3 июля 1926 года
т. КУЙБЫШЕВУ
Дорогой Валериан!
При сем мои мысли и предложения по системе управления. Существующая система - пережиток. У нас сейчас уже есть люди, на которых можно возложить ответственность. Они сейчас утопают в согласованиях, отчетах, бумагах, комиссиях. Капиталисты, каждый из них имел свои средства и был ответственен. У нас сейчас за все отвечает СТО П/бюро. Так конкурировать с частником и капитализмом, и с врагами нельзя. У нас не работа, а сплошная мука. Функциональные комиссариаты с их компетенцией - это паралич жизни и жизнь чиновника-бюрократа. И мы из этого паралича не вырвемся без хирургии, без смелости, без молнии. Все ждут этой хирургии. Это будет то слово и дело, которого все ждут. И для нашего внутреннего, партийного положения это будет возрождение. Оппозиция будет раздавлена теми задачами, которые партия поставит. Сейчас мы в болоте. Недовольства и ожиданий кругом, всюду. Наше внешнее положение очень тяжелое. Англия все больше и больше нас окружает стальными сетями. Революция там еще не скоро. Нам нужно, во что бы то ни стало сплотить все силы около партии. Хозяйственники играют тоже большое значение. Они сейчас в унынии и растеряны. Я лично и мои друзья по работе тоже "устали" от этого положения невыразимо. Полное бессилие. Сами ничего не можем. Все в руках функциональников - Шейнмана и Фрумкина. Так нельзя. Все пишем, пишем, пишем. Нельзя так. А вместе с тем величайшие перед нами проблемы, для них нет у нас времени и сил... И наши профсоюзы спят. Не находим общего языка. Согласуем. Как же можно драться будет и подготовиться к защите.
Наша кооперация - спрягаем и склоняем о ее социализме, а она все на помочах, лупит потребителя, лупит промышленность, не дает серьезно поставить и разрешить вопрос о частнике, который все растет и растет, все накопляет. Кооперация отвергает мои меры против спекуляции и планового снабжения частника, чтобы он, удешевив своих цен, не заставил то же сделать и кооперацию.
|
Кроме вопросов управления, нам надо серьезно, не так, как сейчас, поставить и разрешить вопросы
о дисциплине труда,
о кооперации,
о частнике и спекуляции,
о местничестве.
У нас сейчас нет единой линии и твердой власти. Каждый комиссариат, каждый зам и пом, и член в наркоматах - своя линия. Нет быстроты, своевременности и правильности решений.
Я всем нутром протестую против того, что есть. Я со всеми воюю. Бесплодно. Ибо я сознаю, что только партия, ее единство - могут решить задачу, ибо я сознаю, что мои выступления могут укрепить тех, кто наверняка поведут и партию, и страну к гибели, то есть Троцкого, Зиновьева, Пятакова, Шляпникова. Как же мне, однако, быть? У меня полная уверенность, что мы со всеми врагами справимся, если найдем и возьмем правильную линию в управлении на практике страной и хозяйством, если возьмем потерянный темп, ныне отстающий от требований жизни. Если не найдем этой линии и темпа - оппозиция наша будет расти и страна тогда найдет своего диктатора - похоронщика революции,- какие бы красные перья ни были на его костюме...
От этих противоречий устал и я.
Я столько раз подавал в отставку. Вы должны скорее решить. Я не могу быть председателем ВСНХ - при таких моих мыслях и муках. Ведь они излучаются и заражают. Разве ты этого не видишь.
|
Твой Ф. Дзержинский
Источник: ЦПА НМЛ, ф.76, оп.4, д.3543, лл. 1-2
Тема 7. ПАССАЖИРЫ«ФИЛОСОФСКОГО ПАРОХОДА»
Философский пароход» в узком смысле — собирательное имя для двух рейсов немецких пассажирских судов Oberbürgermeister Haken (29—30 сентября) и Preussen (16—17 ноября)[4], доставивших из Петрограда в Штеттин более 160 человек. Высылки осуществлялись также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию.
Среди высланных летом — осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наибольшее количество было преподавателей вузов и в целом лиц гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи — 45, профессора, педагоги — 41, экономисты, агрономы, кооператоры — 30, литераторы — 22, юристы — 16, инженеры — 12, политические деятели — 9, религиозные деятели — 2, студенты — 34.
Приводимые ниже материалы помогут составить своеобразный социологический "портрет" российского интеллигента начала 20-х годов прошлого столетия — пассажира "философского парохода".
Задание:
Изучите документы о высылке представителей российской интеллигенции. Определите, есть ли различия в информации в данных материалах? Если да, то какие?
Сгруппируйте высланных
· по профессиональной принадлежности
· по политической принадлежности
Определите, почему представили каждой их групп были высланы из России или подверглись репрессиям?