Полиакриламид (ПАА). ТУ 6-05-1096-77.2.




[ - СН2 - СН(СОNН2) -]n

Твердый полимер в виде порошка, м.м. 4000 - 5000,

температура разложения 1650С.

Растворение - в воде, диметилформамиде, диэтилсульфиде,

- не растворяется в спиртах, кетонах, и неполярных растворителях.

Выпускается под маркой ПА-12½6 ½66.

Применение

- в качестве клеевого покрытия и клея для обуви,

- в качестве компонента при пропитке бумаги и аппретировании тканей,

- структурообразователь почв.

В реставрационной практике ПАА получил ограниченное применение в качестве укрепляющего материала для консолидации распыленного красочного слоя настенной живописи (стенопись в храмах г.Костромы и области).

Полимеры класса акрилатов

Полиакрилаты - это полимеры на основе эфиров акриловых и метакриловых кислот общей формулы [ -СН2 -СН(СООR) - ]n , устойчивые к действию кислорода и света,

а/ Полибутилметакрилат (ПБМА). ТУ 6-01-1227-80.

Бутиловый эфир метакриловой кислоты общей формулы-

[-СН2 -С(СН3)(СООС4Н9)-]n ;

твердый кристаллический полимер, м.м. 100 000, плотность 1,05 г/см3,

температура размягчения 200С,

показатель преломления 1,483.

Растворение -

в сложных эфирах, ароматических углеводородах, уайт - спирите, пинене.

Выпускается широкий ассортимент клеев и лаков для технических целей, некоторые из них применяют и в реставрационных целях, например, клей циакрин (цианакрилат).

Наиболее часто применяющиеся в реставрации марки: ПБМА - НВ и АСТ-ТТ.

Свойства

- высокая адгезия к различным подложкам;

- повышенная био-, свето-, погодостойкость;

- низкая паропроницаемость;

- способность “подтягиваться“ к поверхности, в результате чего он не обеспечивает укрепления в объеме авторского материала

ПБМА образует блестящую пленку на поверхности при укреплении настенной живописи, которая характеризуется низкой теплостойкостью, липкостью и высоким грязеудержанием.

Впервые применен в Эрмитаже для обработки археологических объектов в процессе полевой консервации и находится в арсенале раставраторов более тридцати лет.

Проблема подтяжки была решена путем одновременного использования смеси растворителей и осадителей, например, изопропилового спирта, метилэтилкетона и уайт-спирита, последний осаждает ПБМА в объеме укрепляемого материала.

 

Для повышения эластичности В.П.Бурый предложил использовать для укрепления настенной масляной живописи ПБМА в комбинации с СВЭД-33.

Области применения:

· для склейки фрагментов настенной живописи;

· для монтирования снятых со стен фрагментов росписей на новое основание;

· для укрепления живописи на лессе;

· для подклейки красочного слоя настенной масляной живописи к грунту и штукатурному основанию.

· для полевой консервации археологических прдметов;

· для реставрации предметов прикладного искусства из дерева, керамики, фарфора и др.

Фирма Lascaux Restauro выпускает материал Acrylic resin P55O TВ, представляющий собой раствор полибутилметакрилата в растворителе.

 

 

Б) Сополимер Бутилметакрилата с метакриловой кислотой (БМК-5)

[ - СН2 - СН(ОСОС4 Н9) -]m [-СН2 - СН(СООН)-]n, ОСТ 12-60-259 и ОСТ 6-01-26-75

Обладает:

- более высокой поверхностной твердостью

- более высокой теплостойкостью, кроме того он имеет

- имеет более низкую температуру стеклования, и поэтому его пленки имеют меньшую липкость и меньшее грязеудержание.

Материал рекомендован:

- для укрепления росписей на лессовой основе (5% раствор БМК-5 в смеси ксилола, ацетона и этилацетата в соотношении 1:1:1 обеспечивал глубину пропитки до 10 мм);

- для укрепления разрушенной древесины;

- для укрепления красочного слоя полихромной скульптуры (3% раствор в смеси растворителей спирт-ацетон в соотношении 1:1);

- для реставрации золоченой резьбы.

в) Paraloid B-72 ( сополимер метилакрилата с этилметакрилатом с соотношением мономеров 30:70)

В Европе наиболее известный и широко применяемый материал на основе акрилатов.

В США выпускается под названием Acryloid B72.

Выпускается в виде прозрачных гранул,

Растворим: в ксилоле и ИПС.

Применение:

- для укрепления красочных слоев всех видов живописи,

- для пропитки древесины,

- в качестве связующего в составах для восполнения утрат,

- для проклейки дублировочного холста,

- качестве адгезива при реставрации текстиля,

- в качестве защитных покрытий на изделиях из металла.

 

 

Г) Акриловые дисперсии

Акриловые дисперсии представляют собой полимерные синтетические клеи, в которых дисперсионной средой является вода с эмульгатором, а в качестве дисперсной фазы - сополимеры на основе эфиров акриловой и метакриловой кислот

Акриловые дисперсии, составляют наряду с ПВА дисперсиями основу зарубежного ассортимента реставрационных адгезивов.

В отечественной практике клеи этого класса соединений находят пока ограниченное применение.

В начале 60-х годов во ВНИИРе была разработана методика дублирования кромок картин на новый холст с помощью дисперсионного клея ВА-2ЭГА (сополимер винилацетата с 2-этилгексилакрилатом). С точки зрения химического строения эта дисперсия скорее относится к винилацетатаным, а не к акриловым. Содержание акриловых групп в боковой цепи не превышало 15%, этот клей образовывал эластичный клеевой шов, обеспечивал высокую адгезию авторского и дублировочного холстов и характеризовался присущей акриловым полимерам высокой влаго-, свето- и биостойкостью.

В связи с прекращением выпуска ВА-2ЭГА, в настоящее время для этой цели используют другие полимерные дисперсии, выпускающиеся в промышленном масштабе как в России, так и за рубежом.

Ниже перечислены марки и области применения в промышленности некоторых отечественных клеев, которые были выбраны и рекомендованы для реставрационных целей:

· АК-202 - клеи-герметики, водоэмульсионные краски, влагостойкие обои;

· АК-211 - клеи-герметики, производство мебели, антикоррозионные грунты, водо-эмульсионные краски;

· АК-224 - клей для кожевенно-обувной промышленности;

· АК-231 - для производства искусственных кож;

· АК-243 - материал для отделки текстиля;

· АБВ-1б - материал для производства мелованной бумаги и картона.

В ГосНИИР в начале 80-х годов были отобраны дисперсии для реставрационных целей. Выбор производили путем отбора материалов, аналогичных применяющимся за рубежом, по химическому строению и коллоидно-физическим свойствам.

За рубежом выпускают в основном две группы акриловых дисперсий

- сополимеры бутилакрилата с метилметакрилатом (марки Plextol, Rohamere и др.)

- сополимеры этилметакрилата с метилакрилатом (Primal, Rhoplex).

Отечественные дисперсии АК-211 и АК-202 по химическому строению и коллоидно-физическим свойствам являются аналогами зарубежных клеев Plextol D498 и D36O, Lascaux 36O HV и 498HV.

Зарубежные дисперсии выпускаются в простом и загущенном варианте (индекс HV), загущение производится либо толуолом (Lascaux Acrylic Adhesive 498-2OX). либо матакриловой кислотой.

Свойства

- более высокая свето-, атмосферо- и влагостойкость, биостойкость по сравнению с поливинилацетатными дисперсиями.

- высокие значения прочности и относительного удлинения клеевых пленок;

- из ряда акриловых дисперсий формируются эластичные, с высокими деформационными свойствами клеевые пленки.

Концентрации

Все дисперсии имеют исходную концентрацию около 50%.

Рабочие концентрации колеблются от 15 до 50% в зависимости от реставрационной задачи.

С увеличением концентрации увеличивается величина адгезии и толщина клеевого шва. Например, в случае укрепления жесткого шелушения масляного красочного слоя настенной живописи или подклейки левкаса золоченой резьбы иконостасов к основе, рекомендуется пользоваться клеями концентрации не менее 25%, в случае же

Подклейка тонкого шелушения, например, красочного слоя картин, написанных на масляных грунтах, осуществляется клеями 12-15% концентрации.

Как упоминалось выше, вязкость клея может быть увеличена без изменения концентрации путем загущения. Это достигается добавлением в водную дисперсию растворителя (например, толуола), либо водного раствора полиметакриловой кислоты и нескольких капель аммиака.

Назначение

- для реставрации станковой масляной живописи дублирование картин на новую основу (

укрепление шелушений красочного слоя, дублирование кромок на новый холст).

 

Таблица 1. Сопротивление расслаиванию модельных образцов холста, склеенных дисперсионными клеями.

Марка дисперсии Сопротивление расслаиванию,Н см
  Холст аппретированный Холст без аппрета После старения в гидростате, W= 100%, T= 6OoC
АБВ-1б 5,3 4,5 +50%
АК-211 5,4 10,3 -16%
АК-243 5,3 5,9 +74%

 

Как следует из Табл.1, все три дисперсии обеспечивают хорошую адгезию к холсту, после старения в гидростате прочность склейки холстов дисперсией АК-211 уменьшаеся на 16%. Дисперсия АК-243 не вызывает усадки холста, поэтому она была рекомендована для осуществления операции дублирования кромок картин на новый холст.

В Таблицах 2 и 3 приведены коллоидно-физические свойства дисперсий, рекомендованных в качестве реставрационных материалов и физико-механические свойства пленок этих дисперсий.

Приведенные ниже дисперсии характеризует высокая когезионная прочность эластичность клеевого шва.

Таблица 3. Коллоидно-физические свойства дисперсионных клеев отечественного производства.

Марка дисперсии Размер частиц, мм
АБВ-1б 0,15
АК-211 0,09
АК-251 0,3
АК-231 0,1
СВЭД-50 0,07
ПВА-м 0,05-10

 

Глубина проникновения в штукатурное основание дисперсий исходной концентрации и разбавленной до 10% не превышает 0,5 мм.

Таблица 4. Физико-механические и деформационные свойства пленок, сформированных из дисперсионных клеев, до после старения в гидростате при температуре 600С и относительной влажности 100%.

  Марка Модули упругости при растяжении, МПа дисперсии
  М100 М200 М300 М400 М500 Напряжение при разрыве,МПа Относительное удлинение,%
АК-251 0,480,22 0,950,42 1,4 0,67 - - 4,64,9 650 500
АК-231 1,48 2,7 4,5 2,6 - 8,5  
АК-211 0,85 0,77 1,31,35 2,41,94 3,83,1 - 5,6 5,6 420 400
АБВ-1б 0,26 0,24 0,27 0,28 0,3 0,34 0,330,4 0,38 0,66 2,4 2,7 1000 1400

 

Правила работы с акриловыми дисперсиями:

1/ клей наносится на обе склеиваемые поверхности с кисти или с помощью шприца;

2/ рабочие концентрации менее 10% не обеспечивают надежной прочности связи на любых подложках.

3/ выбор концентрации определяется характером разрушения.: для подклейки жесткого шелушения к грунту, отставаний от грунта красочного слоя с грунтом, для дублирования грубых крупнозернистых холстов или кромок таких холстов концентрация может достигать исходной (40-50%). Этими же соображениями диктуется выбор числа пропиток;

Если склеиваемые поверхности имеют пористую структуру, то их следует приводить в соприкосновение сразу же после нанесения клея

Когда склеиваемые поверхности не впитывают воду, их следует приводить в соприкосновение только после выдержки до появления отлипа.

Место склейки проглаживают теплым утюжком (55-600С), до полного испарения воды, охлаждение производится под давлением.

Затеки необходимо сразу же удалить тампоном, смоченным водой;

Когда проникновение воды в глубь склеиваемых подложек недопустимо, например, вглубь холста, подложку перед нанесением дисперии следует покрыть раствором какого-либо полимера (Paraloid B-72) в неводном растворителе (ксилоле или спирте).

Применение:

1 / Станковая масляная живопись- дублирование картин на новую основу (Plextol P5OO, Plextol D36O, Lascaux Acrylic Adhesive498 -20x); укрепление красочного слоя и его подклейка к грунтам, мягкое и жесткое шелушение, вздутия, расслоение и др. виды разрушений (АК-211,АБВ-1б, Prymal AC-643, Hydro-Prymer 75O,Plextol D498 и D36O); 2 / Предметы прикладного искусства - склейка фрагментов музейных предметов изфарфора и керамики (АК-231), археологической керамики (АК-256, АК-259, загущенные аммиаком), в качестве связующего композиций для восполнения утраченных фрагментов, заделки трещин и сколов, для контактного удаления загрязнений с поверхности керамики, мрамора, известняка, гипса.

Резной золоченый декор и полихромная скульптура - подклейка левкаса к деревянной основе, позолоты к левкасу, красочного слоя и позолоты к грунту (АК-211, АБВ-1б, Lascaux Acrylic Adhesive 498, Plextol P55O).

4/ Настенная масляная живопись - подклейка красочного слоя к грунту и штукатурнойоснове (АБВ-1б, АК-211, АК-251).

 

 

Справочная литература

1.Некрасов А.П., Балыгина Л.П., Материалы и методы реставрации монументальной живописи, Изд. Пасад, Владимир, 1997.

2. Донской Г.Г., Донская Л.Н., Технология реставрации стенописи, Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация., М., 1985. в.10,с 112-122.

3. Некрасов А.П., Балыгина Л.П., Укрепление и расчистка настенной живописи, находящейся под слоем поверхностных загрязнений, Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей: научно-реферативный сборник М., 1982, в 2, с 14-18.

4. Винокурова М.Б., Герасимова Н.Г., Мельникова Е.П., Шейнина Е.Г.,”Новые возможности ПБМА как закрепляющего материала” Сообщения Эрмитажа, Л., 1974, вып.40, с 90-92.

5. Иванова А.В. “Укрепление фрагментов живописи на лессовой основе сополимером БМК-5”. Сообщения ВЦНИЛКР, М., 1972, вып.28, с115-116.

 

6 Мельникова Е.П., Лебель М.Н., Использование полимеров в реставрации скульптуры из камня в Гос. Эрмитаже“,Реставрация и консервация музейных ценностей. Экспресс-информация, М., 1983, вып.2, с 24.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: