Постановка цели, задач и содержательный аспект научного исследования в педагогике, психологии




Основные характеристики научного исследования

 

К основным характеристикам квалификационной работы, которые формулируются во введении и являются одной из важнейших частей исследования, относятся:

1) актуальность;

2) объект и предмет исследования;

3) цель, задачи исследования;

4) гипотеза (для курсовой работы) и положения, выносимые на защиту (для итоговой квалификационной работы);

5) научная новизна, практическая значимость;

7) методология и методы исследования;

8) экспериментальная база исследования;

9) апробация результатов;

10) структура работы.

Актуальность исследования

 

Определить актуальность темы - означает также подчеркнуть ее связь с важными аспектами тех или иных социальных проблем современности, решению которых может способствовать ее исследование.

Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях:

во-первых, отвечает насущной потребности практики;

во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.

При описании актуальности исследования желательно придерживаться следующей логики:

1. Показать актуальность направления исследования;

2. Выделить специфику, показать необходимость исследования темы;

3. Охарактеризовать актуальность, как для науки, так и для практики;

4. Показать, какие задачи стоят перед практикой обучения, воспитания, развития, консультирования и т.д. и перед психолого-педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества;

5. Рассмотреть нормативно-правовые документы (законы, постановления, программы приоритетных направлений и т.д.), в которых есть ссылки на необходимость данного научного исследования согласно специфики специальности;

6. Сформулировать, что сделано предшественниками и кем (в самом общем, конспективном положении, указать ФИО ученых и практиков);

7. Указать, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать;

8. Сформулировать тему исследования;

9. Выделить проблему исследования.

Проблема исследования – теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос должен соответствовать двум критериям:

а) объективность. Возникновение проблемы должно быть продиктовано объективными факторами;

б) значимость. Проблема должна иметь теоретическое или прикладное значение для науки.

10. Сформулировать тему исследования.

 

Объект, предмет исследования

 

Объект - это часть практики, которая подлежит исследованию. Для того, чтобы определить объект исследования, необходимо ответить на вопрос: «Что рассматривается?».

Объект психологического исследования - это определенная психологическая реальность, на которую направлена познавательная деятельность исследователя.

В качестве объекта могут выступать, например, процессы обучения, воспитания или развития личности в определенных условиях, процессы становления новых образовательных и воспитательных систем, процессы формирования определенных качеств личности и т.п.

Предмет - это часть объекта, та сторона, с которой рассматривается объект (свойства, стороны, отношения, особенности, процессы данного объекта, которые выделяются для изучения).

Например:

Тема: «Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера».

Объект - учебно-воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие творчества учащихся.

Предмет - способы развития творчества младших школьников в обучении с применением компьютера.

 

Тема: «Развитие познавательного интереса слабоуспевающих учащихся на уроках русского языка».

Объект - процесс формирования познавательного интереса учащихся при обучении русскому языку.

Предмет - нетрадиционные формы и методы обучения русскому языку, направленные на формирование познавательного интереса слабоуспевающих учащихся.

Постановка цели, задач и содержательный аспект научного исследования в педагогике, психологии

 

Цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-либо проблему. В цели формулируется общий замысел исследования.

Ф ормулировки цели:

- исследование педагогических (научно-методических, организационно-педагогических и т.д.) основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

- выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, организационно-педагогических...) условий формирования (воспитания, развития)...;

- обоснование содержания, форм, методов и средств...;

- составление методики (методической системы) формирования чего-либо...;

- определение и систематизация педагогических средств...;

- составление теоретической модели...;

- педагогическое обоснование чего-либо...

Например:

Тема: «Особенности реализации нейролингвистического подхода на уроках литературного чтения в начальной школе.

Цель - исследовать особенности реализации нейролингвистического подхода на уроках литературного чтения в начальной школе

 

Нежелательно использовать в формулировке цели исследования:

- термины «меры», «пути» (пути совершенствования, обосновать пути эффективности и т.д.);

- подменять цели научного исследования целями практическими (например, «совершенствование процесса обучения...», «сформировать у детей представления о...» и т.д.).

Сформулированная цель исследования логически определяет его задачи.

Задачи – действия, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

В научных работах задачи ставятся как перед теоретической частью, так и перед эмпирической.

Для теоретического анализа ставятся задачи типа:

- «Раскрыть психологическое содержание понятия...»;

- «Определить психологическую структуру феномена...» и т.п.

Задачи эмпирического исследования формулируются примерно так:

- «Установить зависимость...»;

- «Разработать и апробировать методику...»;

- «Изучить влияние... на развитие...» и т.п.

Например:

Тема: «Психолого-педагогический аспект работы с гиперактивными детьми младшего школьного возраста».

Задачи исследования:

1. Изучить феномен гиперактивности младшего школьного возраста;

2. Составить программу психологической диагностики гиперактивного поведения младшего школьника и обосновать направления психолого-педагогической работы по снижению гиперактивности;

3. Провести анализ опытно-экспериментальной работы по снижению гиперактивности младшего школьника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: