Анализ статистических данных развития транспортной отрасли России




 

Анализ основных показателей развития транспорта в современной России за 2005-2017 гг. по данных Росстата привден в таблице 1.

Из данных таблицы 1 можно сделать вывод о том, что транспортная отрасль России развивается динамично.

Драйверами роста отрасли выступают транспортные грузоперевозки, ротс которых за анализируемый период составил:

- железнодорожные – 34,2%;

- автомобильные – 30,4%;

- трубопроводные – 13,8%.

За анализируемый период существенно возросла протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием – +61,7%.

Отрицательную динамику демонстрирует перевозки пассажиров транспортом общего пользования:

- железнодорожным – 16,3%;

- автобусным – -31,7%;

- трамвайным – -67,8%;

- троллейбусным – -97,7%;

- метрополитеном – -7,7.

При этом перевозки пассажиров воздушным транспортом увеличились почти в 3 раза.

 


Таблица 1 – Основные показатели транспорта

                            Изменение отн Изменение абс
Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), тыс. км:                              
железнодорожные пути                             102,4
в том числе электрифицированные                             102,3
автомобильные дороги с твердым покрытием (включая дороги необщего пользования)1)               1 038 1 095 1 134 1 154 1 162 1 171   161,7
трамвайные пути 2,8 2,8 2,7 2,7 2,6 2,6 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 -0,3 89,3
троллейбусные пути 4,9 4,9 4,9 4,9 4,9 4,9 4,8 4,8 4,8 5,3 5,3 5,3 5,2 0,3 106,1
пути метрополитена 0,436 0,439 0,442 0,461 0,466 0,475 0,485 0,497 0,512 0,514 0,517 0,532 0,542 0,106 124,3
внутренние водные судоходные пути                           -1 99,0
магистральные трубопроводы (нефте- и нефтепродуктопроводы)2)                             109,2
Перевезено грузов транспортом, млн. тонн:                              
железнодорожным 1 273 1 312 1 345 1 304 1 109 1 312 1 382 1 421 1 381 1 375 1 329 1 325 1 384   108,7
автомобильным 6 685 6 753 6 861 6 893 5 241 5 236 5 663 5 842 5 635 5 417 5 357 5 431 5 447 -1238 81,5
трубопроводным (нефть и нефтепродукты)                             122,2
Грузооборот транспорта, млрд. т-км:                              
железнодорожного 1 858 1 951 2 090 2 116 1 865 2 011 2 128 2 222 2 196 2 301         134,2
автомобильного                             130,4
трубопроводного (нефть и нефтепродукты) 1 156 1 154 1 141 1 113 1 123 1 123 1 120 1 188 1 224 1 220 1 268 1 308 1 315   113,8
Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн. человек:                              
железнодорожным 1 339 1 339 1 282 1 296 1 137     1 059 1 080 1 076 1 025 1 040 1 121 -218 83,7
автобусным3) 16 374 14 734 14 795 14 718 13 704 13 434 13 305 12 766 11 587 11 554 11 523 11 296 11 184 -5190 68,3
трамвайным 4 123 3 267 2 660 2 537 2 217 2 079 2 004 1 928 1 629 1 551 1 478 1 397 1 327 -2796 32,2
троллейбусным 4 653 3 775 2 972 2 733 2 414 2 206 2 152 2 051 1 735 1 803 1 616 1 483 1 376 -3277 29,6
метрополитеном 3 574 3 466 3 528 3 594 3 307 3 294 3 351 3 446 3 491 3 437 3 336 3 312 3 298 -276 92,3
воздушным4)                             291,9
Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд. пассажиро-километров:                              
железнодорожного                           -49 71,5
автобусного3)           141,0               -19 86,6

 

 


Рисунок 4 – Грузооборот транспорта, млрд. т-км

 

Рисунок 5 – Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн. человек


Заключение

 

Состояние транспортного сектора является одним из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность российской национальной экономики. По уровню транспортных расходов в ВВП, который является одним из показателей транспортной нагрузки на экономику, Россия проигрывает не только развитым странам, но и некоторым странам БРИК. При этом многие проблемы сектора являются производными от общего состояния экономики. В частности, высокая доля транспортной составляющей в ВВП объясняется не только недостаточной эффективностью транспортной отрасли, но и структурой производимых товаров, в которой преобладают сырьевые товары с низкой добавленной стоимостью. Они создают существенную нагрузку на транспортную инфраструктуру, но при этом крайне чувствительны к изменению цен.

Кроме того, ввиду ограниченной номенклатуры, перераспределение товаропотоков между видами транспорта помимо повышения эффективности в одной отрасли может привести к существенному увеличению затрат в других отраслях. Например, развитие сети трубопроводов для нефти и нефтепродуктов позволяет существенно снизить транспортную нагрузку на нефтяную отрасль, однако приводит к существенному увеличению нагрузки на угледобывающую, строительную и другие отрасли, которые вынуждены нести бремя поддержания железнодорожной инфраструктуры. Такой проблемы могло бы не быть, если бы в структуре ВВП преобладали товары с высокой добавленной стоимостью. Это позволило бы перевозчику иметь диверсифицированный портфель высокодоходных грузов.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: