Пример 4. С корневой нотой текущего аккорда




Упражнение 3. Проведение темы в октаву

Кто-то скажет – скучно. Может быть. Но, всему свое место! Вот вы, например, в своем куске импровизации наиграли уже много всего, и нужно сделать кульминацию, да и напомнить всем "о чем речь" – и вы берете и "победно" проводите тему в октаву!

На клавишных этот прием исполняется легко, можно даже двумя руками – тогда получится более широкий диапазон. Гитаристу проще исполнить в 2 октавы, щипая 1-ю и 6-ю струны. Саксофонисту? Тоже можно, но тогда ноты нужно "разнести по времени". Впрочем, и на клавишных такой способ тоже даст интересный результат.

Конечно, таким приемом легче исполнять мелодии не очень "плотные", т.е. те, что прописаны крупными длительностями. Ну, и понятно, что в некоторых случаях мы будем сталкиваться просто с недостаточным широким высотным диапазоном инструмента.

Я буду использовать для всех примеров одну и ту же тему, чтобы сами приемы были более очевидны. Это хорошо известная песня "Подмосковные вечера" В.Соловьева-Седого и М.Матусовского. Вы, естественно, можете использовать любую другую мелодию, как и вашу собственную. Тональность у меня во всех примерах – Ля-минор. Все примеры – "компьютерные", не претендующие на какой-либо художественный уровень и служат лишь для иллюстрации.

Упражнение 4. Проведение темы с тремоло

Еще один вариант – использовать тремоло. Для пианиста технически играть тремоло в октаву не очень сложно, хотя определенный навык нужен, а вот гитаристу проще сыграть на одной ноте:

 

Пример 1. Октавы и тремоло на одной ноте / в одной октаве

 

Но оба они, как, впрочем, и исполнители на духовых, могут применить тремоло с "соседними" нотами, т.е. в малую секунду. Правда, в этом случае нужно быть более внимательным:

ПРАВИЛО: вы гарантированно избежите ошибок, если будет использовать ноты текущего лада / шкалы, причем, ниже по высоте, чем исходная нота мелодии. А вот полутоновое понижение может (если это не ступень текущего лада), привести к заметным диссонансам. В любом случае, какие бы ступени вы не использовали, желательно следовать правилу: Громкостные акценты, должны быть на исходной ноте мелодии. И, естественно, заменяя одну исходную ноту на серию мелких длительностей, следует начинать с исходной, т.е. "оставить" ее на "родном" месте.

 

Пример 2. Тремоло с соседними нотами

 

Упражнение 5. Обыгрывание с корневой нотой аккорда и доминантой

Большинство современников хорошо знают подобный пример благодаря Янгу Ангусу – гитаристу легендарной группы AC/DC, использовавший его в песне "Thunderstruck". Хотя очевидно, что задолго до него этот прием вдоль и поперек применяли классики XVI-XVII веков, особенно в музыке для струнных инструментов. А вообще мне кажется, что корни этого способа лежат в решении такой задачи, как "передача" сразу и мелодии, и гармонии на инструменте, который одновременно может воспроизвести только одну ноту, как например, флейта.



 

Пример 3. Thunderstruck – AC/DC

 

Пробуем! Надо знать гармонию и выбрать мелкую длительность – обычно это 1/16 или 1/32. Далее все просто – каждая исходная нота теперь будет представлена группой из ее самой и корневой ноты текущего аккорда. Вот смотрите, что получается:

 

Пример 4. С корневой нотой текущего аккорда

 

ПРАВИЛО: Исходную ноту все-таки лучше оставлять "на акценте", т.е. начинать также с нее, тогда мелодия будет более ярко выражена, а басовые ноты выполнят роль "отбивки" слабых долей и будут как бы "подгонять" ритмический рисунок, "подтягивать темп".

 

Этот прием очень легко исполнять на гитаре и других струнных, когда корневая нота текущего аккорда совпадает с открытой струной. Тогда можно даже не менять струну! (У гитаристов эту ноту часто называют "педальной", т.е. создающий постоянный фон – педаль). Но ведь не так много открытых струн, да и тональность может оказаться не очень удачной для такого приема. В нашем случае, да и почти в любом другом примере, если мы выбираем удобную тональность, есть одна фишка: используйте в качестве педальной ноты ДОМИНАНТУ! 5-я ступень вовсе не зря так называется – она действительно может доминировать – полностью заменить гармоническую "подложку", хотя остановиться, завершить тему все-таки правильнее на ТОНИКЕ. Поскольку мой пример в Ля-миноре, то открытое Ми первой струны идеально подходит для исполнения мелодии данным приемом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: