Габаритная ширина лестницы, мм
Расстояние между тежзаш в свету, мм
первое колено............................................................................... 350
второе колено................................................................................ 386
Высота комплекта колен в сложенном виде, мм....................202
Расстояние между ступенями, мм.............................................350
Усилие каната при выдвигании лестницы, кгс, не более.....40
Масса, кг, не более..........................................................................48
Техническое обслуживание
После каждого применения на пожаре или учении лестница должна быть очищена от пыли и грязи, стальной канат и оси блоков смазаны. Для исправного содержания необходимы регулярные осмотры, испытания и ремонт лестницы.
При профилактическом осмотре не реже одного раза в месяц проверять:
а) состояние тетив и ступеней;
б) прочность заделки ступеней в тетивы;
в) наличие стенных упоров;
г) затяжку гаек болтовых соединений;
д) состояние блоков и осей;
е) состояние канатов и заделку их концов;
ж) отсутствие заедания при выдвигании и сдвигании колен лестницы;
з) исправное состояние и работа у механизма выдвигания и сдвигания колен и механизма останова.
Испытание
Все ступени лестницы подвергаются механическому испытанию крутящим моментом 1,6 кгм. Время испытания 10 секунд. Проворачивание ступеней не допускается.
Установить лестницу на твердом грунте, прислонив к стене с уклоном в 75º и каждое колено нагрузить посредине на обе тетивы грузом 100 кг на 2 мин.
4.1.21. Лестница штурмовка (ЛШ)
Назначение
Лестница штурмовка (рис. 25) предназначена для подъема на верхние этажи здания путем постепенного перехода по наружной стене с этажа на этаж, от окна к окну.
Устройство
Лестница состоит из двух металлических тетив, соединенных тринадцатью ступенями, и стального крюка с зубьями. Ступеньки закреплены в отверстиях тетив путем развальцовки.
|
Рис. 25 Лестница штурмовка
Стальной крюк укреплен на трех верхних ступенях. На нижней стороне крюка расположены зубья, предотвращающие его скольжение по опорной поверхности. Для облегчения веса крюк имеет шесть просверленных отверстий, а для жесткости - ребра, приваренные перпендикулярно к плоскости крюка.
Нижние концы тетив имеют башмаки для предотвращения скольжения по опорной поверхности.
Техническая характеристика
Габариты лестницы, мм:
длина.............................................. 4100
ширина............................................. 300
вылет крюка................................... 590
Расстояние между тетивами........ 250
Шаг между ступенями.................. 340
Количество ступеней..,.................. 13
Масса, кг.......................................... 9,3
Испытание на прочность
Штурмовую лестницу требуется подвесить свободно за конец крюка и на обе тетивы (на высоте второй ступеньки снизу) нагрузить грузом по 80 кг (всего 160 кг) на 2 мин. (рис.26).
Для испытания ступеней, штурмовую лестницу, подвесить за крюк, испытать одну из ступеней, не имеющей металлических креплений, нагрузкой 200 кг на 2 мин, приложенной к середине ступени (рис.26).
Рис. 26 Испытание лестницы-штурмовки
При снятии груза после испытаний в лестнице и ее деталях не должно быть повреждений или остаточного прогиба.
4.1.22. Лестница-палка (ЛП)
Назначение
Лестница-палка (рис. 27) предназначена для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений, а также для учебно-тренировочных занятий.
|
Лестница-палка в сложенном состоянии представляет собой палку с закругленными и окованными концами, что позволяет использовать ее для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ при пожарах.
Устройство
Она состоит из двух деревянных тетив 1 и 2, восьми ступеней овального сечения 2, шарнирно соединенных с тетивами. Шарнир представляет собой металлическую втулку, плотно вставленную на конце ступени. Через втулку и тетиву пропущена ось шарнира 3, концы которой расклепаны с образованием полукруглой головки. Во избежание смятия древесины тетив под расклепанные головки подложены шайбы.
При складывании лестницы ступени ее помещаются в треугольные пазы с внутренней стороны тетив.
На одном конце каждой тетивы с помощью наконечника 7 и стяжки 8 крепят накладку, за которую убирают другую тетиву при складывании лестницы. Для предотвращения скалывания тетив на их концах установлены металлические планки 8.
Рис. 27 Лестница-палка
1,2-тетивы; 3-шарнир; 4-ступень; 5-деревянная накладка; 6-стяжка;
7-наконечник; 8-металлическая накладка
Техническая характеристика
Длина лестницы, мм:
сложенной....................................................... 3400
развернутой..................................................... 3116
Сечение сложенной лестницы, мм......... 105х68
Расстояние между тетивами, мм................. 250
Шаг между ступенями, мм............................ 340
Масса, кг, не более.......................................... 10,5
Испытание на прочность
Установить лестницу на твердом грунте, прислонив к стене с уклоном в 75º и нагрузить посредине на обе тетивы грузом 120 кг на 2 мин.
|
Для испытания ступеней одну из них подвергнуть (посредине) нагрузке 120 кг на 2 мин.
При снятии груза после испытаний в лестнице и ее деталях не должно быть повреждений или остаточного прогиба.
4.1.22. Пожарный крюк (КП)
Назначение
Пожарный крюк КП (рис. 28) предназначен для вскрытия строительных конструкций внутри помещения, разборки и обрушения стен, растаскивания тяжелых частей конструкций, удаления с места пожара отдельных частей оборудования, а также для выполнения работ, требующих усилий нескольких человек.
Рис. 28 Пожарный крюк КП
Устройство
Пожарный крюк КП изготовлен из полосовой стали сечением 25х12 мм. Длина крюка 395 мм, ширина 226 мм. Верхний конец крюка имеет заточку на два конца, а нижний, заканчивается ушком для навязывания трехпрядной веревки диаметром 14-17 мм и длиной 1,3 м. Другой конец веревки заканчивается петлей длиной 600 мм. Масса крюка 1,6 кг.
Рабочая часть крюка заострена на длине 60 мм и термически обработана. Необработанная часть крюка окрашивается в черный цвет.
Испытание
Крюк подвергается испытаниям на прочность приложением вдоль оси статической нагрузки, равной 200 кгс, в течение 50 мин. При этом не допускается изменение формы крюка.
4.1.23. Шанцевый инструмент
4.1.23.1.Пожарный легкий лом (ЛПЛ)
Стальные пожарные ломы (рис. 29, 30, 31) предназначены для вскрытия строительных конструкций при пожаротушении. ГОСТ 16714-71 предусмотрены три типа ломов: легкий, тяжелый и универсальный.
Рис. 29 Пожарный легкий лом
Пожарный легкий лом применяют при расчистке мест пожара, вскрытия кровель, обрешетки, обшивки и других подобных работах. Лом представляет собой круглый стержень, верхний конец которого отогнут под углом 45° и заострен на четыре грани так, что образуется плоское лезвие шириной 10 мм. Длина заточки 60 мм.
Нижний конец лома также четырехгранный. На расстоянии 200 мм от верхнего конца имеется кольцо диаметром 30 мм для подвески его на карабине.
4.1.23.2. Пожарный тяжелый лом (ЛПТ).
Рис. 30 Пожарный тяжелый лом
Пожарный тяжелый лом предназначен для тяжелых рычажных работ по вскрытию конструкций, имеющих плотные соединения (полы, дощатые фермы, перегородки), а также для вскрытия дверей.
Лом представляет собой круглый стержень, на верхнем конце которого имеется четырехгранный крюк, а на нижнем - заточка на два канта. В верхней части лома, на расстоянии 170 мм, имеется кольцо диаметром 30 мм для подвески его на карабине.
4.1.23.3. Универсальный пожарный лом (ЛПУ).
Рис. 31 Универсальный пожарный лом
Универсальный пожарный лом предназначен для вскрытия дверей, оконных решеток, а также для выполнения легких рычажных работ в помещениях, где теснота не позволяет применять другие виды ломов при тушении пожара.
Универсальный лом представляет собой короткий круглый стержень с двумя отогнутыми фигурными рабочими частями. Одна рабочая часть выполнена в виде фигурной лопатки, другая - в виде лопатки с опорной пятой.
Общие требования
Рабочие части ломов имеют заострение на длине не менее 60 мм для загнутых и на длине не менее 150 мм для прямых концов ломов. Поверхность ломов окрашена краской в черный цвет.
Испытание
Ломы подвергаются испытаниям на изгиб путем закрепления прямого конца лома в опоре на длине 60 мм и приложения к противоположному концу лома типа ЛПУ, а для других ломов на расстоянии 1 м от места закрепления нагрузки, равной: 100 кгс - для ломов типа ЛПТ; 80 кгс - для ломов типа ЛПЛ и ЛПУ в направлении, перпендикулярном продольной оси лома, в течение 10 мин. Появление трещин и остаточных деформаций не допускается.
4.1.23.4. Пожарный багор цельнометаллический (БПМ)
Назначение
Пожарные багры (рис. 32) предназначены для разборки при тушении пожаров кровель, стен, перегородок, стропил и других частей горящих зданий, для сваливания труб и печей, а также для растаскивания горящих материалов.
Устройство
Существует два типа багров: цельнометаллические БПМ и насадные на деревянный шест БПН.
Рис. 32 Пожарный багор цельнометаллический БПМ:
1-кольцо-рукоятка; 2-труба; 3-стальной крюк с копьем
БПМ состоит из стального крюка с копьем, посаженного на отрезок газовой трубы (диаметром 20 мм, толщиной стенки 2,8 мм), и кольца-рукоятки, изготовленной из стального прутка диаметром 20 мм, расположенного на другом конце отрезка трубы. Крюк и кольцо-рукоятка приварены к трубе. Длина багра БПМ - 2000 ± 10 мм, масса не более 5 кг.
Сварные швы должны быть ровными, без посторонних включений, наплывов и пережогов металла. Заостренные рабочие части инструмента должны быть заточены, а затем термически обработаны на длине, не менее 60 мм.
Металлические поверхности должны быть гладкими, без трещин, волосовин, плен, вмятин, заусенцев, окалины, ржавчины и других дефектов, снижающих прочность, ухудшающих внешний вид и эксплуатационные качества инструмента.
Кольцо-рукоятка должно находиться в плоскости, проходящей через середину посадочного отверстия (всада). Отклонение от соосности не должно превышать 1,0 мм.
Испытание
Багор один раз в год испытывают на прочность приложением вдоль оси статической нагрузки, равной 1960 Н (200 кгс), в течение 50 мин.
Не допускается изменение формы и нарушение сварных соединений у багров.
5. РАБОТА С ПОЖАРНЫМИ РУКАВАМИ И РУКАВНОЙ АРМАТУРОЙ
5.1. Типы пожарных рукавов
Пожарный рукав – гибкий трубопровод, оборудованный рукавными соединительными головками и предназначенный для подачи воды и водных растворов пенообразователей на расстояние. По типу рукава подразделяются на всасывающие (напорно-всасывающие) и напорные.
Всасывающий пожарный рукав (напорно-всасывающий) – рукав жесткой конструкции, который предназначен для отбора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса.
Напорный пожарный рукав – рукав, предназначенный для подачи огнетушащих веществ под давлением к месту пожара.
Промышленностью выпускаются напорные рукава следующих типов:
- прорезиненные;
- латексные;
- с двухсторонним полимерным покрытием;
- льняные;
- рукава на рабочее давление 3 МПа (30 кг/см2).
Пожарными частями эксплуатируются рукава диаметром 25, 38, 51, 66, 77, 89, 150 мм, длиной 20 м.
5.2. Соединение пожарных рукавов между собой, с пожарными стволами
и другим оборудованием
Для соединенияпожарныхрукавовмеждусобой,спожарнымистволамиидругимоборудованиемиспользуются пожарные соединительные головки.
Пожарная соединительная головка – быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов и присоединения их к пожарному оборудованию и пожарным насосам.
5.2.1. Соединение пожарных рукавов.
Соединение пожарных рукавов производится по команде: "Рукава – соединить!". По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов и устанавливает их друг против друга.
Выступ одной головки пожарный вставляет в паз другой и поворотом полугаек по часовой стрелке соединяет головки между собой.
Винтовые головки соединяются следующим образом: пожарный берет конец рукава с головкой и зажимает ее коленями, затем обеими руками берет накидную гайку второго рукава и, наворачивая ее на головку первого рукава, соединяет их между собой.
Если головки соединяются двумя пожарными, то каждый из них берет головку в руки. Затем они становятся друг против друга, составляют головки и, сжимая прокладки, поворачивают головки по часовой стрелке до полного соединения.
Винтовые головки смыкаются в том же порядке, с той лишь разницей, что пожарный, у которого находится в руках накидная гайка, навертывает ее по ходу часовой стрелки до отказа.
Рукава разъединяются по команде: "Рукава – разъединить!". По этой команде пожарные выполняют те же действия, что и при соединении рукавов, но поворот головок производится в обратном направлении, а винтовых головок – против часовой стрелки, путем свертывания накидной гайки.
5.2.2. Присоединение ствола к рукаву.
По команде: "Ствол – присоединить!" пожарный берет в одну руку головку рукава, в другую – пожарный ствол и присоединяет ствол к рукаву усилием рук или с упором головки рукава в бедро.Если усилием рук или с упором в бедро ствол присоединить не удается, то следует правым коленом опуститься на землю, взять ствол в левую руку и, используя левое колено для упора, присоединить ствол к рукаву. Отсоединяется ствол в обратном порядке.
5.2.3. Присоединение рукава к разветвлению.
Присоединение рукава к разветвлениюпроизводитсяпо команде: "Рукав к разветвлению – присоединить!". По этой командепожарный подходит к разветвлению, правой рукой берет соединительную головку рукава и, с наклоном туловища или с опусканием на колено, правой рукой присоединяет ее к разветвлению, которое придерживает левой рукой.
Соединение головки рукава с пожарной колонкой, напорным патрубком насоса и другим оборудованием производится так же, как описано выше.
Для соединения головок разного условного диаметра применяются переходные головки.
5.3. Способы прокладки рукавных линий
5.3.1. Виды прокладки рукавных линий
Существуют различные виды прокладки рукавных линий:
· горизонтальная – прокладывается по земле или по полу;
· вертикальная – прокладывается на высоту снаружи или внутри здания;
· ползучая – прокладывается по наклонным конструкциям или плоскостям;
· смешанная – одновременно по вертикальным, горизонтальным и наклонным плоскостям.
При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следующим образом: при горизонтальной прокладке 1,2 м рукава на один погонный метр местности; при вертикальной прокладке 4-5 м рукава на каждый этаж жилого здания или 6-8 м на этаж производственного здания обычной высоты; при ползучей прокладке 10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж производственного здания; при смешанной прокладке длина рукавной линии определяется суммой отрезков отдельных видов прокладки.
Различают магистральные и рабочие рукавные линии.
Магистральная линия предназначена для подачи воды от насоса до разветвления; для соединения насосов (емкостей), работающих в перекачку; для подачи воды в лафетный ствол.
Рабочая рукавная линия предназначена для подачи огнетушащих веществ от разветвления к пожарному стволу или пеногенератору.
5.3.2. Прокладка рукавов из скаток
Рукав, уложенный двойной скаткой, лежит на земле рядом с пожарным. По команде: "Рукав из скатки – проложить!" пожарный наклоняется и берет скатку правой рукой за концы у соединительных головок, левой рукой – с противоположной стороны скатки, выпрямляется, поднимает скатку, удерживая ее предплечьем правой руки, согнутой в локте. Затем пожарный переносит тяжесть тела на правую ногу, заносит скатку вправо назад, делает резкий широкий выпад (шаг) левой ногой вперед, перенося на нее тяжесть тела, резко выбрасывает скатку вытянутыми руками вперед, не выпуская концов рукава с соединительными головками из правой руки. Перед окончанием раскатки рукава пожарный делает резкий рывок правой рукой назад, кладет нижнюю соединительную головку на землю и, держа в правой руке верхнюю головку, бежит в сторону прокладки рукава, раскатывая его полностью. Прокладка рукава из одинарной скатки производится аналогично.
5.3.3. Прокладка магистральной линии
Для прокладки магистральной линиисостав расчета зависит от ее длины.
Каждый пожарный без повторных движений прокладывает по два рукава. Исходное положение расчета – с правой стороны автомобиля в одну шеренгу. По команде: "Разветвление (указывается место установки), магистральную линию на четыре рукава из скаток – марш!" пожарный № 2 открывает отсек автомобиля и берет две скатки рукавов. Один рукав кладет на землю, раскатывает второй рукав и присоединяет его соединительную головку к напорному патрубку насоса. Берет с земли первую скатку, раскатывает ее, соединяет рукава между собой, прокладывает линию из двух рукавов, присоединяет рукав к рукаву, проложенному пожарным № 1. Пожарный № 1 берет две скатки рукавов и бежит в сторону прокладки рукавной линии, останавливается примерно там, где пожарный № 2 должен закончить прокладку, раскатывает рукава, соединяет их между собой и прокладывает линию к месту установки разветвления. Пожарный № 3 берет разветвление, устанавливает его в указанном месте и присоединяет к нему рукавную линию.
5.3.4. При прокладке магистральной линии из рукавов, смотанных одинарной скаткой, пожарный № 2 сначала раскатывает один рукав и присоединяет его к насосу, потом бежит со вторым рукавом к концу первого, раскатывает его, соединяет рукава, бежит к концу второго рукава и соединяет его с рукавом, проложенным пожарным № 1.
5.3.5. Переносить рукава, смотанные в скатки, на дальние расстояния можно на плече. Для этого рукав кладется на правое (левое) плечо соединительными головками вперед, правой (левой) рукой он удерживается сверху, а левой (правой) – сбоку или снизу.
5.3.6. Прокладка рукавной линии из рукавов, уложенных на автомобиле "гармошкой", производится расчетом – один человек на один рукав. По команде: "Рукавную линию из "гармошки" на три рукава – проложить!" пожарный № 1 берет за конец верхний рукав и протягивает его в заданном направлении. По мере прокладки рукавной линии пожарный № 2 берет за соединительную головку второй рукав, пожарный № 3 – третий рукав и протягивает линию в указанном направлении. К напорному патрубку насоса линию подсоединяет водитель.
5.3.7. Прокладка рукавных линий в сложных условиях
В зоне, поражаемой взрывчатыми веществами, прокладка рукавных линий производится путем перебежек и переползания. Длина преодолеваемого пространства при перебежках зависит от местности и обстановки в поражаемой зоне. Прокладка рукавной линии от автомобиля до поражаемой зоны производится описанными выше способами, а далее, до позиции ствола, прокладывается из скаток. Для этого к поражаемой зоне подносят необходимое количество рукавов в скатках. Для прокладки рукавов назначается расчет – один человек на два рукава. Численность расчета зависит от длины рукавной линии, прокладываемой в зоне поражения.
Прокладка рукавной линии способом перебежки производится по общей команде на боевое развертывание или по команде: "Ствол (указывается позиция), рукавную линию (указывается количество рукавов) перебежкой – марш!". По этой команде пожарные берут по два рукава, намечают путь движения и пункты остановок. Пожарный № 1, используя укрытия, перебегает к месту работы, показывая направление прокладки рукавной линии. Один рукав он оставляет в резерве на случай удлинения линии или замены рукава, вышедшего из строя. Остальные пожарные, используя укрытия, перебегают по направлению, указанному первым пожарным, прокладывают рукава, соединяют их между собой, оставляя по одному рукаву в укрытиях. Последний пожарный один конец рукава присоединяет к насосу, второй – к рукавной линии, проложенной другими пожарными. По окончании прокладки линии ствольщик присоединяет ствол и докладывает о готовности к работе: "Ствол – готов!". Пожарные № 2 и № 3 находятся у места работы ствольщика. Один из них выполняет обязанности подствольщика, другой следит за состоянием рукавной линии и при необходимости подменяет ствольщика или подствольщика. При перебежке рукава переносятся в любом удобном положении, лямка ствола надевается через плечо.
Прокладка рукавной линии способом переползания производится по команде: "Ствол (указывается позиция), рукавную линию (указывается количество рукавов) по-пластунски – марш!". Пожарные берут по одной скатке рукавов, раскатывают их, мысленно намечают путь движения и пункты остановок. Каждый пожарный берет левой рукой конец раскатанного рукава и кладет его на правое (левое) плечо так, чтобы рукав находился на спине по диагонали, после чего ложится на землю. После этого пожарный подтягивает правую (левую) ногу и одновременно вытягивает как можно дальше левую (правую) руку, отталкивается согнутой ногой, передвигает тело вперед, подтягивает левую (правую) ногу, вытягивает правую (левую) руку и продолжает движение в том же порядке.
Рукавная линия может прокладываться способом переползания на четвереньках. Начальные действия при этом способе не отличаются от описанных выше. Для прокладки линии этим способом пожарный встает на колени и, опираясь на предплечья или на кисти рук, подтягивает согнутую правую (левую) ногу под грудь и, одновременно вытягивая вперед левую (правую) руку, передвигает корпус вперед до полного выпрямления правой (левой) ноги. Одновременно с этим он подтягивает под себя левую (правую) согнутую ногу, выставляет вперед другую руку и продолжает движение в том же порядке. Ствол должен быть соединен с рукавной линией, а его лямка перекинута через плечо. Прокладываемый рукав находится на спине пожарного или под ним.
Встречная прокладка рукавных линий производится пожарными двух отделений от водоисточника до места пожара и от места пожара к водоисточнику, способ прокладки выбирается в зависимости от рельефа местности и других условий.
5.3.8. Рукавную линию на автолестнице надлежит прокладывать посредине и надежно закреплять ее рукавными задержками. Давление воды в линии должно повышаться или понижаться постепенно;
- при низких температурах следует рукавные разветвления по возможности устанавливать внутри зданий, а при наружной установке утеплять их, соединительные головки утеплять подручными средствами, в том числе снегом;
- замерзшие соединительные головки, рукава в местах перегибов и соединений следует отогревать специальным устройством для размораживания рукавов, горячей водой, паром или нагретыми газами (замерзшие соединительные головки, разветвления и стволы в отдельных случаях допускается отогревать паяльными лампами и факелами);
- при прокладке рукавной линии на местности, зараженной радиоактивными веществами или химическими отравляющими веществами, все работающие должны быть обеспечены необходимыми средствами защиты и знать о допустимом времени пребывания в данной местности.
Наступление на огонь осуществляется с наветренной стороны. До начала прокладки рукавной линии на зараженной местности старший начальник обязан организовать дозиметрический контроль, определить порядок санитарной обработки пожарных и выставить пост безопасности. Место с наличием РВ или ОВ обозначается специальными указательными знаками.
5.3.9. Прокладка рукавных линий через препятствия.
Прокладка рукавной линии через водные преграды осуществляется вброд волоком, с использованием плавучих средств (лодка, катер, плот и т. д.) и спасательной веревки.
Прокладку линий через заборы необходимо производить по наклонно приставленным к ним лестницам. Рукава от заломов на заборах и подоконниках необходимо предохранять рукавными седлами или подручным материалом. При прокладке рукавов через шоссейные дороги необходимо накладывать на них рукавные мостики, расстояние между которыми должно быть равным расстоянию между колесами автомобилей. Рукавная линия прокладывается перпендикулярно дороге.
Через железнодорожные и трамвайные пути рукавные линии прокладываются поверх путей с остановкой транспорта и под рельсами, путем устройства подкопов между шпалами. При этом сначала прокладывается рукавная линия поверх рельсов, в которую подается вода. Одновременно с этим несколько пожарных делают подкоп под рельсами, прокладывают под ними рукав для замены рукава, проложенного поверх рельсов.
5.3.10. Наращивание рукавных линий.
Наращиваниерукавнойлинии производится двумя пожарными (пожарный № 1 работает со стволом, пожарный № 2 – подствольщиком) непосредственно у ствола или на расстоянии одного - двух рукавов от ствола. Например, по команде: "Линию 1-го ствола одним рукавом – нарастить!" пожарный № 2 бежит к пожарному автомобилю, берет скатку рукава, подносит ее к позиции ствола и раскатывает параллельно действующей рукавной линии. После команды: "Воду – остановить!" водитель прекращает подачу воды в линию, пожарный № 1 отсоединяет ствол, присоединяет его к принесенному рукаву и продвигается вперед, меняя позицию ствола. Пожарный № 2 присоединяет рукав к действующей линии, расправляет наращенный участок и докладывает: "Готово!". После команды: "Воду – дать!" водитель возобновляет подачу воды.
При наращивании рукавной линии на два и более рукава пожарный № 2 подносит скатки к месту наращивания и раскатывает их. В это время водитель прекращает подачу воды или снижает давление в линии. Пожарный № 2 соединяет принесенные рукава между собой, затем соединяет их с действующей линией, расправляет рукава и докладывает о готовности. Пожарный № 1 меняет позицию ствола. Подается команда водителю о подаче воды.
5.3.11.Переноска рукавной линии.
При необходимости изменения места работы ствольщика переноска рукавной линии производится по распоряжению начальника или по инициативе ствольщика, без остановки или с остановкой подачи воды.
Для переноски рукавных линий без прекращения подачи воды назначается расчет из трех пожарных на первый рукав и по два пожарных на каждый последующий. Пожарные переносят рукавную линию на указанное расстояние в руках или на плечах. При этом ствол находится в опущенном книзу положении и перекрыт спрыском или краном.
Для переноски рукавной линии с прекращением подачи воды назначается расчет из двух пожарных на первый рукав и по одному пожарному – на каждый последующий.
5.4. Подъем рукавных линий на высоту
5.4.1. Подъем рукавной линии при помощи спасательной веревки выполняется двумя пожарными, построенными в одну шеренгу; у ног лежат два рукава, рукавная задержка, ствол и спасательная веревка. По команде: "Ствол в окно 3-го этажа (на крышу), линию веревкой – марш!" пожарный № 1 со спасательной веревкой и рукавной задержкой бегом поднимается на указанную высоту, предупреждает находящегося внизу пожарного № 2 словом: "Берегись!" и, получив ответ: "Есть, берегись!", бросает спасательную веревку вниз, оставив один конец у себя. Пожарный № 2 раскатывает рукава, соединяет их между собой, присоединяет ствол, закрепляет веревку за первый рукав и ствол, подает команду пожарному № 1: "Поднимай!". Пожарный № 1 поднимает рукавную линию, создает необходимый запас рукава, закрепляет ее задержкой за конструкцию здания, занимает исходную позицию и докладывает о готовности: "Ствол – готов!". Вертикальная линия из нескольких рукавов закрепляется рукавными задержками под соединительными головками из расчета – одна задержка на один рукав.
5.4.2. Прокладка и подъем рукавной линии в домах повышенной этажности
Расчет из четырех пожарных построен у автоцистерны, находящейся в 10 м от 12-этажного жилого дома. По команде: "Ствол – на 12-й этаж, разветвление – на лестничную клетку 11-го этажа, магистральную линию спасательными веревками – марш!" пожарный № 1 берет ствол, рукав Ж 51 мм и спасательную веревку; пожарный № 2 берет разветвление, спасательную веревку и рукавную задержку. Оба пожарных поднимаются бегом по лестнице на лестничную клетку 11-го этажа, связывают веревки между собой (способами, применяемыми при закреплении спасательных веревок за конструкцию при самоспасании), открывают окно, предупреждают находящихся внизу словом: "Берегись!" и, получив ответ: "Есть, берегись!", сбрасывают один конец веревки на землю. Пожарный № 3 берет одну, а пожарный № 4 – две скатки рукавов Ж 77 мм, прокладывают магистральную линию от автоцистерны к зданию, привязывают конец спасательной веревки к концу магистральной линии и подают команду: "Поднимай!". После этой команды пожарные № 1 и № 2 поднимают магистральную линию с земли до 11-го этажа, закрепляют ее рукавной задержкой за конструкцию здания, создают запас рукава, устанавливают разветвление, присоединяют к нему магистральную и рабочую линии, прокладывают рабочую линию до исходной позиции ствола. В это время пожарный № 3 берет рукавную задержку, поднимается на 6-й этаж, где через окно закрепляет нижний рукав магистральной линии задержкой за конструкцию здания. Пожарный № 4 находится внизу и помогает прокладывать линию, расправляя рукава. Пожарный № 1 работает со стволом, № 2 – подствольщиком и на разветвлении.
5.4.3. Подъем и прокладка рукавной линии в лестничной клетке.
Если междумаршевое расстояние в лестничной клетке больше размера соединительных головок рукавов, то подъем рукавной линии в лестничной клетке осуществляется с помощью спасательной веревки так же, как и снаружи здания.
Если междумаршевое расстояние меньше размера соединительных головок рукавов, то при прокладке рукавной линии между маршами лестничной клетки вначале необходимо на первом этаже раскатать один или несколько рукавов (в зависимости от длины рукавной линии). Ствольщик со стволом и рукавной задержкой берет один конец рукава и, пропуская его между маршами лестничной клетки, поднимается на заданный этаж.Затем он создает запас рукава, закрепляет линию рукавной задержкой, присоединяет ствол, занимает исходную позицию и докладывает о готовности к работе. Пожарный № 2 помогает прокладывать линию, разматывая и расправляя рукава, работает подствольщиком.
При прокладке рукавной линии по маршам лестничной клетки пожарный № 1 раскатывает один, затем второй рукав, присоединяет его к первому, берет в руки второй рукав у соединительной головки и прокладывает рукавную линию по маршам на указанный этаж. Рукавная линия должна быть проложена ближе к стене. Дальнейшие действия такие же, как указано выше. Пожарный № 2 помогает прокладывать линию, разматывая и расправляя рукава, работает подствольщиком.
5.4.4. Подъем рукавной линии по переносным и стационарным пожарным лестницам.
Для подъема рукавной линии по выдвижной трехколенной лестнице назначается расчет из двух пожарных, которые построены в одну шеренгу в 10 м от установленной выдвижной лестницы; у ног лежит рукав, рукавная задержка и ствол. По команде: "Ствол по выдвижной лестнице – на крышу (в окно 3-го этажа) – марш!" пожарный № 1 прокладывает рукав к лестнице, присоединяет к нему ствол, перекидывает рукав со стволом через левое плечо, при этом рукав, идущий вниз, пожарный пропускает между ног или под правой рукой и поднимается вверх по лестнице. Затем он переходит на крышу (в окно), создает необходимый запас рукава, закрепляет рукавную линию задержкой за карниз или другую конструкцию здания и докладывает: "Ствол – готов!". Пожарный № 2 удерживает лестницу при подъеме пожарного № 1.
Подъем рукавной линии по стационарной пожарной лестнице, штурмовой лестнице и лестнице-палке осуществляется аналогично, одним пожарным.
5.4.5. Прокладка рукавной линии с помощью автолестницы (автоподъемника)
При прокладке рукавной линии по автолестнице пожарный № 2 раскатывает рукава и соединяет их на земле. Пожарный № 1 действует так же, как при подъеме рукавной линии по стационарной или по переносной лестнице.
При подъеме рукавной линии с помощью лифта-люльки двое (трое) пожарных с рукавами поднимаются на нем на заданный этаж, раскатывают там рукава, соединяют их между собой и спускают линию вниз, оставив один конец у себя с запасом рукава для маневрирования и закрепив линию рукавной задержкой. Крепление вертикальной рукавной линии, поднятой выше девятого этажа, производится из расчета двух задержек на один рукав.
Прокладка рукавной линии на высоту с помощью коленчатого автоподъемника производится расчетом из двух человек. Пожарный № 1 берет конец рукава, ствол, закрепляет рукав задержкой за ограждающие конструкции кабины коленчатого автоподъемника и поднимается в кабине на заданную высоту. Затем переходит на крышу или в окно, присоединяет ствол к рукаву, создает запас рукава и докладывает о готовности. Пожарный № 2 находится внизу, раскатывает и соединяет рукава между собой, подтягивает рукавную линию к месту ее подъема и следит, чтобы подъем рукавной линии был свободным.
5.5. Спуск мокрой рукавной линии вниз по пожарным лестницам
Перед спуском рукавных линий с высоты во всех случаях необходимо из них слить воду, отсоединив рукава от насоса или разветвления.
5.5.1. Спуск мокрой рукавной линии по выдвижной (стационарной и т. д.) лестнице
По команде: "Рукавную линию по выдвижной (стационарной и т. д.) лестнице – спустить!" ствольщик снимает с рукавной линии задержку, перекидывает ствол с рукавом через левое плечо, переходит из окна (с крыши) на лестницу и опускается с рукавной линией вниз.
5.5.2. Спуск мокрой рукавной линии при помощи спасательной веревки