ИНК может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам.




Тема 7. (2 часа) Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ.

План лекции:

1. Формы и средства государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности;

2. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью.

1. Формы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности:

От степени вмешательства государства в деятельность предпринимателей зависит определение той или иной экономической формации как рыночной или планово-административной. В России сегодня развивается рыночная экономика, что обусловливает свободу предпринимательства. Однако, насегодня в мире не существует экономических моделей, где государство не регулировало бы так или иначе экономические процессы. Вопрос лишь в глубине вмешательства. Кроме того, государство само является специфическим субъектом предпринимательских отношений и осуществляет деятельность, связанную с извлечением прибыли.

Методы государственного воздействия на экономику и предпринимательство в частности подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы ГР в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения.

Средства административного регулирования (прямые методы) чрезвычайно разнообразны. Среди них можно назвать лицензирование, регистрацию определенных действий субъектов предпринимательства, применение мер административного принуждения, выдачу государственных заказов, контроль и надзор над предпринимательской деятельностью и т.д.

Экономические средства ГР (косвенные методы) не менее разнообразны, чем административные и в рамках рыночной экономики являются наиболее эффективными.

Важнейшими косвенными методами (общепризнано) являются прогнозирование и планирование.

Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социального и экономического развития страны, основанных на законах рыночного хозяйства.

Планирование – это деятельность государства в лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям и ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата.

По сути, прогнозирование является предпосылкой для планирования.

Различают государственное директивное планирование, которое предполагает обязательность и ответственность соответствующих субъектов за выполнение плановых работ (например, касается казенных заводов), и индикативное планирование, предполагающее установление в плане определенных показателей (например, государственное страхование, состояние финансово-кредитной системы, денежного обращения и т.д.).

При планировании используются различные методы или сочетание методов: балансовый метод, нормативный метод, экономико-математические методы и т.д.

В современных условиях широко используется программно-целевое планирование, в которое интенсивно вовлекается предпринимательское сообщество. Законодательством установлен «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ», в осуществлении которых участвует РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года (с изм. от 20 февраля 2006).

Что касается участия предпринимателей в данных программах, то оно выражается, как правило, в поставках продукции для государственных нужд (есть одноименный закон).

Одним из основных средств государственного регулирования предпринимательской деятельности в целом является система налогообложения.

Изучая налоговое право, мы с вами отмечали фискальную и регулирующую функции налогов. Регулирование, в частности, происходит через установление косвенных налогов (акцизы, НДС), а также льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налога, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

Льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать их в меньшем размере.

При этом важно понимать, что льготы не могут носить индивидуальный характер.

Отсрочка или рассрочка представляет собой изменение срока налога при наличии оснований, предусмотренных ст. 64 НК, на срок от 1 до 6 месяцев.

Налоговый кредит – это изменение срока уплаты налога на срок от 3 месяцев до одного года при наличии оснований, предусмотренных в ст. 65 НК.

Решение уполномоченного органа о предоставлении налогового кредита является основанием для заключения договора о налоговом кредите, который должен быть заключен в течение 7 дней после принятия такого решения.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований (ст.66 НК), предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

ИНК может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: