налево и т.д. Сделав 3-4 круга, остановиться и совершить столько же вращений в противоположном направлении. Представив, что у нас красивая лебединая шея, любуемся длинной, красивой шеей лебедя отражающейся в “зеркале”.
     

(Почувствовать радость от внутреннего ощущения красоты и гибкости прекрасной “лебединой” шеи).

“Шея гуся”

Поднять подбородок до отказа вверх, а затылок при этом опустить вниз, так что шея в целом не отклоняется вперед или назад. При этом сзади у основания черепа должно возникнуть ощущение давления. Не ослабляя этого давления, поднять правое ухо вверх, а левое опустить вниз, затем наоборот, опустить правое ухо и поднять левое, и так покачать несколько раз (3-4 раза).

Прижать подбородок до отказа к горлу, подняв затылок вверх (шея в целом не наклоняется вперед). Поднять правое ухо вверх, а левое опустить вниз, затем наоборот, опустить правое ухо и поднять левое, и произвести покачивание несколько раз.

Повернуть голову до отказа вправо, подняв левое ухо и опустив правое. Затем, сохраняя этот поворот, выдвинуть подбородок, до отказа вперед, а затем, наоборот, убрать его до отказа назад, как бы вдвинув его в левое плечо. Сделать несколько таких движений подбородком (Сделать то же, что и в предыдущем упражнении, но с поднятым правым ухом и опущенным левым).

(Расслабляет мышечные зажимы шейных верхних позвонков)

 

Массаж ушных раковин

 

“Чебурашка”

И.п. из позиции, сидя по-турецки. “Лепим” уши для Чебурашки или для доброго милого слона. Поглаживаем, ушные раковины по краям, снаружи, затем по бороздкам внутри раковин, растираем за ушами. Ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз, в стороны по (5-6 раз в каждую сторону). Лепим ушки внутри.

Пальцами внутри раковины делаем 7-8 вращательных движений почасовой затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).

С усилием “примазываем” глину вокруг ушных раковин - проверяем прочность, заглаживаем поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1 - 1,5 см. (“чтобы ушки не отклеились”). (Вызвав образ любимой игрушки Чебурашки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины).

 

 

Массаж головы

  Сильным нажатием пальчиков имитируем мытье головы. Пальцами, словно граблями, ведем от затылка, от висков, ото лба к середине головы, словно сгребаем сено в стог. Спиралевидными движениями ведем пальцы от висков к затылку. “Догонялки” - сильно ударяя

подушечками пальцев, словно по клавиатуре, “бегаем” по поверхности головы. Пальцы обеих рук, то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.

С любовью и лаской “расчесываем” пальцами, словно расческой, волосы и представляем, что моя прическа самая красивая на конкурсе причесок. (Воздействие на активные точки головы, которые улучшают ток крови).

 

 

Массаж лица

“Лепим красивое лицо”.

    Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже, словно уплотняя ее, чтобы кожа была упругой. Надавливаем пальчиками на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-6 раз. С усилием, надавливая, “рисуем” красивый изгиб бровей, затем щипками лепим густые брови от переносицы к вискам, разглаживаем брови. Мягко и нежно лепим глаза, надавливая на уголки глаз и расчесывая длинные пушистые реснички
Надавливая на крылья носа, ведем от переносицы к носовым пазухам, подергиваем нос и представляем, какой красивый нос у нас получился. Разглаживаем щеки, лоб и подбородок, похлапываем по щекам, (Предотвращение простудных заболеваний при воздействии на активные точки лица. Выработка умения управлять мимикой).
     

“Угадай, кто перед тобой”

Сначала предлагаем детям выражением лица показать, какое лицо у мамы, когда она радуется твоим успехам, огорченное лицо бабушки, сердитое лицо Карабаса-Барабаса, хитрое лицо Буратино, сердитое лицо злюки.

Затем ребенок сам придумывает любое выражение лица, а присутствующие должны отгадать, кто сейчас перед ними.

 

Массаж шейных позвонков

“Буратино”

Лепим красивый нос для Буратино.

Буратино своим длинным любопытным носом рисует “солнышко”, морковку”, домик”. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повороты головой в стороны, вверх, вниз.

Наклоны головой во время “рисования” вправо, затем влево. Почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела. Представить и рассказать, какой вкус, цвет и ощущения вызывают рисунки, выполненные движением носа в воздухе. (Упражнение дает терапевтический эффект для шейного отдела).

 

Массаж рук

“Моем” кисти рук - сильно трем ладошки до ощущения сильного тепла, Надавливаем и вытягиваем каждый пальчик, ласково воздействуем на ногтевую фалангу каждого пальца. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготочкам другой, словно по стиральной доске. “Стиральная доска” оказывает благотворное воздействие на внутренние органы (выходящие на биоактивные точки пальцев) сердце, легкие, кишечник печень. (Вызвать ощущение легкости, радости внутри организма).
      Трем “рукой - мочалкой” всю руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча, предплечья, “смываем водичкой мыло” - ведем одной рукой вдоль второй руки вверх и вниз, затем ладошкой стряхиваем “воду”.    

(При этом происходит возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук).

 

“Солнечные брызги”

Встряхиваем кистями рук “брызги” (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляем что, словно Солнечные зайчики, водичка блестит на солнце. Какого цвета эти “солнечные зайчики”? Куда летят брызги? Строим радугу из водяных капелек, любуемся цветом и блеском. Тянем ладошками вверх к солнышку, представляя, как добрая сила вливается в нас (ощутить внутреннюю радость).

 

 

“Птичка”

Птичка в клетке. - Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь вырваться - руки напряжены и с усилием двигается то влево, то вправо (происходит воздействие на грудные железы, позволяющие предотвратить образование мастопатии).

Птичка вырвалась на свободу. - В расслабленном состоянии, руки поднимаются вверх и, разъединившись в свободном парении, опускаются через стороны. Манипуляция рук в свободном парении в зависимости от фантазии ребенка (Почувствовать радость освобождения и полета).

 

Массаж ног

    И.п. - сидя по-турецки. Подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы ноги, поглаживаем между пальцами, раздвигаем пальцы ноги. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, щиплем, похлопываем по пальцам, пятке, выпуклой части

стопы. Стопой делаем вращательные движения, вытягиваем вперед пальцы, пятку, затем похлапывая ладошкой по всей стопе, говорим, словно вбивая пожелания: “Будь эдоровым, сильным, ловким, добрым, красивым и счастливым и т.д.” То же с правой ногой.

  Поглаживаем, пощипываем, сильно растираем голени и бедра. Делаем пассовые движения над ногой. “Надеваем воображаемый чулок, затем снимаем его и сбрасываем”, встряхивая руки. (Воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах. Развитие гибкости суставов, возникновения радости от

гармоничного движения ног. Прочистка энергетических каналов ног).

“Покачай малышку”

  Сидя, прижимаем к груди стопу ноги, укачиваем “малышку”, касаемся лбом колена и стопы ноги. Поднимаем “малышку” выше головы, делаем вращательные движения вокруг лица. (Это упражнение развивает гибкость суставов ног, дает чувство радости).

 

Массаж спины

“Качалочка”

Лежа на спине, подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с боку на бок (боковая качалочка). (Происходит улучшение работы позвоночных дисков, выведение шлаков из организма).

 

“Велосипед”

  Лежа на спине, “крутим” педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж-ж-ж). (Улучшается кровообращение в ногах, восстановливается работа кишечника).

“ Жучок на спинке”

И.п. лежа на спине, руки и ноги в свободном положении. Представим, как с ветки на землю упал жучок, но упал неудачно. Оказался на спинке и пытается перевернуться на животик и уползти. Изображение барахтанья лапками в разные стороны. Раскачивание на спине с боку на

бок (боковая качалочка). Пытается рывком перевернуться на бок, а затем встать на локти и колени. Во время барахтанья не помогать головой и плечами, раскачиваться всем туловищем одновременно.

(В канце игры ребенка можно спросить, какая часть тела поддается раскачиванию легко, а какая остается неподвижной? Какой ты жук? Что у тебя есть (лапки, крылышки, панцирь)? Каково твое настроение?).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: