Тема. Борьба за права человека во Франции в период Великой буржуазной революции 1789-1795 гг.




План:

1. Общая характеристика политических идей французских мыслителей конца XVIII в. Вольтер, Монтескье, Руссо о правах человека и гражданина.

2. Развитие теории прав и свобод гражданина в период революции 1789 г.

3. Основные завоевания Великой французской буржуазной революции в области прав человека.

1. Политические доктрины, идейно подготовившие ранние буржуазные революции, в условиях Франции конца XVIII в. получают широкое распространение и развитие. Принципы свободы и равенства, провозглашенные и частично осуществленные в Голландии и Англии, французы превращают в развернутые политические учения. В борьбе с феодализмом окончательно формируется буржуазное мировоззрение, причем идеологи буржуазии выступают от имени всей нации.

Вольтер (1694 – 1778 гг.) выражал интересы той части буржуазии, которая надеялась на преобразование общества путем своевременно проведенных реформ сверху. Труды: «Опыт всеобщей истории и о нравах и духе народов», «Философские письма», «Кандид или Оптимизм».

· Социальное зло коренится в отсутствии просвещения и невежестве, которое стремится сохранить церковь, чтобы легче было обмануть народ («Раздавите гадину» - католическую церковь).

· Естественные законы - это законы разума, предписывающие людям равенство и свободу.

· Понятие свободы включает в себя отмену феодальных привилегий, свободу вероисповедания, слова, свободу собственности.

· Все граждане должны быть равны перед законом, но имущественное неравенство является естественным.

Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.) отличался резким обличением феодализма и отстаиванием принципа политической свободы. Труды: «Персидские письма», «О духе законов».

· Законодатель, создавая законы, должен учитывать конкретные условия: климат, почву и т.п. (жаркий климат способствует деспотии, холодный – свободе). Но форма государства в конечном счете определяет содержание законов.

· Деспотия – это государство, в котором господствует произвол. Даже если бы в нем существовали законы, то они не имели бы никакого реального значения, т.к. в деспотиях нет никаких институтов, обеспечивающих их охрану. Какие-либо права людей в подобных государствах отсутствуют полностью.

· Конституционная монархия – это государство, в котором осуществляется политическая свобода. Последняя означает установление законности и безопасности или уверенности в ней граждан (идеалом Монтескье была английская конституционная монархия).

· Республика – это такая форма правления, при которой в руках народа полностью или частично находится верховная власть. Она бывает демократической и аристократической. Кредо республиканского правления: равенство, патриотизм, любовь и свобода. Только в республике можно осуществить принцип всеобщности избирательного права.

· Небольшие государства должны быть республиками, государства средней величины – монархиями, обширные – деспотиями. Создать республику на большой территории можно только при условии федеративной организации.

· Для предотвращения переворотов необходимо строгое соблюдение законов. Достичь этого можно путем разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, ибо тогда они будут «взаимно сдерживать друг друга». Нужно также создать народное представительство, ограничивающее власть монарха. Но дворянство должно получить право формировать верхнюю палату парламента, а монарх – право абсолютного вето.

· Прогресс общества связан с установлением политической свободы, которая способствует развитию промышленности и торговли. Именно поэтому необходимо законодательно установить свободу слова, печати, совести. Люди должны быть защищены от судебного произвола. Обеспечены средствами к жизни.

 

Политическая доктрина французских материалистов была более радикальна, чем теории Вольтера и Монтескье.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) решительно отвергал всю систему государственно-правового строя, если она угнетает народ, его взгляды отличались ярко выраженным плебейским демократизмом. Труды: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре…»

· Свобода и равенство – наивысшее благо для людей. Равенство вовсе не означает, что степени богатства и власти должны быть абсолютно одинаковы, но ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы купить другого; и ни один настолько беден, чтобы продать себя.

· Суверенитет принадлежит народу, но народный суверенитет – это власть, осуществляемая волей большинства, которая неделима и неотчуждаема. Люди должны непосредственно избирать своих уполномоченных и участвовать в осуществлении законодательства. Возможность представительства допускается только для стран с большой территорией, но постановления депутатов там могут становиться законами только после утверждения их референдумами. Народный суверенитет не может быть ограничен никакими законами.

· Главная задача законодателя состоит в обеспечении свободы и равенства граждан: равенство всех перед законом, равное право участия в принятии законов и т.д. Мелкая частная собственность должна всемерно охраняться и поощряться. Крупную нужно конфисковать и равномерно распределить между членами общества. Чрезмерное неравенство в имуществе может превратить политические права и свободы в химеру.

· Наилучшей формой правления является республика, т.к. в ней должностные лица избираются народом. В целях предотвращения узурпации власти со стороны правительства нужно периодически проводить народные собрания, перед которым правительство обязано отчитываться. Право народа на сопротивление тиранам неотчуждаемо.

2. В условиях начавшейся революции противоречия интересов отдельных слоев третьего сословия переросли в ожесточенную борьбу партий, развернувшуюся в 1789 - 1794 гг., а в политической литературе особое значение приобретают защита интересов третьего сословия и провозглашение его решающей роли в обществе.

Основные требования аббата Э. Сийеса, ставшего после революции видным идеологом конституционалистов, сводятся к обеспечению политической власти третьему сословию. Однако он не считал возможным ликвидировать монархию, а во всех бедах обвинял аристократию.

Идеолог жирондистов Кондорсе был приверженцем республики, хотя казнь короля считал крайней мерой, после чего революция должна была закончиться. Он отмечал, что различия между людьми обусловлены экономическим неравенством и неравенством образования; считал, что неравенство состояний должно влиять на политические права, отдавая преимущество богатым.

М. Робеспьер – руководитель радикального крыла городской мелкой буржуазии и плебейства – 25 декабря 1793 г. выступил с докладом Конвенту «О принципах революционного правления». Он полагал, что свобода и равенство должны распространяться на всех без исключения граждан, независимо от имущественного положения, но само равенство является только политическим. Данная цель может быть осуществлена в условиях демократической республики, которую можно построить путем диктатуры. Народ является верховным сувереном, чиновники – лишь уполномоченные народа, их можно в любое время отозвать (замещение должностей производится выборным путем независимо от имущественного ценза). Во всеобщем избирательном праве Робеспьер видел средство, в помощью которого можно противостоять власти денег. Восстание против нарушающего права народа правительства является священной обязанностью граждан.

Г. Бабеф в «Заговоре во имя равенства» и «Проекте экономического декрета» впервые сформулировал прикладную коммунистическую программу.

· Источник всех бед - частная собственность, поэтому имущественное равенство есть естественное равенство.

· Общественный характер должно носить не только потребление, но и производство.

· Вся страна должна быть превращена в большую национальную общину. Только член общины пользуется политическими правами.

· Все должностные лица общины выборные.

· Всем членам общины обеспечивается одинаковый скромный достаток.

 

3. Великая Французская буржуазная революция началась со взятия Бастилии 14 июля 1789 г. Учредительное собрание обнародовало ряд декретов, отменявших сословные преимущества, феодальные права сеньоров, церковную десятину, объявлявших равенство всех перед законом в уплате государственных налогов. Реально были отменены только церковная десятина и личные феодальные повинности крестьян, остальные подлежали выкупу (земельные повинности могли быть выкуплены по декрету 3 - 9 мая 1790 г., но лишь всеми членами общины одновременно и в размере 20-кратной суммы годичных платежей).

26 августа 1789 г. была провозглашена «Декларация прав человека и гражданина».

19 июня 1790 г. декретом отменялось деление общества на сословия, а также все дворянские титулы и гербы.

В феврале 1791 г. отменили цехи и регламентации промышленности.

14 июня 1791 г. правительство запретило создание союзов и стачки (закон Ле-Шапелье).

16 июня 1791 г. Учредительное собрание приняло решение о закрытии «благотворительных мастерских» для безработных, созданных еще в 1789 г.

 

10 августа 1792 г. - по призыву Коммуны и Якобинского клуба возбужденное разговорами о заговоре население Парижа поднялось на восстание, которое привело к свержению королевской власти. Революция вступила в свой второй этап (10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г.), охарактеризовавшийся дальнейшим повышением политической активности масс и переходом власти в руки жирондистов.

14 августа 1792 г. по инициативе жирондистов Законодательное собрание приняло декрет о разделе крестьянских общинных земель и о сдаче эмигрантских земель во владение крестьянам за небольшую долгосрочную ренту. Кроме того, были отменены все судебные иски феодалов к крестьянам и отменены те феодальные права, которые не были подтверждены документами.

Под давлением революционно настроенного народа Законодательное собрание, где жирондисты приобретали все больший политический вес и даже сформировали временное правительство, отменило деление граждан на активных и пассивных. Были назначены выборы в Национальный Учредительный конвент, который должен был выработать новую конституцию Франции.

20 сентября 1792 г. – собравшийся в Париже Конвент провозгласил Францию республикой, т.к. среди его депутатов было больше сторонников крайних, решительных действий.

В ночь с 21 на 22 сентября 1792 г. - Конвент своим декретом отменил действие Конституции 1791 г., упразднил королевскую власть. Этим же декретом подтверждалось, что Конвент берет на себя подготовку новой конституции, что «личность и собственность находятся под охраной французского народа».

Руководящие позиции в нем заняли жирондисты (Бриссо и др.). Они не имели большинства мест в Конвенте, но их поддерживало «болото» - значительная часть депутатов, которые составляли своеобразный политический центр. Отражая прежде всего интересы умеренно-радикальных слоев буржуазии, а также всех тех кругов французского общества, которые устали от революции и не желали ее дальнейшего развития, жирондисты стремились сдержать нарастающее бунтарство народных масс. Не случайно к зиме 1792 г., когда в Париже вновь усилились противоречия в революционном лагере, жирондисты были исключены из Якобинского клуба. Здесь укрепилось влияние монтаньяров, «истинных» якобинцев (Дантон, Робеспьер, Марат), пользовавшихся широкой поддержкой низов Парижа.

Под напором якобинцев, за которыми шли революционно настроенные низы Парижа, жирондисты провели ряд радикальных мер. В конце сентября был принят декрет Конвента о введении во Франции нового революционного летосчисления, берущего свое начало с установления Французской республики. В связи с опасностью иностранной интервенции и монархических мятежей, угрожавших самому существованию республики, жирондистский Конвент декретировал учреждение Комитета общественной безопасности (2 октября 1792 т.), чрезвычайного уголовного трибунала в Париже (10 марта 1793 г.), Комитета общественного спасения (6 апреле 1793 г.).

В декабре 1792 г. - Конвент вынес смертный приговор королю Людовику XVI (21 января 1793 г. – казнь Людовика XVI).

Май 1793 г. - по требованию якобинцев он декретировал установление максимума (твердые цены) на зерно.

Но основная цель жирондистов сводилась к стабилизации политического положения и укреплению сложившихся в ходе революции отношений собственности и новых экономических порядков.

18 марта 1793 г. - Конвент под давлением жирондистов, напуганных волнениями среди бедноты, принял закон, установивший смертную казнь для лиц, предлагающих аграрный закон, т.е. требующих уравнительного передела земли, а также для лиц, пропагандирующих какой-либо другой закон, «ниспровергающий земельную, торговую или промышленную собственность».

Остановить рост революционных настроений в Париже, взять их под контроль жирондистскому правительству не удалось. Его, авторитет и влияние на народные массы к весне 1793 г. быстро падали. Резервы демократических преобразований были жирондистами исчерпаны. С другой стороны, именно на них, располагающих властью в Конвенте, падала политическая ответственность за усилившиеся в ходе революции тяготы и лишения населения Парижа, за внешнеполитические промахи и поражения.

Политические позиции жирондистов значительно пошатнулись также после неудавшегося суда над Маратом и последующим его убийством, а также в связи с усилившимся конфликтом между их лидерами и Парижской коммуной, ставшей оплотом якобинцев

Падению авторитета жирондистов способствовало и то обстоятельство, что они, отменив Конституцию 1791 г., не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ. Конституционный проект жирондистов дебатировался в Конвенте вплоть до 2 июня 1793 г., т. е. до падения их власти, но он так и не был утвержден.

31 мая - 2 июня 1793 г - народное восстание, во главе которого стоял повстанческий комитет Парижской коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду правления якобинцев. Французская революция вступила в свой завершающий третий этап (2 июня 1793 г. - 27 июля 1794 г.). Государственная власть, уже сосредоточенная к этому времени в Конвенте, перешла в руки вождей якобинцев - небольшой политической группировки, настроенной на дальнейшее решительное и бескомпромиссное развитие революций. Ведущую роль играли так называемые монтаньяры (Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и др.), речи и действия которых отражали прежде всего господствовавшие бунтарские и эгалитарные настроения масс.

На якобинском этапе революции во Франции были ликвидированы остатки феодальной системы, проведены радикальные политические преобразования, отведена угроза интервенции европейских держав и реставрации монархии.

3 июня 1793 г. - Конвент по предложению якобинцев предусмотрел продажу мелкими участками в рассрочку земель, конфискованных у дворянской эмиграции.

10 июня 1793 г. - был принят декрет, возвращавший крестьянским общинам захваченные дворянством земельные угодья и предусматривающий возможность раздела общинных земель в том случае, если за это выскажется одна треть жителей. Поделенная земля становилась собственностью крестьян.

17 июля 1793 г. – декрет «Об окончательном упразднении феодальных прав», где безоговорочно признавалось, что все бывшие сеньориальные платежи и феодальные права, как постоянные, так и временные, «отменяются без всякого вознаграждения». Феодальные документы, подтверждающие сеньориальные права на землю, подлежали сожжению. Бывшие сеньоры, а также должностные лица, утаивающие такие документы или сохраняющие выписки из них, присуждались к 5 годам тюремного заключения.

7 сентября 1793 г. – Конвент постановил, что «ни один француз не может пользоваться феодальными правами в какой бы то ни было области под страхом лишения всех прав гражданства».

Июль 1793 г. - Конвент ввел смертную казнь за спекуляцию предметами первой необходимости.

Сентябрь 1793 г. - декретом о максимуме устанавливались твердые цены на продовольствие.

5 сентября 1793 г.- создание постоянно действующего Революционного трибунала. Судьи, присяжные заседатели, общественные обвинители и их помощники назначались Конвентом. Вся процедура в Революционном трибунале характеризовалась упрощенностью и быстротой. За все преступления, подлежащие ведению Революционного трибунала, назначалась смертная казнь (до 10 июня 1794 г. по приговору Революционного трибунала было казнено 2607 человек).

17 сентября 1973 г. – декрет «О подозрительных». Это лица, которые своим поведением, связями, речами, сочинениями «проявляют себя сторонниками тирании, федерализма и врагами свободы», члены дворянских семей, которые «не проявляли постоянно своей преданности революции», лица, которым было отказано в выдаче «свидетельств о благонадежности», и т. д.

Октябрь 1793 г. – казнь королевы Марии-Антуанетты

4 декабря 1793 г. – на Комитет общественной безопасности был возложен «особый надзор» за всем тем, что касалось «личности и полиции». Наделенный правом расследования контрреволюционной деятельности, ареста и предания суду врагов республики, этот комитет, нередко злоупотреблял своей властью.

Конец февраля - начало марта 1794 г. - декреты Конвента, которые предполагали бесплатное распределение среди неимущих патриотов собственности, конфискованной у врагов революции (не были проведены в жизнь).

Май 1794 г. - Конвент декретировал введение системы государственных пособий для нищих, инвалидов, сирот, стариков. Было отменено рабство в колониях.

10 июня 1794 г. - Конвент под давлением Робеспьера принял декрет «О врагах народа». Он еще более упрощал судебную процедуру, но вместе с тем упразднял элементарные демократические основы судопроизводства. Обвиняемый допрашивался только на судебном заседании в присутствии присяжных и публики, не имел права на защитника. Руководством к вынесению приговора должна была служить лишь «совесть» присяжных.

К лету 1794 г., когда в результате побед революционной армии исчезла военная опасность и новый республиканский строй стал политической реальностью, внутренние противоречия, присущие якобинскому режиму, стали более острыми и неразрешимыми. Якобинская диктатура все больше лишалась поддержки народа. Против Робеспьера поднялись «новые богачи», которые нажили состояния в годы революции (поставки армии, скупка земель аристократии и церкви), они открыто обвиняли его в тирании. Крестьяне, получившие землю, считали, что революция закончена; не получившие ее разочаровались в якобинцах. Рабочие были недовольны максимумом зарплаты. Все население устало от террора, поэтому вскоре люди объединились против республики, а в Конвенте сложился заговор против Робеспьера и его сторонников.

27 июля 1794 г. – Конвент принял обвинительный декрет против Робеспьера. Коммуна Парижа попыталась поднять восстание в поддержку Робеспьера, но неудачно. Якобинский клуб тоже не заступился за своего члена. Робеспьера объявили вне закона, с ним казнили около 100 человек. Коммуну Парижа тут же упразднили. Якобинская диктатура пала.

В Конвент вернули уцелевших жирондистов, простили вандейских мятежников, народные общества закрыли. Термидорианцы отменили ограничения в торговле, поэтому сразу же выросли цены на все товары. Весной 1795 г. санкюлоты дважды поднимали восстание против властей, но оба раза они были разгромлены.

Август 1795 г. – термидорианский Конвент принял новую Конституцию. Во Франции сохранялась республика, но отменялось всеобщее избирательное право. Закреплялись все завоевания революции, законность продажи земель эмигрантов, церкви и короны. Сторонники монархии попытались поднять мятеж, но Конвент спас офицер Бонапарт, разогнавший мятежников с помощью артиллерии.

Государственный переворот, совершенный 9 ноября 1799 г. (18 брюмера VIII года республики - по новому календарю) группой заговорщиков, объединившихся вокруг генерала Бонапарта, привел к упразднению Директории и устранению других конституционных органов. Власть во Французской республике перешла к коллегии из трех консулов - генерала Бонапарта и двух бывших 'членов Директории, участвовавших в заговоре, - Сиейеса и Роже Дюко. Фактически же контроль за политическими событиями в стране все более оказывался в руках генерала Бонапарта, проявившего себя энергичным, прозорливым и властолюбивым государственным деятелем.

По методам осуществления власти и по своей социальной базе диктатура Наполеона существенно отличалась от правления Директории. Это была новая форма политической консолидации французского общества, осуществленной путем установления авторитарного, откровенно антидемократического режима. Генерал Бонапарт, стремившийся к установлению личной власти, лишь отразил готовность консервативно настроенных кругов французского общества к уничтожению остатков революционных идей и учреждений. Он уловил их желание создать стабильную государственную систему, не связанную идеологическими догматами, но обеспечивающую простор для развития предпринимательской деятельности. Именно поэтому политика бонапартизма получила поддержку не только со стороны буржуазных кругов, но и французских крестьян-собственников, опасавшихся в равной мере феодально-монархической реставрации и новой волны революционного экстремизма.

В отличии от предшествующих основных законов, Конституция 1799 г. уже не содержала Декларации прав человека и гражданина, ибо «гражданин Бонапарт» не считал уместным само напоминание в этом.документе о свободе и братстве. Гарантируя буржуазии и крестьянству собственность, полученную в годы революции в результате конфискаций и разделов дворянских имуществ, Конституция 1799 г. заявила, что «после совершения законной продажи национального имущества независимо от его происхождения» приобретатель такого имущества не может быть его лишен (ст. 94).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: