1) С.Г. Волконский, С.П. Трубецкой, П.И. Пестель, П.Н. Дурново
2) Уезды, губернии, волостели, провинции
3) Петрашевцы, ишутинцы, чайковцы, нечаевцы.
V. Расположите события в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми они обозначены в правильной последовательности в таблицу (6 баллов)
1. Расположите в хронологической последовательности события:
1) издание Указа о вольных хлебопашцах
2) создание военных поселений
3) начало Столыпинской аграрной реформы
4) отмена временнообязанного состояния крестьян
5) работа Редакционных комиссий
6) инвентарная реформа
2. Расположите в хронологической последовательности названия заключавшихся Россией международных соглашений:
1) Фридрихсгамский мир
2) Тильзитский мир
3) Вечный мир с Польшей
4) Нерчинский договор
5) Ништадтский мир
6) военная конвенция с Францией
VI. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Вставляемые понятия (имена, даты, термины) занесите под соответствующими порядковыми номерами в таблицу (10 баллов)
Первая русская революция, начавшаяся в (1) году, стала результатом отказа самодержавия решать рабочий, национальный и самый наболевший – аграрный– вопросы. Сигналом для выступления широких народных масс стало «(2 – название) воскресенье», когда шествие рабочих под руководством священника Георгия (3 – фамилия) к Зимнему дворцу было разогнано войсками. На посту министра внутренних дел князяСвятополк-Мирского сменил Булыгин, взявший курс на создание и созыв палаты народных представителей – (4 – учреждение) с законосовещательными полномочиями.
Однако представители народа не собирались сдаваться: уже весной возник первый Совет рабочих депутатов в (5 – город). Революционное движение в деревне вылилось в изгнание помещиков из усадеб и последующий «черныйпередел» земель между общинами. Страну накрыла и новая волна политического терроризма – в феврале был убит бывший генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович, приговор которому вынесла партия (6 – название партии). К осени ситуация в империи стала критической – отдельные забастовки на предприятиях и железных дорогах вылились в единую Всероссийскую октябрьскую политическую (7 – термин). Николай II под давлением С.Ю. Виттеподписал т.н. «Манифест (8 –число) октября», гарантировавший населению политические права. Было объявлено о создании нового правительства – Совета министров.
|
Центр революционного движения из Петербурга переместился в (9 – город), где в (10 – месяц) вспыхнуло вооружённое восстание.
VII. Перед Вами изображения девяти русских военачальников. Их можно разделить на 3 группы по 3 военачальника в каждой, положив в основу классификации совместное участие в одной войне. Запишите в первом столбце приведённой ниже таблицы названия войн, на основании участия в которых можно разделить военачальников на 3 группы, во втором столбце укажите годы начала и окончания каждой войны. Во третий столбец таблицы внесите порядковые номера изображений военачальников, участвовавших в соответствующей войне (18 баллов)
VIII. Рассмотрите схему и ответьте на поставленные вопросы (8 баллов)
|
1. Напишите название войны, одно из сражений которой изображено на схеме (1 балл)
2. Назовите год, в котором произошло данное сражение (1 балл)
3. Напишите название места обозначенного на схеме сражения цифрой 1 (1 балл)
4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны (2 балла)
1) Изображённое на схеме сражение стало первой крупной морской победой России.
2) Противником России в войне, события которой изображены на схеме, была Франция.
3) Во время войны, к событиям которой относится изображённое на схеме сражение, в России была учреждена Адмиралтейств-коллегия.
4) В войне, к событиям которой относится изображённое на схеме сражение, союзником России была Англия.
5) В сражении, изображённом на схеме, принимал участие русский царь.
6) Победа русских в сражении, изображённом на схеме, была достигнута за счёт их подавляющего превосходства над противником в крупных парусных кораблях.
5. Какое название получил мирный договор, подписанием которого завершилась данная война? Приведите не менее двух условий данного договора (3 балла)
IX. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода (10 баллов)
|
Из записок современника событий
«На другой день москвитяне собрались за городом, в той стороне, где не было неприятелей, для решения, кому из бояр вручить царскую корону. Но как скоро началось совещание и знатнейшие особы вместе с прочими стали подавать голоса, выступили вперёд несколько человек с такими словами: "В числе князей нет никого, кто мог бы сказать, что он знатнее других родом и саном, следовательно, если выберем царём какого-либо князя, бояре будут ему завидовать и крамольничать, никто не любит кланяться равному! Итак, возьмём чужеземца, который сам был бы королевского рода и в России не имел бы себе подобного.
В Римской империи много королей, достойных носить нашу корону, но нет ни одного, кто и языком, и одеждою, и обычаями так был бы с нами согласен, как Сигизмунд, король польский, или сын его Владислав, уже герой знаменитый. Возведём его на престол: только тогда успокоится Россия, иначе, при всяком другом царе, бедствиям не будет конца. О Димитрии не говорим ни слова, каждому известно, что он плут и обманщик, беглый учитель белорусский, достойный не престола, а виселицы. Итак, господа, если вы согласны, мы подумаем об условиях, с коими возведём Владислава на престол так, что наша вера и обычаи останутся неприкосновенными и народ не будет обременён новыми налогами: извольте объявить ваше мнение!"
Все сословия, воскликнув, что ничего не может быть лучше этого совета, определили привести его в исполнение, только осмотрительно. Под Смоленск отправлено посольство с предложением Владиславу русского престола, но на многих условиях. Сигизмунд, выслушав послов, отпустил их с удовлетворительным ответом и уполномочил полководца своего Жолкевского вступить с русскими в переговоры. Он обещал москвитянам свободу вероисповедания, неприкосновенность их законов, нравов и обычаев и уверял, что сын его не только не дозволит нарушать русские права, но и будет иметь о них особенное попечение».
1. Укажите год, когда произошли события, описываемые в документе (1 балл)
2. Укажите название переходного правительства, сформированного в России в данном году (1 балл)
3. Укажите русского царя, отстранение которого от власти стало одной из причин событий, описываемых в отрывке (1 балл)
4. Укажите причину приглашения на российский престол иностранного правителя, названную в записках (1 балл)
5. На каких условиях согласно данному отрывку он приглашался на российский престол? Укажите любые два условия (2 балла)
6. Под каким названием известен период российской истории, к которому относятся описываемые события? Привлекая исторические знания, укажите любые три причины (предпосылки) возникновения ситуации, отразившейся в этом названии (4 балла)
X. Перед вами высказывания историков о событиях и деятелях российской истории. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваше задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися вам наиболее существенными (мах 24 балла)
1. «Русь приняла крещение от Византии. И это сразу определило ее историческую судьбу, ее культурно-исторический путь» (Г.Флоровский).
2. «В Древней Руси слово «иго» означало то, чем скрепляют что-либо […] В значении «господство», «угнетение» впервые зафиксировано лишь при Петре I. Союз Москвы и Орды держался до тех пор, пока он был взаимовыгодным» (Л.Н.Гумилев).
3. «В истории средневековой России, пожалуй, не было такого десятилетия, в котором было проведено столько реформ, как в годы правления Избранной рады» (В.Б. Кобрин, историк)
4. «Контрреформы в России – это не реформы со знаком минус; это своеобразное следствие реформ в том виде, в котором они были проведены, и одновременно способ разрешения общественных противоречий, реформами порожденных» (В.И. Пантин).
5. «Великая Отечественная война сформировала облик целой эпохи» («Политическая история России»)
Ваше сочинение-эссе будет оценено жюри по следующим критериям:
1. Обоснованность выбора темы (объясните, почему Вы выбрали именно эту тему, и какую задачу (задачи) ставите перед собой в своей работе).
2. Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий.
3. Опора на исторические теории, гипотезы и версии.
4. Точность и аргументированность выводов.
5. Логичность изложения, уровень композиционного решения работы