Прочитайте текст и выполните задания 9-16.




Вариант 9

Часть 1

Ответами на задания 1-15 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово(-а) правильно.

ЧЕТВЕРО друзей

состоится согласно ГРАФИКУ

пара ПОЛОТЕНЦЕВ

СЛАЩЕ мёда

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р..сток пшеницы

зап..сано в блокнот

прот..реть пыль

изл..гать мысли

Определите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О после шипящей согласной. Выпишите эти слова.

луч..м

уч..ба

заключ..нный

ж..лудь

Выпишите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.

использу..мые инструменты

высажива..мый десант

вспен..вшийся напиток

ненавид..вший несправедливость

Определите слова, в которых на месте пропуска пишется две буквы НН. Выпишите эти слова.

Больной стоял, прильнувши лицом к стекля..ой садовой двери, и пристально смотрел на цветник.

Лодка дрожала и металась на волнах, как испуга..ый конь, и резала кипучую пену.

Они, как сироты на земле, ото всего оторва..ы, и своей воли нет у них.

Ведь всё уже было испробова..о.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Внутреннее чувство, (НЕ)УМОЛКАЯ, протестует против войны.

Почерк на конверте был (НЕ)ЗНАКОМЫЙ.

До ночлега остается ехать (НЕ)БОЛЬШЕ часа.

На всём лежал холодный, матовый покров (НЕ)ОСВЕЩЁННОЙ солнцем росы.

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Огромный старый клён (1) возвышавшийся (2) над всей южной частью сада (3) видный отовсюду (4) оделся свежей и густой зеленью.

Определите словосочетание, где выделенное слово является главным. Выпишите это словосочетание.

заполненной таблицей записанныйсекретарём
громко засмеявшись Падая на паркет

Прочитайте текст и выполните задания 9-16.

 

(1)Мама старалась скрыть от меня войну.

(2)Она старалась, чтобы я про неё знал поменьше. (3)Ел бы себе завариху, слушал радио, тут никуда не денешься, не заткнёшь же мне уши, и бегал бы в школу, учился себе на здоровье!

(4)Смешно просто думала мама... (5)Взрослая, а рассуждала как ребёнок... (6)Да разве же скроешь её, войну, разве упрячешь её куда-нибудь подальше?

(7)Вот она, вся на виду, правильно говорила Анна Николаевна, наша учительница, – и свечки в классе, и тетрадки из старых газет, а сегодня – это страшное, куда его денешь? (8)Я вспомнил жёлтые, словно восковые, ноги убитого бойца, изрешеченный осколками санитарный вагон, и мне стало горько.

–(9)Гады, – прошептал я, – гады! – (10)И сжал кулаки, вспомнив открытки, полученные от отца, женщину, нарисованную на этих открытках, и слова «Родина-мать зовёт!».

(11)Я думал не раз про эти слова, женщина с платком на плечах обращалась ко всем, значит, и меня звала защитить Родину-мать, но я не знал, что мне делать.

(12)Теперь я знал, что делать мне, обыкновенному первоклашке.

(13)Убегать на войну было глупо и несерьёзно – я это понимал. (14)Значит, Родине нужно было помогать здесь. (15)Например, шить кисеты. (16)Конечно, шить – девчачье дело, но сейчас шла война, и предрассудкам было не место. (17)Пусть курят бойцы махорочку.

(18)Я ворочался с боку на бок на кровати, представлял сшитые мною кисеты, набитые табаком. (19)Много-много кисетов, и на каждом вышито красными нитками: «Бей врага!». (20)Впрочем, эти слова тоже показались мне слабыми, можно было вышить: «Смерть фашизму!» или «Смерть фашисту!». (21)Так было понятнее, и я, прикрыв глаза, попробовал представить себе фашиста.

(22)На маминой кровати зашелестела простыня.

– (23)Ты спи, спи! – сказала мама

– (24)Спи, – обозлился я, вспоминая открытку. – (25)Родина-мать зовёт, а я спи!

– (26)Родина-мать зовёт взрослых, – сказала мама, стараясь быть спокойной, но голос у нее зазвенел отчего-то. – (27)А ты должен учиться. (28)Ты должен учиться хорошо, гулять и спать, тебя Родина к этому зовёт.

(29)Странный человек! (30)Она говорила со мной, как с маленьким. (31)Учиться, гулять, спать!

– (32)Да я их ненавижу! (33)Ненавижу! – вскрикнул я, снова вспомнив про отца, ведь это его могли нести сегодня в носилках.

(34)Мама мне говорила что-то, требовала, чтобы я спал, а я, сжав зубы, решил, что у меня будет два дела теперь. (35)Я буду шить кисеты. (36)И я буду ненавидеть этих проклятых гадов.

(37)Я видел страшное, и ненависть была для меня делом, на которое звала меня, первоклашку, Родина-мать.

(По А.А. Лиханову*)

 

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – современный детский и юношеский писатель, журналист и общественный деятель, академик Российской академии образования. Главная тема творчества – становление характера подростка – проходит через десятки произведений писателя.

9 Укажите номер предложения, в котором содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Что вызвало у мальчика чувство ненависти и злости?».

(8)Я вспомнил жёлтые, словно восковые, ноги убитого бойца, изрешеченный осколками санитарный вагон, и мне стало горько.

(3)Ел бы себе завариху, слушал радио, тут никуда не денешься, не заткнёшь же мне уши, и бегал бы в школу, учился себе на здоровье!

(11)Я думал не раз про эти слова, женщина с платком на плечах обращалась ко всем, значит, и меня звала защитить Родину-мать, но я не знал, что мне делать.

(25)Родина-мать зовёт, а я спи!

10 Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 5: «Взрослая, а рассуждала как ребёнок...»

антитеза

эпитет

фразеологический оборот

метафора

Установите соответствие между выделенными словами в предложениях из текста и их морфологической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1)Так было понятнее, и я, ПРИКРЫВ глаза, попробовал представить себе фашиста. А) союз
2)Я ворочался с боку на бок на кровати, представлял сшитые мною кисеты, НАБИТЫЕ табаком. Б) деепричастие
3)Конечно, шить – девчачье дело, но сейчас шла война, и предрассудкам БЫЛО не место. В) производный предлог
4)Впрочем, эти слова ТОЖЕ показались мне слабыми, можно было вышить: «Смерть фашизму!» или «Смерть фашисту!». Г) причастие
Д) глагол
  Ответ:  
       
       

 

 
       

12 Укажите способ образования слова «поменьше» (предложение 2).

13 Из предложения 14 выпишите слово, в котором приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения.

14 Замените разговорное слово «(не) денешься» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

15 Среди предложений 18-21 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Часть 2

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 16.1 или 16.2. Перед сочинением запишите номер выбранного Вами задания: 16.1 или 16.2.

16.1 На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Почему Колька, герой повести А.А. Лиханова, решил шить кисеты?».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных Вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

16.2 Как Вы понимаете значение слова ПАТРИОТИЗМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое патриотизм?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: