Основные характеристики научного исследования
К основным характеристикам квалификационной работы, которые формулируются во введении и являются одной из важнейших частей исследования, относятся:
1) актуальность;
2) объект и предмет исследования;
3) цель, задачи исследования;
4) гипотеза (для курсовой работы) и положения, выносимые на защиту (для итоговой квалификационной работы);
5) научная новизна, практическая значимость;
7) методология и методы исследования;
8) экспериментальная база исследования;
9) апробация результатов;
10) структура работы.
Актуальность исследования
Определить актуальность темы - означает также подчеркнуть ее связь с важными аспектами тех или иных социальных проблем современности, решению которых может способствовать ее исследование.
Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях:
во-первых, отвечает насущной потребности практики;
во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.
При описании актуальности исследования желательно придерживаться следующей логики:
1. Показать актуальность направления исследования;
2. Выделить специфику, показать необходимость исследования темы;
3. Охарактеризовать актуальность, как для науки, так и для практики;
4. Показать, какие задачи стоят перед практикой обучения, воспитания, развития, консультирования и т.д. и перед психолого-педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества;
|
5. Рассмотреть нормативно-правовые документы (законы, постановления, программы приоритетных направлений и т.д.), в которых есть ссылки на необходимость данного научного исследования согласно специфики специальности;
6. Сформулировать, что сделано предшественниками и кем (в самом общем, конспективном положении, указать ФИО ученых и практиков);
7. Указать, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать;
8. Сформулировать тему исследования;
9. Выделить проблему исследования.
Проблема исследования – теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос должен соответствовать двум критериям:
а) объективность. Возникновение проблемы должно быть продиктовано объективными факторами;
б) значимость. Проблема должна иметь теоретическое или прикладное значение для науки.
10. Сформулировать тему исследования.
Объект, предмет исследования
Объект - это часть практики, которая подлежит исследованию. Для того, чтобы определить объект исследования, необходимо ответить на вопрос: «Что рассматривается?».
Объект психологического исследования - это определенная психологическая реальность, на которую направлена познавательная деятельность исследователя.
В качестве объекта могут выступать, например, процессы обучения, воспитания или развития личности в определенных условиях, процессы становления новых образовательных и воспитательных систем, процессы формирования определенных качеств личности и т.п.
Предмет - это часть объекта, та сторона, с которой рассматривается объект (свойства, стороны, отношения, особенности, процессы данного объекта, которые выделяются для изучения).
|
Например:
Тема: «Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера».
Объект - учебно-воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие творчества учащихся.
Предмет - способы развития творчества младших школьников в обучении с применением компьютера.
Тема: «Развитие познавательного интереса слабоуспевающих учащихся на уроках русского языка».
Объект - процесс формирования познавательного интереса учащихся при обучении русскому языку.
Предмет - нетрадиционные формы и методы обучения русскому языку, направленные на формирование познавательного интереса слабоуспевающих учащихся.
Постановка цели, задач и содержательный аспект научного исследования в педагогике, психологии
Цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-либо проблему. В цели формулируется общий замысел исследования.
Ф ормулировки цели:
- исследование педагогических (научно-методических, организационно-педагогических и т.д.) основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;
- выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, организационно-педагогических...) условий формирования (воспитания, развития)...;
- обоснование содержания, форм, методов и средств...;
- составление методики (методической системы) формирования чего-либо...;
- определение и систематизация педагогических средств...;
- составление теоретической модели...;
|
- педагогическое обоснование чего-либо...
Например:
Тема: «Особенности реализации нейролингвистического подхода на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цель - исследовать особенности реализации нейролингвистического подхода на уроках литературного чтения в начальной школе
Нежелательно использовать в формулировке цели исследования:
- термины «меры», «пути» (пути совершенствования, обосновать пути эффективности и т.д.);
- подменять цели научного исследования целями практическими (например, «совершенствование процесса обучения...», «сформировать у детей представления о...» и т.д.).
Сформулированная цель исследования логически определяет его задачи.
Задачи – действия, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
В научных работах задачи ставятся как перед теоретической частью, так и перед эмпирической.
Для теоретического анализа ставятся задачи типа:
- «Раскрыть психологическое содержание понятия...»;
- «Определить психологическую структуру феномена...» и т.п.
Задачи эмпирического исследования формулируются примерно так:
- «Установить зависимость...»;
- «Разработать и апробировать методику...»;
- «Изучить влияние... на развитие...» и т.п.
Например:
Тема: «Психолого-педагогический аспект работы с гиперактивными детьми младшего школьного возраста».
Задачи исследования:
1. Изучить феномен гиперактивности младшего школьного возраста;
2. Составить программу психологической диагностики гиперактивного поведения младшего школьника и обосновать направления психолого-педагогической работы по снижению гиперактивности;
3. Провести анализ опытно-экспериментальной работы по снижению гиперактивности младшего школьника.