РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫВ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Экологическое пространство в ДОУ
5.1.1. Экологические пространства в ДОУ
5.1.1.1. групповые уголки природы
5.1.1.2. экологическая комната
5.1.1.3. кабинет природы/лаборатория
5.1.1.4. зимний сад
5.1.1.5. зал релаксации
5.1.1.6 музей природы
5.1.2. Экологические пространства на территории в ДОУ
5.1.2.1.площадка природы
5.1.2.2. мини-ферма
5.1.2.3. уголок нетронутой природы
5.1.2.4. экологическая тропа
5.1.2.5. маршруты в природу
5.1.2.6. огород
5.1.2.7. цветник
5.1.2.8 сад
Введение
Экологические пространства – «Специальные места в д/с, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в экологическом воспитании дошкольников»
Экологические пространства – «Это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых»
(Николаева С.Н.)
Экологические пространства в ДОУ
групповые уголки природы
(Саморукова П.Г.)
План:
А) История создания уголка природы (УП)
Б) значение УП
В) Объекты УП, требования к отбору объектов
Г) размещение объектов УП
Д) временные обитатели УП: растения участка УП; оживление веток; «огород на окне»; выкопка луковичных растений; содержание насекомых; лягушка в УП.
А) История создания уголка природы (УП)
УП создан в младших классах гимназий и реальных училищ прибл.в 1860 г. основоположником является А.Я. Герд. Он предложил знакомить учащихся с живыми объектами (растениями, животными) непосредственно в естественнонаучном кабинете. Мысль тесного общения с природой воплотилась в уголках природы. Передовые идеи Герда были подхвачены Тихеевой, Водовозовой, Ушинским. В д.с.стали проводится небольшие исследования, наблюдения, труд по уходу… сейчас уголок природы должен быть создан в каждой группе + единый на весь детский сад.
Б) значение УП
- дает ребенку яркие представления.
- в УП дети сосредотачивают свое внимание на небольшом количестве объектов, что обеспечивает более глубокое их познание
- возможность длительного наблюдения
- формирование знаний о животных, трудовые навыки, умения, развитие наблюдательности
- формирование интереса к природе
В) Объекты УП, требования к отбору объектов
Объекты УП | |
Постоянные | Временные |
Комнатные растения, аквариум с рыбами, птицы, мелкие млекопитающие – хомяк/ морская свинка, пресмыкающиеся (черепаха), земноводные (лягушка) | Желтые листья, плоды, насекомые, водные обитатели (жуки), земноводные (лягушка, икринки), ветки деревьев, огород на окне |
Требования к отбору объектов
1. Растения и животные должны быть типичными для той или иной группы (знакомство детей с основными типичными чертами их)
2. Растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызывать и удерживать еще не очень устойчивое внимание детей.
3. Надо иметь несколько экземпляров одного вида растения и животных, чтобы находить сходства и различия
4. Должны быть безопасны для здоровья детей
5. Подбор в УП неприхотливых растений и животных, чтобы дети смогли ухаживать и наблюдать за ними, не затрачивая много силы и времени на труд.
6. Учет биологических потребностей растения и животного.
Г) размещение объектов УП
- Размещая, учитывать биологические потребности
- УП должен украшать интерьер
- объекты УП размещаются на уровне роста детей
Д) временные обитатели УП
Растения участка
Осень – размещение в УП растений из ближайшего окружения. Выкапываем и пересаживаем цветы в горшки, помещаем овощи, фрукты, плоды в УП. Посадка в ящики корневища мать-и-мачехи. С появлением первоцветов начинаем вести «календарь цветов»
Оживление веток
Срезать не ранее, чем через 3-4 месяца после опадения с них листьев (декабрь-февраль). Ветки для цветения должны быть длинными (1 м) и толстыми (толщина более пальца). Срезанные ножом ветки ставят в воду. Места среза должно быть косым. В сосуд поместить несколько угольков. Вода 16-20 гр. Вода меняется, когда она становится мутной. Когда на концах образуется студенистый налет, концы веток обтирают тряпочкой и отрезают от них тонкие ломтики, затем вновь ставят в воду.
«Огород на окне»
Возможность в течение года наблюдать за ростом и развитием растений.
Выращивание лука на перо: луковицы высаживают в ящик рядами на расстояние 5 см (выращивать начинаем с 1 октября)
Выращивание салата, укропа, редиса – лучше ранней весной. Семена высеивают в ящики (под 8-10 см) Расстояние между рядами уропа и салата 3-4 см, для редиса 4-5 см (по 2 семечки). Ящики после посева закрыть стеклом и поставить в теплое место. Умеренный полив.
С детьми старшего дошкольного возраста можно выращивать рассаду огурцов и помидоров.
Выкопка луковичных растений
Гиацинт, тюльпан, нарцисс.
Для выкопки выбирают крупные, здоровые, плотные и тяжеловесные луковицы.
Посадку производят в сентябре-октябре.
Луковицу гиацинта сажают так, чтобы она не возвышалась над краем горшка. Сверху горшок с посаженной луковицей засыпают слоем земли, песка или опилок (8-10 см)
Горшок нужно поставить в деревянный ящик или картонную коробку и засыпать землей или опилками высотой 10 см, полить водой и поставить в прохладное место (4-5 гр.). поливать при просыхании земли. Примерно через 2-2,5 месяца горшок вынимаем из ящика, освобождаем росток от земли или опилок и помещаем в комнату, предварительно закрыв его плотным бумажным колпаком. Через 8-9 дней росток открывают. Через 25-30 дней гиацинт зацветет.
Луковицы тюльпана в августе-октябре высаживают по три штуки так, чтобы они не соприкасались. В прикопке луковицы держат 1,5-2 месяца.
Содержание насекомых
Временно можно содержать божью коровку, жужелицу, майского жука, бабочек.
Содержат насекомых в садках. Ими могут служить различные банки.
Лягушка в УП
Для наблюдения за превращением икринки в лягушку комок икры вместе с водой помещают в неглубокую плошку на светлое место. Кормят головастиков водными растениями, мелко нарезанным салатом, циклопами. Маленьких лягушат лучше выпустить на волю, т.к. очень трудно найти подходящих для их питания живых мелких насекомых.