Шаг 2. Преобразование пентатоники в блюзовый лад




Как я научился импровизировать?

Феномен импровизации я начал исследовать (конечно, вспоминаю об этом сейчас с улыбкой), когда мне было лет 13. Началось все с некоторых обстоятельств.

Первое. Я не очень то любил уроки в музыкальной школе, в первую очередь сольфеджио, которые вел директор. Зато я любил хоровое пение и особенно те дни, когда штатного аккомпаниатора заменял Виктор Иннокентьевич, мой учитель по классу фортепиано. Он редко играл по нотам, обычно он импровизировал! (Правда, тогда я еще не знал этого слова). Придя в хоровой класс, Виктор Иннокентьевич у кого-то спрашивал, что за песню мы разучиваем, в какой тональности, затем начинал играть, и... это было волшебство! Мы никогда не знали, как сегодня начнется та или иная песня, какой будет аккомпанемент, инструментальный проигрыш, какие «фишечки» он сегодня применит...

Второе. В 7-м классе я смастерил свою первую электрогитару и пробовал научиться играть на ней. В 8-м классе мы с друзьями собрали свою первую группу. Все это, на фоне моего слабого желания учиться в ДМШ, не очень нравилось моей маме. Правда, через год она привезла мне из Чехословакии (в 1973 году еще была такая страна) «фирменную» электрогитару Star 5, (тогда этот инструмент был, пожалуй, первым настоящим в нашем небольшом городке... И для школьника это было очень престижно!).

Поскольку ГИТАРА, АНСАМБЛЬ, я решил, что надо как-то понять:

КАК ИГРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ НОТЫВСЕГДА
произвольно, без партитуры, без выучивания заранее?

Цель поставлена! И теперь за пианино я уже не ощущал себя наказанным учеником, я чувствовал себя исследователем, занятым разгадываем секрета! Сейчас я понимаю, что тогда я применил то, что можно было бы назвать «системным подходом»... Так вот, в итоге я прошел несколько шагов:

Шаг 1. Открытие пентатоники

Как-то бренча на пианино, я сам обнаружил ПЕНТАТОНИКУ! Для Ля-минора это были ноты: Ля, До, Ре, Ми, Соль. (Естественно, я, как и многие, больше любил белые клавиши). Название этого лада я узнал намного позже. А тогда для меня пентатоника стала волшебным набором нот. В песне в Ля-миноре * их можно играть в любом порядке, в любом месте и все будет звучать правильно! Ну и понятно, что, зная этот набор для одной тональности, его можно обнаружить (построить) и для другой.

* имеется ввиду натуральный минор, то есть только белые клавиши.

я не кривил душой вначале статьи, утверждая, что можно учиться импровизировать и не знать нот. Да, можно. Но объяснять основные принципы все-таки существенно легче, используя понятия музыкальной грамоты:-)

Пентатонику обычно ассоциируют с азиатской культурой (музыкой Китая, Японии, Кореи, Вьетнама). Это упрощенный взгляд! Пентатоника – основа большинства древних и современных музыкальных строев и причина этому – законы музыкальной акустики и психологии восприятия.

К примеру, соул-манера, популярная теперь не только среди темнокожих исполнителей, но и европейцев, является де-факто стандартом для поп-вокалистов в Северной Америке, и становится все более востребованной в Европе, и... она имеет прямое отношение к понятию пентатоника. Как вы думаете, по каким именно ступеням делают опевание мелодий (мелизмы, орнамент) звезды – Мэрайя Кэри (Mariah Carey), Стиви Уандер (Stevie Wonder), Бейонсе (Beyoncé), Шакира (Shakira)? В 90% случаях по пентатонике, так что не стоит кивать на Азию, все кругом – пентатоника!

Кстати, есть один момент, уж точно имеющий отношение к Азии и пентатонике. Я уверен, что если вы о нем не знали, то он вам покажется весьма забавным: Попробуйте что-нибудь поиграть ТОЛЬКО НА ЧЕРНЫХ КЛАВИШАХ пианино, лучше все-таки что-то ритмичное. Ба! Вы чувствуете, как легко, оказывается, стать исполнителем «китайской» музыки!

Это и есть пентатоника – 5 черных клавиш фортепиано. Вы можете сказать: «Ведь то, что получилось, совсем не похоже на суол-манеру или блюз!» Да, не похоже. Ноты те же, но не те акценты, не там «центр тяжести» – тоника. Вот послушайте два условных примера –

"китайский"

"соул"

В обоих один и тот же набор нот – черные клавиши пианино.

Шаг 2. Преобразование пентатоники в блюзовый лад

Конечно, 5 нот из 12 – достаточно скромный выбор и мне захотелось как-то пентатонику, волшебный набор, расширить. Так в результате экспериментов я нашел еще две ноты, которые не только не «ломали» общую картину, но и придавали звучанию явную «взрослость» и «фирменность». Эти ноты для Ля-минора были Ре# и Соль#. Значительно позже я узнал, что этот новый волшебный набор из 7-ми нот – БЛЮЗОВЫЙ лад!

Конечно, эти две новые ноты нужно было применять намного осторожнее. И они значительно лучше подходили на роль «проходящих», например, в движение вверх Ре, Ре#, Ми, Соль или в Соль, Соль#, Ля, До с акцентом на последнюю ноту, чем для нот, которые попадают на сильную долю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: