Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.




Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.

Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура

и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.

Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.

Региональный компонент. Наш край в XVIII веке.

3. Тематическое планирование

Тема Параграф Кол-во часов Дата проведения
По плану По факту
  У истоков российской модернизации (Введение). Введение (История России)      
  Россия и Европа в конце XVII в. §1      
  Предпосылки петровских реформ. §2      
  Начало правления Петра I. §3      
  Великая Северная война 1700-1721 гг. §4, контурные карты с. 2-3      
  Великая Северная война 1700-1721 гг. §4, контурные карты с. 4, 6      
  Реформы управления. §5      
  Экономическая политика §6,      
  Российское общество в петровскую эпоху. §7      
  Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. §8      
  Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. §9, контурные карты с. 7      
  Перемены в культуре России в годы петровских реформ. §10      
  Повседневная жизнь и быт при Петре I §11      
  Народы России в петровскую эпоху Составление презентации      
  Значение петровских преобразований в истории страны. §12, подготовка к контрольной работе      
  Повторительно-обобщающий "Россия при Петре I" повторение      
  Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. §13-14      
  Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. §13-14      
  Внутренняя политика и экономика в 1725-1762 гг. §15      
  Внутренняя политика и экономика в 1725-1762 гг §15      
  Внешняя политика России в 1725-1762 гг. §16      
  Внешняя политика России в 1725-1762 гг. §16, контурные карты с.9      
  Национальная и религиозная политика. С 103,      
  Повторительно-обобщающий."Россия эпохи дворцовых переворотов" повторение      
  Россия в системе международных отношений §17      
  Внутренняя политика Екатерины II §18      
  Внутренняя политика Екатерины II §18      
  Экономическое развитие России при Екатерине II §19      
  Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. §20      
  Народные движения. Восстание Е. И. Пугачева §21, контурные карты с. 10      
  Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. С. 32      
  Внешняя политика Екатерины II §22, контурные карты с. 11      
  Внешняя политика Екатерины II §22      
  Освоение Новороссии и Крыма §23 контурные карты с. 12      
  Повторительно-обобщающий."Российская империя при Екатерине II" повторение      
  Внутренняя политика Павла I. §24      
  Внешняя политика Павла I. §25, контурные карты с. 19      
  Повторительно-обобщающий "Россия при Павле I" повторение      
  Общественная мысль, публицистика, литература в XVIII в. С. 72-77      
  Образование в XVIII в. Российская наука и техника. С. 77-86      
  Искусство в XVIII веке. С. 86-101      
  Перемены в повседневной жизни российских сословий §26      
  Народы России в XVIII веке С. 101      
  Повторительно-обобщающий урок "Россия в XVIII веке" повторение      

История Нового времени

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретенных в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

В процессе использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).

Следует иметь в виду, что предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.

Личностные результаты:

– осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

– освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

– осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

– понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

– способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

– овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

– готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

– активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

– овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

– формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

– формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

– развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;

– овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

– способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

– способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

– умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5–9 классов по всеобщей истории в единстве ее содержательных и деятельностных компонентов.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

– указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

– соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

– характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

– группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

– читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

– осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;

– сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

– последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

– характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

– на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

– различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

– соотносить единичные исторические факты и общие явления;

– различать причину и следствие исторических событий, явлений;

– выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

– раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

– сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

– излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

– приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

– определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

– применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

– использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и вне школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

– способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Содержание учебного предмета



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: