ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В ОЛИМПИАДАХ,
Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах и их сопровождение являются одной из задач профессиональной компетентности образовательной организации. В профессиональную компетентность входит создание системы подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам, в том числе:
• базовая школьная подготовка по предмету;
• подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
• самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
• целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога).
Подготовка школьников к олимпиадам осуществляется по нескольким направлениям.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно,
- чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает;
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося должна отражать его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
- следует использовать диагностический инструмент (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
- использовать все имеющиеся в распоряжении учителя возможности – мысленный эксперимент, уроки-практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
Психологическая помощь школьникам, участвующим в олимпиадах и конкурсах. Психолог может компетентно помочь исследовать психологические особенности личности ученика и педагога, их межличностные отношения в процессе подготовки обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах.
Диагностика познавательной сферы поможет выявить особенности развития внимания, памяти, мышления, восприятия. Другая важная составляющая – это выделение индивидуальных и типологических особенностей личности. Третьей составляющей исследования является круг интересов и мотивов учащихся. Эта информация, которую собирает психолог школы, поможет более эффективно построить процесс подготовки ребенка к участию в конкурсах и олимпиадах.
Еще одна сторона подготовки детей, которая решается на данном этапе, - это отбор учебных предметов для подготовки к олимпиадам. Нередко одни и те же способные дети представляют школу на нескольких олимпиадах, что часто приводит к чрезмерным физическим и психоэмоциональным перегрузкам. Роль завуча – помочь педагогам и самим детям выбрать один или несколько предметов, в которых результативность на олимпиаде будет выше.
Но очень важна и предсоревновательная подготовка школьников, которую, несомненно, может оказать завуч. Эта проблема хорошо разработана в спорте, которая может быть применена и в подготовке к олимпиадам и конкурсам. Предсоревновательная подготовка включает методы морально-волевой подготовки обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах.
Зам.директору необходимо знать, что обучающиеся испытывают тревожность по поводу возможной неудачи, чаще всего их не пугает сложность заданий, а тревожит либо неизвестность, либо груз ответственности за результат. Следовательно, важнейшая задача психолога в предсоревновательный период состоит в снижении уровня тревожности в стрессовых ситуациях методами саморегуляции. Например, для оказания помощи школьникам психолог использует методику игрового биоуправления и саморегуляции в стрессовых ситуациях. Также можно использовать аутогенную, идеомоторную, сюжетно-ролевую, умственную подготовку, метод умственной репетиции предстоящего выступления, тренинги, а также различные методы внушения.
Эта работа проводится психологом во внеурочное время в группе школьников, которые готовятся к участию в конкурсах и олимпиадах. Обучающиеся проходят обучение методам релаксации. Школьники овладевают методами релаксации, которые помогают им успешно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах и т.п. Мысленно проигрывается ситуация предстоящей олимпиады со школьниками, что помогает снять повышенную тревожность и выявить неосознаваемые проблемы ученика.
Подготовка к олимпиадным мероприятиям, интеллектуальным конкурсам требует наработки особенных навыков и умений, способствующих развитию творческой компетенции обучающихся. В данном случае целесообразно обратить внимание на теоретические положения проблемы подготовки обучающихся к олимпиадным испытаниям, такие как природа и механизм творчества, различие творческой и воспроизводящей деятельности, возможности методического регулирования креативной деятельности.
Методика социально-психологической работы при подготовке обучающихся к таким мероприятиям должна основываться на развитии нескольких компонентов:
• интеллектуального (память, гибкое мышление, творческое воображение при решении проблемной ситуации, многоканальность мышления в процессе решения проблемной задачи и выбора наиболее рационального решения, механизмов формирования и вербализации интуитивного решения, способность концентрировать творческие усилия и др.);
• личностного (стрессоустойчивость, умение планировать, концентрироваться на процессе, умение работать в команде, навыки самопрезентации, самостоятельность, уверенность в себе и др.).
В реализации этого направления важна тренинговая работа, направленная:
• на развитие самосознания, широкого и глубокого понимания ими своих способностей и возможностей;
• расширение имеющегося в его распоряжении репертуара поведенческих реакций, коррекцию сложившихся форм поведения, осознание ребенком своей позиции;
• осознание ребенком своей одаренности, построение им своей системы отношений с миром и самим собой сквозь призму своих особенностей;
• обучение социально-психологическим навыкам и умениям делового сотрудничества с людьми, понимания смысла действий и реакций партнеров по общению.
Работа педагога-психолога с родителями одаренного ребенка. Одной из проблем взаимодействия педагога-психолога и родителей в рамках подготовки и сопровождения обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах является актуализация контроля за нервно-физической нагрузкой школьника, создаваемой деятельностью и требованиями педагогов и родителей. Одаренные дети часто внешне весьма устойчивы к перегрузкам, и взрослым не просто преодолеть соблазн вложить в ребенка как можно больше информации, навыков, представлений и др. Между тем перегрузки для него так же опасны, как и для любого другого школьника.
Консультативная и просветительская работа зам.директора с родителями проводится по вопросам:
• сохранения других интересов и возрастных потребностей одаренного ребенка (помимо учебного), чтобы занятия не превращали его в узкоспециализированного высокопроизводительного субъекта исследовательской деятельности;
• ориентации взрослых на целостное развитие ребенка, в том числе тех сторон его психики, его личности, в которых он не проявляет себя ярко;
• выработки педагогами и родителями стиля эффективного общения с одаренным ребенком, адекватной оценки его поступков, понимания его поведенческих проявлений.
Работа психолога и педагога с родителями по вопросам оказания консалтинговой помощи:
1) выявляют наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
• наблюдения в ходе уроков;
• организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
• оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам;
2) зам.директора создает творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам и конкурсам, которая позволяет:
• реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
• уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания);
3) педагог планирует работу, при планировании работы с группой школьников необходимо:
• избегать формализма и излишней заорганизованности;
• оптимально выстраивать индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
• предусматривать возможность отдыха, релаксации;
• выбирать в качестве основной формы работы на занятиях различные формы индивидуальной и парной работы;
4) библиотекарь расширяет кругозор школьников:
• организует прочтение книг, журналов;
• организует работу в Интернете;
К группе одаренных могут быть отнесены дети, которые имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, обладают доминирующей, активной, ненасыщаемой познавательной потребностью, испытывают радость от умственного труда. Для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.
Олимпиадное движение имеет давнюю историю, но именно в последние годы вопросам организации олимпиады школьников уделено исключительное внимание.
Олимпиада, как известно, является одной из традиционных форм внеклассной работы. С одной стороны, это форма проверки знаний, а с другой – олимпиада показывает возможности и перспективы, которые открывает перед человеком участие в ней. Олимпиада позволяет учителям сравнить результаты своей работы с результатами коллег, а также увлечь учеников своим предметом.
При подготовке к олимпиадам большое внимание уделяется навыкам работы с различными материалами, которые основаны на метапредметных связях и расширяют кругозор обучающихся. Целенаправленная работа на уроках позволяет выявить обучающихся с устойчивой познавательной мотивацией по предмету и организовать их внеурочную деятельность на факультативах и в кружках с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, что в дальнейшем и привлечет их к участию в олимпиадах и различных конкурсах, к выполнению творческих работ.
Школьная олимпиада является действенным средством выявления, поддержки и сопровождения большого количества детей. Олимпиада способствует развитию у обучающихся интереса к самостоятельному изучению предмета путем чтения дополнительной литературы, работы со словарями, справочниками, энциклопедиями, википедиями, различными интернет-ресурсами, работы в музейном комплексе школы и других городских культурно-досуговых учреждениях.