Ситуативно-личностное общение




Источником знаний ребенка о себе являются его индивидуальный опыт и опыт общения и взаимодействия со взрослыми.

Если в диагностических пробах с зеркалом ребенок не интересуется своим отражением, отворачивается от зеркала, проявляет отрицательные эмоции, требуется срочная коррекция его общения с близкими взрослыми, которая, прежде всего, состоит в налаживании очевидно неполноценного на первом году жизни ситуативного эмоционально-личностного общения.

В коррекционной работе следует, как бы вернуться назад и повторить или заново выстроить ведущую деятельность и соответствующую форму общения предыдущего возрастного периода. В общении и взаимодействии с ребенком следует активизировать обмен положительными эмоциями, тактильные контакты, выражение любви, нежности, отношения к малышу как уникальной личности, его ценности для взрослых. Такое поведение взрослых позволит укрепить недостаточно сформированное на первом году жизни положительное самоощущение ребенка, его общую положительную самооценку, основу развития образа себя.

Искажения в формировании образа себя в раннем детстве могут быть вызваны и чересчур долгим, затянувшимся периодом эмоционально-личностного общения. В раннем возрасте основной формой общения ребенка со взрослым должно стать практическое сотрудничество, а действия с предметами - ведущей деятельностью.

Если ребенок один в семье и вокруг много взрослых, которые в нем "души не чают", часто оказывается так, что и на втором и на третьем году жизни преобладает ситуативно-личностное, эмоциональное общение. Малыша оберегают от самостоятельных действий, стремятся все сделать за него, не допуская малейшего неудовольствия, неуспеха ребенка в чем бы то ни было.

Это приводит к тому, что не формируется полноценно и своевременно ведущая деятельность, не развиваются представления ребенка о своих возможностях, способностях, умениях, задерживается развитие образа себя.

Коррекционная работе в случае "застревания" на эмоционально-личностном общении должна состоять в первую очередь в подготовке условий для выдвижения на первое место в психическом развитии ребенка предметных действий. Для этого взрослый в ходе эмоционального, ситуативно-личностного общения должен переключить внимание ребенка с себя на предмет: привлекать внимание малыша к игрушке, книжке, предметам домашнего обихода и пр., заинтересовать малыша, продемонстрировать возможности и особенности предмета, показать, как с ним можно играть, действовать и предложить ребенку совместную игру. Поначалу действия с предметами целесообразно выполнять вместе с ребенком, помогая ему координировать движения, правильно выполнять действия. Совместные действия и простые игры с предметами должны иметь циклический характер, партнеры соблюдают очередность, взрослый подстраивается под ребенка, предоставляя ему возможность быть лидером. Все самостоятельные действия малыша должны поддерживаться и одобряться взрослым. Следует поощрять малыша за проявления инициативы в игре или приглашении взрослого к совместным действиям и практическому сотрудничеству (например, вместе с взрослым постелить постель, помочь вымыть посуду, протереть пыль, полить цветы и пр.)

Развитие представления ребенка о себе как активном действующем начале, субъекте деятельности

Когда сотрудничество между взрослым и ребенком уже налажено и малыш овладел простейшими действиями с предметами (умеет баюкать куклу, катать машинки, мячик, нанизывать кольца на пирамидку, строить башню из кубиков и пр.), следует перейти к освоению сложных культурно, социально фиксированных способов употребления предметов. Здесь взрослый становится образцом для подражания и главным ценителем достижений ребенка. Взрослый демонстрирует малышу правила обращения с бытовыми предметами, разнообразные действия с игрушками, простые сюжетные игры, знакомит с детскими книжками, учит рисовать, лепить и т.д. Все эти действия взрослого позволяют расширить индивидуальный опыт малыша, попробовать себя в новых действиях, узнать о своих возможностях, способностях, достижениях.

Оставаясь главным ценителем умений ребенка, взрослый часто выражает ему свое одобрение, хвалит за достижения, помогает при затруднениях. Взрослый должен предоставить ребенку возможность почувствовать себя активным началом, субъектом разнообразных действий, что послужит формированию нового опыта переживания уверенности в возможностях освоения нового, компетентности в окружающем мире.

Следует поощрять стремление ребенка к подражанию действиям взрослого. При желании малыша вымыть посуду можно дать ему небьющуюся тарелку, чашку, поставить на стульчик пред раковиной, показывая ему как мыть посуду при помощи щеточки, губки, хваля и направляя его действия. Взрослые должны поощрять стремление ребенка к самообслуживанию: давать возможность самостоятельно одеться, умыться, застегнуть пуговицы или молнию, натянуть рукавички и т.п.

С целью развития знаний ребенка о себе следует уже в раннем возрасте специально организовывать продуктивные виды деятельности, такие как рисование карандашом, кистью, рукой, пальцами, мелками, лепка из пластилина, глины, теста, аппликация, сочинение историй, сказок. Необходимы также музыкальные занятия (пение, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, танцы), которые стимулируют выражение чувств, настроения через мимику, жесты, движения, речь.

Полезно поддерживать стремление ребенка к оригинальному решению проблем, необычному использованию предметов, творческим играм и фантазиям, сочинению стихов и сказок, воспроизведению в игре знакомых сюжетов.

Участие в творческих видах деятельности будет способствовать развитию представления ребенка о себе как творческом начале, не только подражающем взрослым, но и порождающем новое, социально одобряемое и значимое для других людей.

Конкретная самооценка

При организации предметной деятельности ребенка и в ходе практического сотрудничества с ним следует создавать условия для выделения и оформления конкретной самооценки. В раннем возрасте на фоне общей положительной самооценки, сложившейся под влиянием эмоционального ситуативно-личностного общения взрослого с ребенком, начинает постепенно складываться конкретная самооценка, относящаяся к отдельным ситуациям, действиям, достижениям малыша, а не к его личности в целом (как это происходит в случае общей самооценки).

По мере накопления индивидуального опыта, освоения все новых действий, а также оценки взрослого у малыша складывается представление о своих достижениях, успехах, конкретных умениях и способностях. Поскольку взрослый является поначалу главным ценителем достижений малыша, от его поведения во многом зависит, как будет происходить становление конкретной самооценки.

Как мы уже говорили, похвала, разрешение, положительные оценки должны преобладать над порицанием, запрещением, негативными оценками, адресованными ребенку. При правильно организованном адекватном общении и взаимодействии оценка взрослого играет важную роль в деятельности малыша, ориентируя ребенка относительно достигнутых результатов. Оценивая действия ребенка взрослый при необходимости может использовать отрицательные оценки отдельных, конкретных действий ребенка, однако такая оценка должна сопровождаться положительной оценкой ребенка как личности. Например, взрослый говорит: "Ты неправильно сложил картинку из кубиков, но я уверен, если ты постараешься, у тебя получится правильно, потому что ты очень старательный и уже многое умеешь".

Недопустима похвала за неудачу. Это отрицательно сказывается на формировании самооценки ребенка, искажает критерии успешности, дезориентирует ребенка. Оценка взрослого должна быть адекватна достижениям ребенка, полученному им результату. Оценка должна быть достаточно развернутой. Так, оценивая малыша, взрослый дает пояснения, задающие ребенку критерии успеха и неуспеха в каждом конкретном случае. Одновременно взрослый присматривается к тому, как оценивает себя сам ребенок, совершая это самостоятельно, не дожидаясь оценки взрослого. При адекватном опыте сотрудничества со взрослым и развитой предметной деятельности малыш на третьем году жизни не стремится только к положительной оценки взрослого, но самостоятельно в соответствии с достижением или неудачей переживает собственный успех в конкретном действии. Это способствует становлению самостоятельности, самоконтроля в осуществлении предметно-практической деятельности.

Становление конкретной самооценки завершается на следующем возрастном этапе, в дошкольном детстве и не умаляет значения общей самооценки. положительного отношения к себе как личности значимой для других людей.

Общение со сверстниками

Наряду с развитием индивидуального опыта и общения со взрослыми в адекватной возрасту форме, следует специально выделить и общение и взаимодействие ребенка со сверстниками как еще один фактор формирования образа себя. Общение со сверстниками вносит вклад в развитие представлений малыша о своих физических качествах, физических возможностях, а на третьем году жизни способствует переживанию себя ребенком как творческого начала, новых возможностей, способностей значимых для других людей.

Без общения со сверстниками формирование образа себя ребенка в раннем возрасте не будет полноценным и адекватным. Поэтому взрослые должны создавать условия для развития общения ребенка со сверстниками. Для этого следует прежде всего формировать у детей положительное отношение к сверстникам. Собственным поведением взрослые демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. Привлекают внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряют проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку. Организуют совместные игры детей, обучая их координировать свои действия, учитывать желания друг друга. Взрослые стремятся также без насилия помочь детям разрешать возникающие конфликты, вводят принцип очередности, переключают внимание, подчеркивают достоинства каждого ребенка.

Никогда не следует сравнивать ребенка со сверстниками при оценке его умений, возможностей, достижений. Взрослые, часто использующие прием сравнения малыша с другими детьми, тем самым умаляют и даже унижают либо его достоинство, либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения малыша только с его же достижениями, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научится. Таким образом, взрослые создают перспективу позитивного развития ребенка и укрепляют образ себя как развивающейся целостности.

Магистральными линиями формирования и коррекции образа себя в раннем возрасте являются: организация общения со взрослыми, сверстниками, а также выдвижение в качестве ведущей деятельности предметно-практических действий. Когда в коррекционной работе налажено продвижение по всем трем линиям, следует включать во взаимодействие, общение со взрослым следующие обучающие ситуации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: