Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура
и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.
Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
Региональный компонент. Наш край в XVIII веке.
3. Тематическое планирование
№ | Тема | Параграф | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||
У истоков российской модернизации (Введение). | Введение (История России) | ||||
Россия и Европа в конце XVII в. | §1 | ||||
Предпосылки петровских реформ. | §2 | ||||
Начало правления Петра I. | §3 | ||||
Великая Северная война 1700-1721 гг. | §4, контурные карты с. 2-3 | ||||
Великая Северная война 1700-1721 гг. | §4, контурные карты с. 4, 6 | ||||
Реформы управления. | §5 | ||||
Экономическая политика | §6, | ||||
Российское общество в петровскую эпоху. | §7 | ||||
Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. | §8 | ||||
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. | §9, контурные карты с. 7 | ||||
Перемены в культуре России в годы петровских реформ. | §10 | ||||
Повседневная жизнь и быт при Петре I | §11 | ||||
Народы России в петровскую эпоху | Составление презентации | ||||
Значение петровских преобразований в истории страны. | §12, подготовка к контрольной работе | ||||
Повторительно-обобщающий "Россия при Петре I" | повторение | ||||
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. | §13-14 | ||||
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. | §13-14 | ||||
Внутренняя политика и экономика в 1725-1762 гг. | §15 | ||||
Внутренняя политика и экономика в 1725-1762 гг | §15 | ||||
Внешняя политика России в 1725-1762 гг. | §16 | ||||
Внешняя политика России в 1725-1762 гг. | §16, контурные карты с.9 | ||||
Национальная и религиозная политика. | С 103, | ||||
Повторительно-обобщающий."Россия эпохи дворцовых переворотов" | повторение | ||||
Россия в системе международных отношений | §17 | ||||
Внутренняя политика Екатерины II | §18 | ||||
Внутренняя политика Екатерины II | §18 | ||||
Экономическое развитие России при Екатерине II | §19 | ||||
Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. | §20 | ||||
Народные движения. Восстание Е. И. Пугачева | §21, контурные карты с. 10 | ||||
Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. | С. 32 | ||||
Внешняя политика Екатерины II | §22, контурные карты с. 11 | ||||
Внешняя политика Екатерины II | §22 | ||||
Освоение Новороссии и Крыма | §23 контурные карты с. 12 | ||||
Повторительно-обобщающий."Российская империя при Екатерине II" | повторение | ||||
Внутренняя политика Павла I. | §24 | ||||
Внешняя политика Павла I. | §25, контурные карты с. 19 | ||||
Повторительно-обобщающий "Россия при Павле I" | повторение | ||||
Общественная мысль, публицистика, литература в XVIII в. | С. 72-77 | ||||
Образование в XVIII в. Российская наука и техника. | С. 77-86 | ||||
Искусство в XVIII веке. | С. 86-101 | ||||
Перемены в повседневной жизни российских сословий | §26 | ||||
Народы России в XVIII веке | С. 101 | ||||
Повторительно-обобщающий урок "Россия в XVIII веке" | повторение |
История Нового времени
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретенных в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
В процессе использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).
Следует иметь в виду, что предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.
Личностные результаты:
– осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
– освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
– осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
– понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
– способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
– овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
– готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
– активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
– овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
– формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
– формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
– развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
– овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
– способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
– способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
– умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5–9 классов по всеобщей истории в единстве ее содержательных и деятельностных компонентов.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
– указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
– соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
– характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
– группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
– читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
– осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;
– сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
– последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
– характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
– на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
– различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
– соотносить единичные исторические факты и общие явления;
– различать причину и следствие исторических событий, явлений;
– выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
– раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
– сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
– излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
– приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
– определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
– применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
– использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и вне школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
– способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание учебного предмета