2. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью:
Контроль – это одно из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Так как государственный контроль осуществляется государственными органами, он является как одна из форм реализации государственной власти.
В широком смысле:
Государственный контроль в сфере предпринимательства – это система проверки и наблюдения за соблюдением субъектами предпринимательства требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.
Контроль необходимо отличать от надзора. Два этих понятия соотносятся как целое и часть.
Надзор предполагает выполнение функций органов государственной власти в отношении подчиненных им объектов на предмет выполнения специальных правил с возможностью применения мер административного воздействия к предпринимателям
Контроль производится в том числе в отношении не подчиненных субъектов с проверкой различных сторон деятельности субъекта предпринимательства с возможным применением мер дисциплинарного воздействия.
Контроль государства за предпринимательской деятельностью принято классифицировать в зависимости от различных оснований:
(в финансовом праве мы во многом ознакомились с общепринятой классификацией со стороны государственных органов)
1. в зависимости от стадии деятельности и времени проведения контроля:
· предварительный:
· текущий;
· последующий.
2. в зависимости от контролирующего органа:
· контроль представительных органов власти;
· контроль исполнительных органов власти;
· президентский контроль;
· судебный контроль.
3. в зависимости от объема проверяемой деятельности:
· общий контроль;
· специальный контроль.
4. в зависимости от контролируемых отношений:
· налоговый, валютный, банковский, страховой, транспортный, таможенный, иммиграционный, лицензионный, метрологический, санитарно-эпидемиологический, бюджетный, аудиторский и многие другие виды контроля за различными сторонами предпринимательской деятельности (институциональные).
Все так называемые институциональные виды контроля регламентированы законами, подзаконными нормативными актами, стандартами и т. д.
Мы будем исходить из общих принципов осуществления контроля отталкиваясь от прав предпринимателя при осуществлении органами государственной власти мероприятий.
Гарантии прав физических и юридических лиц предусмотрены ФЗ-м от 8 августа 2001 года (с изм. от 31 декабря 2005 г.) «О защите прав юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля надзора.
Положения названного закона не применяются к отношениям, связанным с проведением налогового, валютного, бюджетного контроля, банковского и страхового надзора, таможенного, иммиграционного, лицензионного контроля, которые являются специальными видами контроля, т.е. регулируемыми специальными законами.
Следует отметить закрепленные в законе принципы защиты прав юридических лиц и ИП при проведении государственного контроля:
· презумпция добросовестности предпринимателя;
· открытость и доступность для предпринимателей нпа, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля:
· ответственность органов государственного контроля при проведении его.
В Законе регламентировании, что мероприятия по контролю не должны превышать одного месяца, или, что в отношении одного юр. лица или ИП каждым органом государственного контроля плановое мероприятие проводится не более чем один раз в два года.
К числу гарантий прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля относится ряд ограничений для органов государственного контроля, например, органы гос. контроля не вправе:
· проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля от имени которого действуют должностные лица;
· осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий должностных лиц юр. лица или ИП, его представителя;
· требовать предоставление документов, информации, образцов продукции, если они не относятся к предмету проверки;
· требовать образцы продукции для проведения их исследований, экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и количестве, превышающем нормы, у3становленные госстандартами;
· распространять информацию, составляющую коммерческую и иную тайну;
· превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.