Русский рэп как вспомогательное средство в изучении философских тем на уроках обществознания




Как известно, обществоведческий курс в России включает и философские темы. Причём как на профильном, так и на базовом уровне. Самое печальное, что проблема не в отсутствии знаний у ребят по отдельным темам, связанным с философией, а в том, что многие школьники вообще не знают, чем именно занимается философия и что изучает!!! Речь пойдет об основном вопросе философии. Как известно, основной вопрос философии включает в себя несколько частей (сторон): аксиологию, гносеологию и онтологию. Если обобщить, можно получить вот такую схему, которую ученики с презентации или любым другим способом должны переписать в тетрадь:

Разумеется, то, что указано в моей таблице, это не полное раскрытие основного вопроса философии, но чтобы школьников отложилось четко хотя бы это в голове, нам потребуется текст песни рэп-группы «Каста» «Не замечаем» (легко скачать в Интернете аудиоматериал). Прежде чем включать текст песни, рекомендуется дать школьникам объяснение и задание. Стоит упомянуть, что философия - «мать наук», из которой вышли почти все современные науки. Затем дать школьникам письменное задание на основе прослушанного отрывка песни (Желательно, чтобы текст у них был либо в распечатке на парте у каждого, либо на экране проектора во время воспроизведения отрывка песни 0:19-1:15). Если позволяет время, можно ученикам 2 раза произвести аудиоматериал.

Задание к аудиоматериалу

1. На основе прослушанного (одновременно увиденного на экране или в распечатке) текста песни выяснить, какие проблемы и недостатки таит в себе научное познание?

Примерная модель ответа: научное познание до конца так и не позволяет однозначно ответить на коренные «основные вопросы философии. Не позволяет быстро и легко добиться гармонии и стабильности в обществе и тд.

2. Найдите и дополните каждую из трёх сторон основного вопроса философии отрывками из песни.

Примерная модель ответа:

Онтология: Имело ль место первопричина можно лишь вопрошать

Аксиология: Почему мне делать зло вместо добра, если меня не смогут покарать?

Гносеология: помимо «Есть ли бог»? также можно найти проблему сущности пространства и времени, энергии и материи, бесконечен ли мир или вселенная имеет лимит?

Отрывок из песни «Не замечаем» (тестовый фрагмент)

Наука, религия и искусство - из них трех
Науке брошен самый обоснованный упрек.
Ею не достигнут порог, не найден способ
Добыть ответ на самые коренные вопросы.
Есть ли Бог или нет вовсе - догадок бездна
Есть ли жизнь после, науке неизвестно.
Имело ль место первопричина можно лишь вопрошать,
И наука не знает, есть ли душа.
О пространстве и времени,
Об энергии и материи расходится наука во мнении.
Нет точного представления,
Бесконечен ли мир или вселенная имеет лимит.
Почему не делать зло вместо добра,
Если мне нравится зло и меня не смогут покарать?
Может ли выступить наука как гарант того,
Что не начнет войну самодержавный тиран?
Молчат академики РАН и не знают, в том числе
Как достичь гармонии в обществе?
При минимальных жертвах у науки есть ответы
Минимум уже два вели к концу света.
Припев:
Мы пожимаем плечами,
Все открывается другими ключами…

Благодаря такой яркой методике по сравнению с обычным объяснением у учеников отложится в голове содержание основного вопроса философии. На всю работу с аудио и текстовым материалом рекомендуется отводить не более 10-12 минут. После того, как ученики выполнили письменное задание, стоит с несколькими из них обсудить. Раз основной вопрос философии состоит из трёх сторон, то стоит опросить трёх учеников. Также стоит сказать ученикам, чтобы они между сторонами основного вопроса филосии оставили место. (После ответа ученика на вопрос про онтологию, стоит попросить учеников законспектировать, что древнегреческие философы (именно оттуда берет истоки эта наука) по разному считали, что есть первопричина. Можно вспомнить Фалеса, Анаксимена и Анаксагора и их теорию о том, что есть первопричина. А потом сказать, как в современной философии обстоит дело с решением этого вопроса. После ответа ученика о гносеологической стороне можно учителю добавить информацию о выделении наук из философии, то есть начать разговор видах наук (точные, социально-гуманитарные, естественно-научные – (по старому -натурфилософия). После ответа ученика о аксиологической стороне, можно также сказать, что на основе ответа на вопрос «есть ли бог» формируются религиозные убеждения (атеизм, теизм) и тд. И тогда разговор пойдет в русле темы религия. Или можно подвести итог, сказав, что аксиологической стороной занимается в первую очередь религия, и мораль (этика).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: