МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
Методические указания для обучающихся
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема: Философия и методология Истории как науки. Периодизация мировой и отечественной истории. Понятие и типы цивилизаций. Древние цивилизации Востока, античной Греции и императорского Рима. Становление славянской цивилизации.
Цели занятия:
- Помочь обучающимся понять место и значение Истории, исторической науки в системе человеческих знаний.
- Определить предмет Истории как науки, дать периодизацию мировой и отечественной истории.
- Сформировать представление о методологии, как учении о научном познании мира вообще и применительно к исторической науке, в частности.
- Раскрыть принципы научного познания Истории.
- Выяснить сущность понятия «исторический источник», дать классификацию источников, показать их роль и значение в познании прошлого.
- Охарактеризовать российские исторические школы и их основателей.
- Сформировать у обучающихся понимание общей теории этногенеза.
- Выяснить происхождение и расселение славян.
Учебная карта занятия:
Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
- Место и значение Истории в системе человеческих знаний. Методы исторических исследований. Исторические источники и их классификация.
- Понятие и типы цивилизации. Древние цивилизации Востока, античной Греции и императорского Рима.
- Российские исторические школы и их представители. Теория этногенеза.
- Происхождение и расселение славян.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения обучающимися:
- Цивилизации Древнего Востока, античной Греции и императорского Рима.
Тема: Восточные славяне. Образование Древнерусского государства, его социально-экономический и политический строй. Проблемы христианизации Древней Руси.
Цели занятия:
- Раскрыть процесс образования Древнерусского государства. Охарактеризовать его социально-экономический и политический строй.
- Показать социальную структуру древнерусского общества.
- Разобраться с проблемами христианизации Древней Руси.
Учебная карта занятия:
Устный опрос по вопросам темы.
- Вопросы для подготовки по теме:
- Образование Древнерусского государства, его социально-экономический и политический процесс.
- Социальная структура древнерусского общества.
- Проблемы христианизации Древней Руси.
Тема: Место Средневековья во всемирно-историческом процессе. Развитие Древнерусского государства в условиях монголо-татарской экспансии и агрессивных устремлений католического Запада.
Цели занятия:
- Показать место Средневековья во всемирно-историческом процессе.
- Помочь обучающимся выяснить причины государственной раздробленности Древней Руси, показать её проявления и последствия.
- Показать международное положение Древнерусского государства накануне и в период его трансформации в конфедерацию княжеств.
- Раскрыть специфику взаимоотношений отдельных княжеств в период государственной раздробленности, их связи с внешним миром.
- Показать агрессивную сущность Запада по отношению к народам Прибалтики и Северо-Западной Руси.
- Показать героизм, мужество и стойкость русского народа в борьбе с иноземными захватчиками, как на Западе, так и на Востоке.
Учебная карта занятия:
Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
- Место Средневековья во всемирно-историческом процессе.
- Причины, государственной раздробленности Древней Руси её проявления и последствия.
- Борьба русского народа с иноземными захватчиками.
Тема: Культура древней и средневековой Руси (IX-XIV в.в.). Научно-теоретическая конференция.
Цели занятия:
- Приобщить обучающихся к культурному наследию русского народа.
- Познакомить обучающихся с бытом, нравами, обычаями и религиозными верованиями восточных славян.
- Показать процесс становления и развития письменности у восточных славян.
- Определить место, роль и значение древнерусской литературы.
- Раскрыть процесс становления архитектуры и живописи в Древнерусском государстве.
- Познакомить обучающихся с практическими приёмами врачевания и знахарства на Руси.
Учебная карта занятия:
Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
- Быт, нравы, обычаи и религиозные верования восточных славян.
- Культура русского народа в IX – XIV вв.: письменность, просвещение, литература, архитектура, живопись.
- Врачевание и знахарство на Руси.
Тема: Формирование Московского централизованного государства. Характеристика Российского самодержавия. Смутное время. Борьба русского народа против польской и шведской интервенции.
Цели занятия:
- В хронологической последовательности рассмотреть процесс формирования самодержавной власти в России.
- Проследить борьбу центральной власти против княжеско-боярской оппозиции в 30-40-е годы XVI в.
- Охарактеризовать личность первого русского царя Ивана Васильевича (Грозного).
- Раскрыть процесс складывания института сословно-представительной монархии в России.
- Дать определение термина «опричнина», указать хронологические рамки опричнины, её цели и последствия.
- Дать краткую характеристику XVII века в истории мира и России.
- Указать причины Смуты в Российском государстве.
- Охарактеризовать личность и деятельность Б.Ф. Годунова.
- Раскрыть сущность понятия «самозванство», проследить появление и деятельность Лжедмитрия I, Лжедмитрия II и прочих самозванцев в России.
- Показать сложность и трагизм гражданского противостояния в России в период «смутного времени».
- Проследить борьбу русского народа против польских и шведских интервентов.
- Отметить роль патриотических сил России в деле возрождения её государственных институтов.
- Показать стойкость, мужество русских людей в процессе преодоления последствий «смутного времени».
Учебная карта занятия:
Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
- Борьба центральной власти против княжеско-боярской оппозиции в 30-40 годы XVI в.
- Правление Ивана IV Грозного. Формирование сословно-представительской монархии.
- Опричнина: сущность, цели, последствия.
- Причины и начало «смутного времени». Правление Б.Ф. Годунова.
- Самозванство. Борьба русского народа против польской и шведской интервенции. Преодоление последствий «смуты».
Тема: Европа в эпоху Нового времени. Становление российского абсолютизма. Реформы Петра I.
Цели занятия:
- Изучить изменения, происходящие в Европе в эпоху Нового времени.
- Охарактеризовать социально-экономическое и политическое положение России на рубеже XVII–XVIII веков.
- Раскрыть преобразовательную деятельность Петра I и процесс формирования российского абсолютизма и ранне-буржуазной империи.
- Показать достижения в развитии горнозаводского дела на Урале и превращении края в главный центр отечественной металлургии того времени.
- Показать основные направления внешнеполитической деятельности Петра I в первой четверти XVIII в.
Учебная карта занятия:
Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
- Европа в эпоху Нового времени.
- Россия на рубеже XVII – XVIII вв. Характеристика Петра I.
- Преобразовательная деятельность Петра I. Формирование российского абсолютизма и ранне-буржуазной империи.
- Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения обучающимися:
- Международные отношения в новое время.
Тема: Дворцовые перевороты. Государственная деятельность Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма».
Цели занятия:
- Помочь обучающимся изучить борьбу придворных группировок за наследие Петра I.
- Раскрыть реформаторскую деятельность Екатерины II, сущность проводимой ею политики «просвещенного абсолютизма».
- Охарактеризовать международное положение России в рассматриваемый период.
- Показать основные направления внешней политики России и её результаты.
Учебная карта занятия:
Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
- Борьба за наследие Петра I Дворцовые перевороты.
- Правление Екатерины II. Политика «просвещённого абсолютизма»: замыслы и реальности.
- Международное положение и внешняя политика российского государства в XVIIIв.
Тема: Социально-экономические и политические развитие России в XIX в. Реформы 60-х и контрреформы 80-годов. Нарастание освободительного движения.
Цели занятия:
- Помочь обучающимся с современных позиций охарактеризовать XIX век, показать его место в истории человечества и народов России.
- Дать характеристику императору Александру I раскрыть сущность и значение проведённых им реформ.
- Охарактеризовать личность императора Николая I, показать преобразования, которые были осуществлены в годы его правления.
- Раскрыть сущность взглядов славянофилов и западников, показать их роль в развитии общественно-политической мысли в России.
- Определить причины, вызвавшие кризис феодально-крепостнической системы в России.
- Показать сущность и значение Крестьянской реформы 1861 г.
- Проследить процесс модернизации общественно-политического строя в России в ходе реформ 60 и контрреформ 80-х годов.
- Показать становление и развитие капитализма в России, раскрыть его особенности.
Учебная карта занятия:
Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
- Царствование императора Александра I: правительственный реформизм и проблемы социально-экономической модернизации.
- Отечественная война 1812 г.: причины, ход и результаты.
- Правление Николая I. Внутренняя и внешняя политика правительства во второй четверти XIX в. Славянофилы и Западники.
- Кризис феодально-крепостнической системы. Крестьянская реформа 1861 г. и её значение.
- Модернизация общественно-политического строя в ходе реформ 60- и контрреформ 80-х годов.
- Развитие капитализма в России, его особенности.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения их обучающимися:
1. Декабристы и их роль в становлении общественно-политической мысли в России.
Тема: Новейшее время в истории мировой цивилизации. Российская империя в начале XX века.
Цели занятия:
1. Дать общую характеристику XX веку, показать его место в истории мировой цивилизации.
2. Помочь обучающимся с научных позиций рассмотреть процесс трансформации российского капитализма в империализм.
3. Выяснить причины революции 1905-1907 гг., её место в истории страны.
4. Показать деятельность Государственных дум первых созывов, оценить опыт российского парламентаризма.
5. Раскрыть сущность, ход и результаты реформ П.А. Столыпина.
Учебная карта занятия:
Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
- Новейшее время в истории мировой цивилизации.
- Россия на рубеже веков.
- Революция 1905-1907 гг. и её место в истории страны.
- Исторический опыт российского парламентаризма.
- Вынужденное реформаторство царизма. Аграрная политика П.А. Столыпина.
Тема: Первая мировая война. Крушение самодержавия. Взятие власти большевиками.
Цели занятия:
1. Назвать причины первой мировой войны, кратко изложить ход военных компаний 1914-1916гг.
2. Показать, как в ходе войны росло социальное напряжение в стране, приведшее к падению самодержавия.
3. Проследить нарастание общенационального кризиса в России от февраля к октябрю 1917 г. и захват власти большевиками.
Учебная карта занятия:
Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
- Россия в первой мировой войне.
- Рост социальной напряжённости. Падение самодержавия.
- Обострение общенационального кризиса в стране. Взятие власти большевиками.
Тема: Создание советской государственной системы. Гражданская война. Политика «военного коммунизма». Переход к новой экономической политике (НЭП).
Цели занятия:
- Помочь обучающимся разобраться в тех процессах, которые происходили в стране после захвата власти большевиками.
- Раскрыть сущность первых революционных преобразований, проведённых Советской властью в первые годы «пролетарской» диктатуры.
- Проследить основные этапы Гражданской войны, показать её причины, расклад политических сил, их цели, а также методы и способы борьбы, применявшиеся противоборствующими сторонами.
- Раскрыть сущность, цели и результаты политики «военного коммунизма».
- Дать определение новой экономической политики, показать её цели и значение.
Учебная карта занятия:
Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
- Первые социально-экономические преобразования Советской власти.
- Гражданская война: причины, цели, политические силы и результаты. Политика «военного коммунизма».
- Новая экономическая политика (НЭП): сущность, цели уроки.
Тема: Образование СССР. Промышленная модернизация страны в 20 – 30-е годы. Формирование командно-административной системы.
Цели занятия:
- Показать процесс национально-государственного строительства и образование СССР.
- Помочь обучающимся с современных позиций разобраться в сложившейся в конце 20-х-30-е годы социально-экономической и политической обстановке в Советской России».
- Раскрыть сущность внутрипартийной борьбы по вопросам перспектив развития страны в рассматриваемый период.
- Определить цели, задачи индустриализации страны, источники средств для её проведения, показать трудовой героизм народа в годы первых пятилеток и общие итоги промышленного развития СССР накануне Великой Отечественной войны.
- Показать значение индустриализации СССР.
- Рассмотреть процесс развития сельского хозяйства в годы НЭПа, показать его противоречивость.
- Раскрыть сущность сталинского курса по развитию сельского хозяйства СССР, показать способы и методы его переустройства на так называемых «социалистических» началах.
Учебная карта занятия:
Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
- Борьба в ВКП(б) по вопросам перспектив развития страны. Поражение антисталинской оппозиции.
- Индустриализация страны. Эпопея первых пятилеток.
- Коллективизация: цели, задачи, методы и социально-экономические последствия.
Тема: Борьба советского народа против фашизма и японского милитаризма в годы Второй мировой и Великой отечественной войны (1939-1945 г.г.)
Цели занятия:
- На основе новейших научных исследований данного периода мировой и отечественной истории помочь обучающимся разобраться в перипетиях внешней политики проводимой руководителями СССР и ведущих капиталистических держав в конце 30-х годов XX в.
- Определить причины Второй мировой и Великой Отечественной войны.
- Рассмотреть характер и цели Великой Отечественной войны.
- Проследить организаторскую деятельность руководства СССР по превращению страны в единый военный лагерь и достижению победы над фашистской Германией и милитаристской Японией.
- Показать процесс формирования антигитлеровской коалиции.
- Раскрыть основные периоды Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа на фронте и в тылу.
- Подвести итоги и определить уроки Второй мировой и Великой Отечественной войны.
Учебная карта занятия:
Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
- Внешняя политика, проводимая руководителями СССР и ведущих капиталистических держав в конце 30-х годов XX в.
- Причины и начало Второй мировой войны.
- Нападение фашистской Германии по СССР. Характер и цели Великой Отечественной войны.
- Организация обороны страны. Создание антигитлеровской коалиции.
- Основные периоды Великой Отечественной войны.
- Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войны.
Тема: Изменение в системе международных отношений после Второй мировой войны. Холодная война.
Цели занятия:
- Помочь обучающимся разобраться в проблемах послевоенного развития мира.
- Рассмотреть причины возникшего противостояния двух политических систем, раскрыть сущность «политики с позиции силы» («холодная война»).
Учебная карта занятия:
Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
- Послевоенное развитие мира.
- Противостояние двух социально-политических систем.
- Холодная война.
Тема: Восстановление народного хозяйства СССР в послевоенный период. Социально-экономическое и политическое развитие страны в 1953-1964 г.г.
Цели занятия:
- Рассмотреть процесс восстановления народного хозяйства СССР в послевоенный период, показать трудовой героизм советских людей в деле возрождения промышленности, сельского хозяйства и жилого фонда страны в районах подвергшихся оккупации.
- Охарактеризовать внутриполитический курс советского руководства в послевоенный период, показать процесс укрепления авторитарно-бюрократической системы в СССР.
- Раскрыть сущность понятия «культ личности Сталина», показать объективные и субъективные причины, вызвавшие формирование этого явления, характер проявления культа личности Сталина и показать его последствия.
- Показать сущность политики руководства СССР по преодолению культа личности Сталина и его последствий, отметить её непоследовательность и противоречивость.
- Раскрыть основные направления социально-экономической политики правительства СССР во второй половине 50-х – начале 60-х годов по повышению эффективности экономики, социального прогресса.
Учебная карта занятия:
Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
- Восстановление народного хозяйства СССР.
- Укрепление авторитарно-бюрократической системы.
- Осуждение культа личности Сталина.
- Поиск путей повышения эффективности экономики, социального прогресса.
Тема: СССР в 1965 – 1984 годах. Нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни советского общества и государства.
Цели занятия:
- Помочь обучающимся разобраться в сущности и основных направлениях научно-технической революции.
- Раскрыть деятельность руководства СССР по развитию отечественной науки, современных видов производств, подготовке научно-технических кадров и т.д.
- Показать процесс разработки и сущность экономических реформ, предложенных в средине 60-х годов А.Н. Косыгиным и его сторонниками.
- Проследить ход выполнения решений Мартовского и Сентябрьского Пленумов ЦК КПСС 1965 г., указать причины, повлиявшие на непоследовательность и слабую эффективность начатых преобразований.
- Показать нарастание кризисных явлений в жизни советского общества в конце 70-х – средине 80-х годов XX в.
- Рассмотреть внешнеполитическую деятельность советского руководства в изучаемый период.
Учебная карта занятия:
Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
- Научно-техническая революция и проблемы развития СССР. Попытки экономических реформ середины 60-х годов, причины их неудач.
- Сущность социально-экономической политики советского руководства в 70-е – первой половине 80-х годов.
- Нарастание кризисных явлений в жизни советского общества.
- Внешнеполитическая деятельность советского руководства: успехи и ошибки.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения их обучающимися:
1 Место и роль России в современном мире.
Тема: Изменение внешнеполитического курса советского руководства во второй половине 80-х годов. Крушение коммунистических режимов в странах Восточной и Юго-Восточной Европы. Попытки реформирование советской системы, причины их неудач. Разрушение СССР. Становление Российской Федерации.
Цели занятия:
1. Помочь обучающимся разобраться в проблемах, с которыми столкнулся мир в середине 80-х годов, указать причины краха коммунистических режимов в странах Восточной и Юго-Восточной Европы.
2. Показать сущность кризиса социально-политической системы в СССР, раскрыть причины и роль субъективного фактора в ликвидации Советского Союза.
3. Проанализировать процесс обретения Российской Федерации государственной самостоятельности и формирования в стране гражданского общества и правового государства.
Учебная карта занятия:
Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
- Изменение внешнеполитического курса советского руководства во второй половине 80-х годов. Крах коммунистических режимов в странах Восточной и Юго-Восточной Европы.
- Кризис социально-политической системы. Ликвидация СССР. Формирование в России гражданского общества и правового государства.
- Поиск путей преобразования экономики России: достижения, ошибки и перспективы.
Тема: Перевод экономики России на рыночные отношения: достижения и просчеты. Поиск новых путей развития страны. Место и роль Российской Федерации в современном мире.
Цели занятия:
- Проследить за ходом преобразований экономики России в 90-е годы XX в., показать их результаты.
- Раскрыть сущность социально-политических реформ, проводимых руководством Российской Федерации на рубеже веков.
- Показать развитие России в современных условиях.
Учебная карта занятия:
Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
- Перевод экономики России на товарно-денежные рыночные отношения. Достижения и просчеты.
- Роль и место России в современном мире.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА
Тема: Цивилизация Древнего Востока, античной Греции и императорского Рима.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения
1. Раскройте содержание термина «цивилизация».
2. Назовите четыре основных типа цивилизации.
3. Охарактеризуйте каждый тип цивилизации.
4. Раскройте содержание терминов: полис, демократия, республика, империя.
Литература:
- Сенькова И.В., История. От первобытности до конца XVII века [Электронный ресурс] / И.В. Сенькова - Архангельск: ИД САФУ, 2014. - 112 с. - ISBN 978-5-261-00957-3 - Режим доступа:https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785261009573.html
Тема: Место Средневековья во всемирно-историческом процессе.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения
1. Каковы географическиеграницы Средневекового мира?
2. Укажите хронологические рамки Средних веков.
3. Что включает в себя понятие «Крестовые походы»?
4. С какими врагами вел борьбу русский народ в период Средневековья?
Литература:
- Сенькова И.В., История. От первобытности до конца XVII века [Электронный ресурс] / И.В. Сенькова - Архангельск: ИД САФУ, 2014. - 112 с. - ISBN 978-5-261-00957-3 - Режим доступа:https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785261009573.html
Тема: Международные отношения в Новое время.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения
1. Почему международные отношения в Новое время впервые становятся действительно всемирными?
2. Какие средства оставались важнейшим инструментом внешней политики мировых держав в Новое время?
3. Что включает в себя понятие «Колониальная система империализма»?
Литература:
1. Чикалов Р.А., Новая история стран Европы и Северной Америки (1815 - 1918) [Электронный ресурс]: учебник / Р.А. Чикалов, И.Р. Чикалова - Минск:Выш. шк., 2013. - 686 с. - ISBN 978-985-06-2284-6 - Режим доступа:https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9789850622846.html
2. Золотухин М.Ю., Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX века. В 3 ч. Ч. 2 [Электронный ресурс]: учеб.для студентов вузов / А.М. Родригес и др.; под ред. А.М. Родригеса, М.В. Пономарева - М.: ВЛАДОС, 2006. - 621 с. (Учебник для вузов.) - ISBN 5-691-01491-9 - Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5691014919.html
3. Родригес А.М., Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX века. В 3 ч. Ч.3 [Электронный ресурс] / Родригес А.М., Пономарев М.В. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 703 с. - ISBN 978-5-691-01556-4 - Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691015564.html
Тема: Новейшее время в истории мировой цивилизации.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения
1. В чем состоит сущность перехода отиндустриальной цивилизации кпостиндустриальной?
2. Что включает в себя понятие «Научно - техническая революция (НТР)?
3. Почему применение информационных технологий стало особенностью современного этапа развития мировой цивилизации?
Литература:
1. Гаджиев К.С., Новейшая история стран Европы и Америки. XX век [Электронный ресурс] / Гаджиев К.С., Закаурцева Т. А., Золотухин М.Ю., Родригес А.М., Макеева Л. А., Пономарев М.В., Белоусова К. А., Таньшина Н. П., Шаповалов В. Л. - М.: ВЛАДОС, 2014.–463 с. (Учебник для вузов) - ISBN 978-5-691-00607-4 - Режим доступа: -https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691006074.html
Тема: Россия и мир в условиях глобализации.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения
1. Какие новые вызовы, риски и угрозы представляют опасность для международного сообщества?
2. Какова главная цель внешней политики России?
3. Кто продолжает оставаться самыми главными и верными союзниками России в современном мире?
Литература:
- Гаджиев К.С., Новейшая история стран Европы и Америки. XX век [Электронный ресурс] / Гаджиев К.С., Закаурцева Т. А., Золотухин М.Ю., Родригес А.М., Макеева Л. А., Пономарев М.В., Белоусова К. А., Таньшина Н. П., Шаповалов В. Л. - М.: ВЛАДОС, 2014.–463 с. (Учебник для вузов) - ISBN 978-5-691-00607-4 - Режим доступа: -https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691006074.html
- История России [Электронный ресурс]: Учебник / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко; Под ред. Н.И. Павленко. - М.: Абрис, 2012. - 661 с. - ISBN 978-5-4372-0063-6 - Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785437200636.html
- История России [Электронный ресурс]: Учебное пособие для вузов / Под редакцией И.И Широкорад. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - (Современное образование) - 496 с. (Современное образование) - ISBN 978-5-9292-0161-5 - Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5929201285.html
Вопросы к зачету по дисциплине «История»
1. Место и значение Истории в системе человеческих знаний. Периодизация мировой и отечественной истории.
2. Понятие и типы цивилизации. Древние цивилизации Востока, античной Греции и императорского Рима.
3. Становление и развитие славянской цивилизации.
4. Раскройте содержание терминов: полис, демократия, республика, империя.
5. Расселение восточных славян. Образование Древнерусского государства.
6. Проблемы христианизации Древней Руси.
7. Развитие Древнерусского государства в условиях монголо-татарской экспансии и агрессивных устремлений католического Запада.
8. Формирование Российского централизованного государства.
9. Укажите географические границы Средневекового мира.
10. Укажите хронологические рамки Средних веков.
11. Что включает в себя понятие: «Крестовые походы».
12. С какими врагами вел борьбу русский народ в период Средневековья.
13. Правление Ивана IV «Грозного». Формирование сословно-представительской монархии.
14. Опричнина Ивана IV «Грозного» (1564-1572 г.г.) сущность, цели, последствия.
15. Причины и начало «смутного времени». Правление Б.Ф.Годунова (1598 – 1605 гг.).
16. «Самозванство». Борьба русского народа против польской и шведской интервенции в начале XVII в.
17. Преодоление последствий «смутного времени». Деятельность первых царей династии Романовых (Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича).
18. Европа в период Нового времени.
19. Почему международные отношения в Новое время впервые становятся действительно всемирными.
20. Какие средства оставались важнейшим инструментом внешней политики мировых держав в Новое время.
21. Что включает в себя понятие «Колониальная система империализма?
22. Преобразовательная деятельность Петра I. Формирование российского абсолютизма.
23. Внешняя политика России в годы правления Петра I.
24. Борьба за наследие Петра I. Дворцовые перевороты (1725 – 1762 гг.).
25. Государственная деятельность Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма».
26. Международное положение и внешняя политика Российской империи при Екатерине II.
27. Царствование императора Александра I (1801 – 1825 гг.): правительственный реформизм и проблемы социально - экономической модернизации.
28. Правление Николая I (1825 – 1855 гг.): изменение политического курса. Западничество и славянофильство.
29. Модернизация общественно–политической системы в ходе реформ Александра II (60 х – 70 х гг. XIX в.)
30. Развитие капитализма в России, его особенности.
31. Развитие общественно–политической мысли в России. Создание первых политических организаций и партий.
32. Революция 1905 – 1907 гг. и ее место в истории страны.
33. Исторический опыт российского парламентаризма.
34. Вынужденное реформаторство царизма. Аграрная политика П.А. Столыпина.
35. В чем состоит сущность перехода от индустриальной цивилизации к постиндустриальной?
36. Первая мировая война. Обострение социально-политической ситуации в России. Падение самодержавия.
37. Двоевластие и его эволюция (март – июль 1917 г.).
38. Обострение общенационального кризиса в стране. Взятие власти большевиками.
39. Первые преобразования советской власти (октябрь 1917 г. – март 1918 г.).
40. Гражданская война (1918 – 1920 гг.): причины, цели, политические силы и последствия.
41. Новая экономическая политика: сущность, цели, последствия.
42. Национально-государственное строительство. Образование СССР.
43. Борьба в ВКП(б) за власть и по вопросам перспектив развития страны. Поражение антисталинской оппозиции (1923 – 1930 гг.).
44. Промышленная модернизация страны в 20-е – 30-е годы XX века.
45. Коллективизация сельского хозяйства (1928 – 1937 гг.): цели, методы и последствия.
46. Кто из членов Политбюро ЦК ВКП(б) был обвинен в 1928 г. в правом уклоне?
47. Как называлась группа делегатов XIV съезда ВКП(б), выступившая против И.В. Сталина?
48. Что разрешил И.В. Сталин делать партийным работникам после поездки в сельские районы Сибири?
49. Дайте анализ внешней политики, проводимой руководителями СССР и ведущих капиталистических держав в конце 30-х годов XX в.
50. Раскройте причины и укажите начало Второй мировой войны.
51. Нападение фашисткой Германии на СССР. Характер и цели Великой Отечественной войны.
52. Организация обороны страны. Создание антигитлеровской коалиции.
53. Основные периоды Великой Отечественной войны.
54. Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войны.
55. Послевоенное развитие мира. Противостояние двух социально–политических систем.
«Холодная война».
56. Восстановление народного хозяйства СССР.
57. Осуждение культа личности Сталина.
58. Научно – техническая революция и проблемы развития СССР. Попытки экономических реформ середины 60 х годов, причины их неудач.
59. Почему применение информационных технологий стало важной особенностью современного этапа развития мировой цивилизации.
60. Раскройте сущность экономических реформ, предложенных в 1965 г. А.Н. Косыгиным и его сторонниками.
61. Покажите процесс нарастания кризисных явлений в жизни советского общества к концу 70-х – середине 80-х годов.
62. Охарактеризуйте сущность внешнеполитической деятельности руководства СССР во второй половине 80-х годов XX в.
63. Каковы причины краха коммунистических режимов в странах Восточной и Юго-Восточной Европы?
64. Охарактеризуйте политический кризис, приведший к ликвидации СССР.
65. Покажите ход и результаты экономической реформы в России проведенной в начале 90-х годов XX в.
66. Какие новые вызовы, риски и угрозы представляют сегодня опасность для международного сообщества.
67. Какова главная цель внешней политики России на современном этапе.
68. Кто остается главными и верными союзниками России в современных условиях.