Основные тенденции развития транспортной отрасли России




Содержание

 

Введение. 3

1. Основные тенденции развития транспортной отрасли России. 5

2. Анализ статистических данных развития транспортной отрасли России. 13

Заключение. 17

Список использованных источников. 18

 


Введение

 

Транспортная система России является одной из самых протяженных в мире, однако существенным ее недостатком является радиальный характер, сложившийся исторически вследствие политического развития страны как государства с сильной централизацией. Недостаточно выгодное положение водных путей, сравнительная удаленность от населенных мест месторождений строительного камня (для создания гужевых и автомобильных дорог), большие расстояния, а также полное огосударствление экономики в СССР способствовали тому, что железные дороги стали играть в России гипертрофированную роль в ущерб другим видам транспорта.

Состояние транспортной отрасли тесно взаимосвязано с положением в других отраслях промышленности – например, динамика производства грузообразующих отраслей существенно влияет на динамику грузовых перевозок, – и с макроэкономическими событиями. Например, введение санкций по отношению к России в 2014 году отразилось на рынке перевозок, причем из-за продуктового эмбарго особенно сильно пострадал рынок рефрижераторных перевозок продуктов питания из стран Европы. В то же время существенно увеличился объем перевозок в страны Таможенного союза и Азии. В новых условиях транспортные компании вынуждены были усиленно оптимизировать транспортные расходы и логистические издержки. Изменилась структура транспортно-логистических потоков – на одних направлениях выгоднее стало использовать автомобильный транспорт вместо железнодорожного, на других — морской транспорт вместо авиатранспорта. В 2017 году активизация экспорта угля определила динамику погрузки на железнодорожном транспорте. Рост экспорта угля и зерновых в 2017 году положительно повлиял и на динамику перевалки сухогрузов в российских морских портах. В I полугодии 2018 года сохранилась тенденция роста погрузки и грузооборота на сети РЖД, в первую очередь угля, черных металлов, лесных грузов и зерна.

Для того чтобы проанализировать состояние транспортной отрасли и понять, по какой траектории она будет развиваться далее, было проведено данное исследование.

Цель работы заключается в изучении основных тенденций развития транспорта в России.

Задачи исследования:

1. Выявить основные тенденции развития транспортной отрасли России.

2. Провести анализ статистических данных развития транспортной отрасли современной России.

Объект исследования – транспортная отрасль России.

Предмет исследования – тенденции развития транспортной отрасли современной России.


 

Основные тенденции развития транспортной отрасли России

 

Помимо роста экспорта, в 2017 году наблюдалось увеличение объема инвестиций, в том числе рекордный для последних четырех лет рост прямых иностранных инвестиций в экономику России (за три квартала 2017 года объем входящих ПИИ составил 25,3 млрд долларов США, что в 2,1 раза превышает показатель аналогичного периода 2016 года). Впрочем, этот рост в значительной мере вызван эффектом низкой базы и отложенного спроса. В предыдущие годы наблюдалось устойчивое падение: снижение объема прямых иностранных инвестиций по итогам 2015 года достигло 69%, а положительная динамика по результатам 2016 года во многом стала следствием единичной сделки по покупке 19,5% акций НК «Роснефть» консорциумом инвесторов в составе QIA и Glencore (без учета данной сделки падение объема прямых иностранных инвестиций в 2014–2016 гг. составило 20,9%).

Позитивная динамика экспорта и приток иностранных инвестиций обеспечили рост курса национальной валюты, что в свою очередь создало благоприятные условия для роста объемов импортных перевозок (рост импорта составил 24,1%). Стабилизация курса рубля, замедление темпов роста цен и увеличение объемов потребительского кредитования способствовали постепенному оживлению розничной торговли, оборот которой вырос на 1,2% после падения на 4,6% в период с 2015 по 2016 гг. Позитивная динамика объемов импорта и розничной торговли способствовала росту грузооборота. В первую очередь данный тренд коснулся автомобильного транспорта, грузооборот которого увеличился на 2,1% после падения в течение 2013–2015 гг. и минимального роста (0,8%) в 2016 году.

Впрочем, несмотря на позитивные тенденции в экспорте, инвестиционном спросе и розничной торговле, говорить о начале устойчивого восстановления пока рано. За 2017 год темпы роста российского ВВП составили всего 1,5% (в 2 раза меньше среднемировых), при этом такие важные отрасли, как машиностроение и строительство, не смогли удержать позитивную динамику. Рост машиностроения в течение января-сентября (на 0,4%, 5,3% и 0,8% в каждом из трех кварталов г/г) сменился падением на 1,2% г/г в четвертом квартале 2017 года. В свою очередь, строительство демонстрировало снижение темпов развития в трех кварталах 2017 года (-4,5% г/г в первом, -2,6% г/г во втором, -0,6% г/г в четвертом).

Кроме того, располагаемые доходы населения продолжили снижаться (в 2017 году снижение составило 1,7%, а за период 2014–2016 гг. – 8,8%). Наблюдался существенный рост домохозяйств, находящихся за чертой бедности, количество которых составляет около 5 млн человек. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличилась на 27% с 2012 года (15,4 млн чел.), достигнув в 2016 году отметки в 19,6 млн человек. Значительное количество домохозяйств, которым доступно кредитование, не может сбалансировать свои доходы и расходы, что приводит к росту кредитной нагрузки. Так, объем потребительского кредитования вырос на 21% в 2017 году, а в январе 2018 года был зафиксирован прирост на 11,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Расхождение темпов роста доходов и потребительского кредитования ведет к ухудшению качества кредитного портфеля финансовых институтов и несет риски для финансовой системы, однако жесткое ограничение кредитования может привести к спаду потребления и прервать шаткие восстановительные тенденции, наметившиеся в 2017 году.

Несмотря на сдержанные прогнозы экспертов, объем погрузки на железнодорожном транспорте в 2017 году составил 1266 млн тонн, превысив аналогичный показатель 2016 года на 3,2%.

Наиболее важным фактором роста стало увеличение на 9% объема перевозок угля, по итогам года достигшего 362 млн тонн. Также существенный рост объемов погрузки наблюдался в перевозках химических и минеральных удобрений (7%) и зерна (15%). Характерной особенностью прошедшего года является взрывной рост объема контейнерных перевозок железнодорожным транспортом (+19,6%), обусловленный возрастающей интенсивностью транзитных перевозок, а также продолжающейся тенденцией контейнеризации. Объемы перевозки нефти и нефтепродуктов и строительных грузов снизились на 0,2% и 5,8% соответственно.

В структуре перевозимых грузов наблюдается продолжение характерной для последних девяти лет тенденции роста объемов перевозки низкодоходных грузов на фоне стабильного уровня объемов перевозки высокодоходных. Так, доля угля в общей структуре погрузки в 2017 году выросла на 1,5% по сравнению с показателями 2016 года, а за весь период снижения доли высокодоходных грузов (с 2008 года) – на 5,8%.

По данным ИПЕМ (Институт проблем естественных монополий), в 2017 году ставка при перевозке каменного угля составляла 172,9 коп./10т-км, что в 2,4 раза ниже среднесетевой доходной ставки. При этом максимальная доходная ставка на сети при перевозке нефти и нефтепродуктов, равная в 2016 году 747,2 коп./10т-км, практически в два раза превышает среднесетевую доходную ставку (400 коп./10т-км). Опережающие темпы роста низкодоходных грузов оказывают негативное влияние на динамику доходов от грузовых перевозок, сопровождаясь усилением износа инфраструктуры и увеличением требований к ее пропускной способности.

РЖД и компании – операторы цистерн, проигрывая конкурентную борьбу за нефтегрузы нефте и продуктопроводам, стремятся составить конкуренцию речному транспорту. В частности, стоит отметить рост погрузки нефтяных грузов в 2017 году на Приволжской (+13%, 2,2 млн тонн) железной дороге, вызванный помимо роста производства и добычи перетоком нефтегрузов с внутреннего водного транспорта из-за сезонных скидок, введенных РЖД. Ценовая политика РЖД вызвала разбирательства в ФАС и жалобы со стороны владельцев речных наливных танкеров. Погрузка нефти также возросла на Северо-Кавказской дороге на 17% (2,9 млн тонн).

Рисунок 1 – Объемы перевозки грузов железнодорожным транспортом в 2015–2017 гг., млн тонн

 

Одновременно с этим сократился объем погрузки нефтяных грузов на Свердловской (–3%, 1,2 млн тонн), Горьковской (–9%, 1,2 млн тонн) и Московской (–13%, 2,3 млн тонн) железных дорогах. Из-за продолжающегося действия соглашения со странами ОПЕК об ограничении добычи нефти, а также увеличения экспортных отгрузок через нефтепроводы эксперты прогнозируют снижение объема перевозок нефтяных грузов железнодорожным транспортом в 2018 году.

По итогам года грузооборот автомобильного транспорта увеличился на 2,1% по сравнению со значением прошлого года, что ниже среднего показателя по грузовому транспорту, равного 5,4%.

При этом объем перевезенных грузов составил 5 445 млн тонн, что всего на 0,3% превышает значение 2016 года. Подобная динамика изменения показателей свидетельствует об увеличении расстояния перевозок. Величина коммерческого грузооборота автомобильного транспорта по итогам года оценивается в 132,8 млрд т-км, что на 5,8% выше показателя 2016 года. За этот же период стоимостный объем российского рынка коммерческих автомобильных перевозок увеличился на 14,6% и составил 733,2 млрд рублей.

В числе основных драйверов роста сектора эксперты рынка отмечают экспансию торговых сетей в регионы России и развитие интернет-торговли. Так, в 2017 году X5 Retail Group и «Магнит» продолжили расширяться в восточном направлении, открывая новые магазины в Уральском и Сибирском федеральных округах. По данным Росстата, открытие розничными сетями торговых точек (супермаркетов и гипермаркетов) в регионах в 2016 году повлекло за собой всплеск объема грузооборота в 2017 году. Эксперты BMI прогнозируют сдержанный рост грузооборота автомобильных перевозок на 1,4% в 2018 году.

Рисунок 2 – Динамика объема грузовых перевозок автомобильным транспортом в 2015–2017 гг., млн тонн

 

В 2017 году на российском рынке контейнерных перевозок наблюдалось заметное оживление. Объем железнодорожных контейнерных перевозок составил 3,9 млн контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (TEU), превысив аналогичный показатель прошлого года на 19,6%.

В мае 2016 года ЦФТО РЖД разрешил грузоотправителям отказаться от заполнения заявки ГУ-12 при перевозке контейнеров во внутрироссийском прямом сообщении, что способствовало переключению контейнеропригодных грузов с автомобильного транспорта на железнодорожный.

2017 год ознаменовался для мирового рынка грузовых авиаперевозок ростом грузооборота на 9%, что существенно превосходит аналогичный показатель 2016 года (3,6%) и является максимальным показателем прироста с 2010 года. 9% Подобное увеличение темпов роста объемов авиаперевозок превзошло показатели роста мировой торговли (4,6%), а увеличение спроса на авиаперевозки грузов оказалось в три раза выше темпов роста предложения провозных мощностей, что позволило компаниям нарастить коммерческую загрузку транспортных средств на 2,5% в 2017 году. Недостаток мощностей привел к росту доходности авиаперевозчиков в декабре 2017 года на 23,5% в сравнении с декабрем 2016 года. Основным компонентом роста выступило увеличение ставок на перевозку хрупких грузов (14,7%) и фармацевтической продукции (12,1%).

В числе главных драйверов роста сектора грузовых авиаперевозок эксперты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) отмечают развитие сегмента электронной торговли и фармацевтического рынка.

Грузооборот сектора увеличился на 15,4% по сравнению со значением 2016 года, в то время как объем перевозок за период составил 1,13 млн тонн, что на 15,7% выше аналогичного показателя прошлого года. Показатель коммерческой загрузки также продемонстрировал рост, достигнув отметки в 69% (+1,3%)80. В 2017 году в структуре грузовых авиаперевозок наблюдалось увеличение объемов международных перевозок в силу специфики российского рынка – отсутствия производства грузов, для которых характерна перевозка воздушным транспортом.

Рисунок 3 – Темпы роста объема авиаперевозок в 2016–2017 гг. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, %

 

Основную долю рынка по-прежнему держат пять осовных игроков. ского рынка – отсутствия производства грузов, для которых характерна перевозка воздушным транспортом. Расширение торговли между соседними регионами привело к росту количества транзитных перевозок, когда российские перевозчики осуществляют транспортировку грузов в интересах зарубежных грузоотправителей и грузополучателей, совершая промежуточные пересадки в России. При этом подобные объемы перевозимых грузов учитываются в статистике российских грузоперевозок.

В структуре основных авиаперевозчиков сохраняется высокий уровень концентрации: доля пяти крупнейших компаний сектора составила 79,4%. При этом стоит отметить изменения в составе первой пятерки, в которую по итогам 2017 года вошла авиакомпания «Россия», объем грузоперевозок которой увеличился на 52,8%, а грузооборот – на 66%. В тройку крупнейших грузоперевозчиков также вошла компания «Волга-Днепр», опередившая «Сибирь». Показатель роста объема перевозок лидера рынка, компании «ЭйрБриджКарго» (12,8%), оказался ниже среднерыночного, что привело к падению его доли на 1,3% на фоне экспансии «Аэрофлота», нарастившего свою долю общем объеме грузовых перевозок на 6% за два года. В целом доля пассажирских авиалиний в структуре грузоперевозок существенна: 4 из 5 крупнейших игроков на рынке являются также пассажирскими компаниями.

В течение последних пяти лет сохраняется тенденция к ежегодному увеличению грузооборота морских портов России. По данным Ассоциации морских торговых портов, в 2017 году объем переработки грузов в морских портах составил 786,9 млн тонн, что на 9% превышает аналогичный показатель прошлого года. Объем перевалки сухогрузов составил 372,9 млн тонн (47% от общего грузооборота), более 35% из которых приходится на порты в Северо-Западном федеральном округе. В свою очередь, объем перевалки наливных грузов вырос на 7,2% и достиг 414 млн тонн (53% от общего грузооборота). В структуре перевалки по типам грузов преобладают сырая нефть (253 млн тонн), уголь (154 млн тонн) и нефтепродукты (142 млн тонн), на чью совокупную долю приходится почти 70% общего объема перевалки.

Еще одним важным фактором влияния на состояние сектора выступает государственная поддержка развития Северного морского пути, позволяющего вдвое сократить время доставки грузов по сравнению с маршрутами через Панамский и Суэцкий каналы. Объем грузоперевозок по Северному морскому пути составил 10,7 млн т в 2017 году, что на 43% превышает показатель 2016 года. Основную часть перевозимых грузов составляют энергетические ресурсы (уголь, нефть, СПГ и металлы). По прогнозам Росморречфлота, объем перевозок грузов по Северному морскому пути к 2020 году составит 44 млн т, а к 2030 году возрастет до 70 млн т. Госпрограмма по социально-экономическому развитию Арктической зоны предполагает объем инвестиций в инфраструктуру Северного морского пути в размере 35,4 млрд рублей.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: