Вопрос: Где он в Китае поселился?




Вопрос: Если в слове айки переставить иероглифы местами, то получится?

Иероглиф «до» обозначает «путь». Последний иероглиф очень важен для понимания сути айкидо, а также вообще тех японских Боевых, и не только, искусств, которые его в себя включают. Японцы бы не были японцами, если бы не наделили такой важный для них знак более глубоким смыслом. С философской точки зрения иероглиф «до» означает Путь, Путь с большой буквы.

Он входит в названия многих боевых искусств. А все боевые искусства – это Путь к мастерству, по которому можно идти всю жизнь. Вот ещё несколько традиционных для Японии искусств с иероглифом «до».

Сёдо (Путь письма, Путь кисти),

Тядо (Путь чая).

 

Если все это соединить, то айкидо можно перевести, как путь гармонизации духа. Другими словами, там нет слов, связанных с оружием, с приемами, с преодолением внешней силы. Это Боевое искусство даже в самом названии говорит, что оно не для противодействия, а для единения.

 

Замысел достаточно простой, с помощью айкидо достичь гармонии человека с самим собой и окружающим миром. По представлениям японцев, а также китайцев, Ки пронизывает все мироздание. Ведь не забываем, что слово Ки воистину всеобъемлющее – это и дух, и разум, и воздух, и сила. Но Ки определяет не только человека, но и все окружающее, поэтому расширяя значение айкидо – это путь воссоединения со Вселенной. Всего ничего. Прям таки религиозные мотивы слышны.

 

Как же так вышло, что Боевое искусство, которое в своих первоистоках предполагает причинение вреда людям, стало путем совершенствования человека. Это долгая и достаточно запутанная история. И началась она далеко не в Японии. Скорее всего даже не в Китае, ведь знаменитый Бодхидхарма туда прибыл из Индии. Бодхидхарма (Дарума по-японски) считается первым патриархом чань (дзен) буддизма. Но для всех поклонников Боевых искусств, этот человек прославился тем, что стал основоположником одного из древнейших стилей Боевых искусств.

 

Вопрос: Где он в Китае поселился?

 

Как вы знаете дзен буддизм проник в Японию и вполне там прижился. Именно он привнес многие идеи, которые дали всходы в 19-20 веке (но сами процессы начались раньше) в виде многочисленных Боевых искусств.Именно буддийская философия в ее дзэнская разновидность является духовной основой многих восточных Боевых искусств.

В контексте дзен Боевые искусства рассматриваются, как способы познания тела и внутренних возможностей человека.Через порядок и четкость движений, через заданный формализм, идет совершенствование ума. А ещеДзен привнес в Боевые искусства многочисленные медитативные практики, методы достижения необходимого для боя психического состояния (борьба со страхами).

Но было бы слишком просто, если только дзен буддизм стал базой дляфилософии айкидо. Нет. Все намного сложнее.

Придется выдернуть несколько фактов из биографии основателя айкидо – УэсибыМорихэя (1883-1969 гг.).

Прожил он долгую и не всегда счастливую жизнь. Ее двумя словами не опишешь, но для понимания айкидо стоит обратить внимание на несколько моментов. В его жизни было две знаковые встречи, которые напрямую повлияли на зарождающееся айкидо.

1) Это встреча с таким примечательным человеком, как СокакуТакеда. Он был фактически живым отголоском самурайского прошлого Японии. Такеда по всем воспоминаниям был тяжелой, чрезвычайно эксцентричной, личностью. Но он был мастером воинских искусств с очень большой буквы. Возможно кто-то из вас слышал название: Дайто-рю, потом еще добавилось айки-дзюцу. Именно он стал основным учителем Морихэя, заложив техническую базу для будущего айкидо.

 

2) Встреча с еще более примечательным человеком – господином ДэгутиОнисабуро (УэдаКисабуро). Это просто уникальная личность, очень многогранная. Всему миру он известен, как сооснователь (вместе с ДегутиНао) и руководитель религиозного течения О:МОТО-КЁ (учение великой основы). Фактически это была секта, но очень популярная. В период расцвета туда входило чуть ли ни два миллиона последователей (20-30 - е годы 20 века - 31 миллион всего жителей Японии).

 

УэсибаМорихэй отличался просто фантастической религиозностью. Он молился каждый день по несколько часов. Так вот, после встречи с Дэгути он стал ярым сторонником О:МОТО-КЁ. Его так поразили идеи данной религии, он так проникся ее обрядами, он так был увлечен личностью Дэгути, что фактически это отразилось на всей его дальнейшей жизни, соответственно его детище –айкидо – вобрало в себя многое из философии данного течения.

Описать данную религию очень сложно. Черт ногу сломит. Это просто невероятная смесь из всех возможных религий, которые бытовали в Японии на тот момент, включая шаманизм и христианство. Плюсом шли откровения самих основателей данного течения, а их было немало.

В премудрости самой религии влезать не будем, но стоит отметит важные аспекты, которые в очень упрощенном виде вошли в айкидо.

1) «Единый Бог, единый мир, единый язык общения». Это можно передать ныне и так: «монотеизм, глобализация, эсперанто». Хотя с нашей точки зрения, данная религия – махровое язычество:есть высший Бог,этот Бог проявляет себя в двух полярных полюсах Идзу и Мидзу (Идзу - строгость и величие, дух, небо, плюс, огонь, отцовство, аМидзу - свежесть и красота, материя, земля, минус, вода, материнство.Инь и Янь, дуализм), есть многочисленные духи (ками), есть проводники на Земле всего этого дела.

 

2) Общий пацифизм.С самого начала эта религиозная организация открыто заявила о значимости морально-этического аспекта в религии и воспитывала своих верующих с позиций общечеловеческих ценностей.В годы 1930—1940 в милитаристской Японии оомото выступала под пацифистскими лозунгами и подвергалась преследованиям, вплоть до арестов и разрушения храмов.

 

3) В оомото следуют принципу «через искусство к Богу». Поэтому в оомото нет даже прямой пропаганды религии, считается достаточным приобщение к истинным культурным ценностям и развития всех видов культуры. Все руководители оомото увлекались тем или иным видом искусств, чаще всего чайной церемонией, гончарным делом, каллиграфией. Боевые искусства особо в почёте в оомото.Через самосовершенствование мы приближаемся к божественному. У всего живого есть душа, когда человек создает совершенную вещь он вкладывает туда часть своей души.

Это не только идейное наполнение айкидо, но данные принципы Уэсиба М. умудрился переложить на техническую составляющую айкидо. Хоть техники айкидо берут начало в Дайто-рю, но рисунок их применения совершенно иной.

1) Единство. В тренировках айкидо нет противостояния. Есть взаимодействие. Мы стараемся найти гармонию между двумя движениями, не сопротивляется, не конфликтовать с партнером, а через создание единой системы, через контакт, перенаправить его направление атаки.

Единство еще заключается в объединении техник. В базе мы основательно изучаем малое количество приемов, но каждый из них отражает определенный принцип. Через освоенные принципы-приемы потом можно расширить арсенал до необходимых потребностей, они легко трансформируются в другие технические действия. Болевой – бросок –удар = контроль.

2) Пацифизм. По идее у нас даже спортивные соревнования должны быть исключены,ибо это приводит к возникновению отрицательных чувств (агрессия, гнев, обида, расстройство, зависть и тд.), что ведет к конфликтным ситуациям. Айкидо для защиты. Айкидо является идеальнейшим воплощением принципов ненасилия оомото. Мы не стремимся специально причинить вред нападающему. Техники идут по круговым траекториям, достаточно мягкие, они выстроены так, что у нас есть выбор в силе воздействия. Постоянный контроль ситуации.

3) Задачи айкидо лежат в сфере развития и воспитания. Дружелюбие, спокойствие, отсутствие агрессии, интегрирование в общество. Айкидо – это замечательное Боевое искусство. Но в лучшем виде оно себя проявляет в законопослушном, мирном обществе.

Что мы описали – это, естественно, идеал. Можно сказать, что с самого начала все пошло не так. И снова придется обратиться к основателю данного искусства. Как уже говорилось, он прожил долгую жизнь. Япония менялась вместе с ним. Когда он родился, самурайский класс был уже упразднён. Япония взяла резко взяла курс на европеизацию. Потом был период, когда Япония встала на милитаристические рельсы. Потом была самая грандиозная война за историю человечества. Проигрыш Японии, оккупация Америкой. И каждый период нашел свое отражение в биографии Уэсибы.

Сам Уэсиба на протяжении всей жизни был в поиске. Его взгляды менялись, эволюционировали. Он был японцем, он был носителем японской культуры. Но это не значит, что надо ставить знак равенства между нашими стереотипами о Японии и Уэсибой. Его детище – айкидо, хоть и вобрало в себя многие японские обычаи, но, к примеру, идеология айкидо напрямую противопоставляется самурайской этике. Хотя, если смотреть глубже, то главное достоинство для самурая – это служение. В айкидо – это служение всему миру, который есть само божество.

Еще одна проблема заключается в том, что хоть Морихэй и значится основателем айкидо, а его прямые потомки являются наследниками его творения, но фактически, то айкидо, которое мы сейчас видим – это системы, созданные не им, а его учениками, а то и учениками учеников и т.д. Уэсиба умел вдохновлять, вести народ за собой, но он далеко не всегда соответствовал действительности. Он менялся, менялось и айкидо. У него было множество учеников и многие трактовали айкидо так, что было ближе для них. Поэтому айкидо очень разное. Сейчас айкидо – это известный и раскрученный бренд, под которым можно отыскать буквально все что душе угодно: жесткач с ломанием костей, духовное развитие с духами и тонкими энергиями, психологические системы, самооборону, полицейские системы и т.д.

Другими словами, айкидо – очень разное, оно постоянно изменяется, подстраивается под различные требования. Но при этом, если вы увидите айкидо, каким бы оно не было, вы однозначно его узнаете. Даже дело не в наличии конкретных приемов, а общности принципов, определенной стратегии. * Это много круговых движений.Даже если все выглядит достаточно прямолинейно, то при ближайшем рассмотрении мы увидим, что в технике скрыты спиральные траектории, круговые воздействия(блоки –прямолинейные, выводы – круговые). * Это вариативность ответных реакций. Можно мягче, можно жёстче, можно убийственно. * Это отсутствие прямого столкновения, нет жестких блоков, уходы с линии атаки. * Это определенная структура тела (прямая спина, работа ногами, центральная линия, руки в пределах контура тела и т.д.). и т.д. Рыбак рыбака узнает так или иначе.

Рассказать и показать про обучение и базовые техники айкидо:

- взаимосвязь с оружием. Уточнить, что раньше боевые искусства рассматривались в комплект е с оружием, именно поэтому они так выглядят.

- 8 сторон света. Взаимодействие с окружающим пространством, нападение множества противников с любой стороны. Работа с любой стороны.

- техники сидя – особенность японских БИ.

- атэми. Воздействие любой частью тела. Связь захватов и ударов.

- дыхание. На выдохе, киай.

"Господин Ваймс, это мой фамильный топор. Он принадлежит моей семье почти девятьсот лет, понятно? Конечно, пару раз меняли лезвие. Несколько раз – топорище. Меняли конструкцию металлических частей, подновляли узоры… но разве от этого он перестал быть девятисотлетним фамильным топором? Лишь благодаря тому, что он изменялся вместе со временем, он все еще остается хорошим топором. Понимаешь? Очень хорошим..."
«Пятый элефант». Терри Праттчет (парадокс Тесея: «Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же объектом?»)

Айкидо легко вернуть к истокам и сделать максимально боевым, но мир и так переполнен различными системами для калечения, подавления, уничтожения. Человеку свойственна агрессия, впрочем, как и доброта. Вопрос только в том, что более важно для общества.

Боевые искусства создавались для воспитания людей с абсолютным контролем своего разума и тела, а вовсе не уличных забияк. МорихейУэсиба пошел еще дальше. Путь гармонии, путь мира, путь любви должен стать средством развития идеального человека, живущего по законам Природы и в мире с людьми. Это достигается гармоничным умственным и физическим развитием, возможностью к самовыражению. Искусство силы и мягкости, цель которого – умиротворить любую агрессию.

Айкидо- это Путь, стиль жизни, а не просто физические упражнения. Не каждому он подходит, но, если уж человек встал на данный путь, он начинает меняться. Становится спокойнее, увереннее в себе, в нем появляется внутренняя сила.Интересно, что жестокие, агрессивные, просто «пустые» люди в айкидо не приживаются.

Боевые искусства необходимы. В первую очередь как средство воспитания и развития человека. В наше время сверхоружия и супертехнологий искусство рукопашного боя перестаёт быть средством выживания. Скорее его задача - помочь человеку почувствовать себя свободным, быть самим собой в любой ситуации. И айкидо – наиболее эффективное в этом плане.

 

Важные опорные имена, факты, названия и даты:

1) Бодхидхарма (Дарума) – чань (дзен) буддизм;

2) УэсибаМорихэй (1883-1969 гг.);

3) СокакаТакеда (1859-1943 гг.);

4) ДэгутиОнисабуро/УэдаКисабуро/ (1871-1948гг.) +ДегутиНао;

5) Идзу и Мидзу (Муж. Жен.);

6) Сёдо (Путь письма, Путь кисти), тядо (Путь чая);

 

 

"Господин Ваймс, это мой фамильный топор. Он принадлежит моей семье почти девятьсот лет, понятно? Конечно, пару раз меняли лезвие. Несколько раз – топорище. Меняли конструкцию металлических частей, подновляли узоры… но разве от этого он перестал быть девятисотлетним фамильным топором? Лишь благодаря тому, что он изменялся вместе со временем, он все еще остается хорошим топором. Понимаешь? Очень хорошим..."
«Пятый элефант». Терри Праттчет (парадокс Тесея: «Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же объектом?»)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: