РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет ГМУ
Кафедра управления персоналом
РЕКОМЕНДОВАНА | УТВЕРЖДЕНА |
на заседании кафедры управления персоналом Протокол № 1 от 01 сентября 2014 г. | Учебно-методическим советом факультета государственного и муниципального управления Уральского института управления – филиала РАНХиГС Протокол № 1 от 15сентября 2014 года |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Рынок труда
Код дисциплины по учебному плану Б3.В2.3.03
Для направления 081100.62
квалификация (степень) бакалавр
Заочная форма обучения
Составитель:
Фельдман М.А.
д.и.н.,профессор
Екатеринбург
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность дисциплины
Формирование демократического и социального государства, ориентированного на удовлетворение социальных потребностей населения, обусловило постановку проблемы эффективности государственного регулирования рынков труда. Дальнейшая концептуальная проработка оптимизации управления региональными и муниципальными рынками труда необходима в связи с тем, что критерии ее определения, сформулированные для органов государственной и муниципальной власти РФ (совокупный показатель региона, учитывающий все факторы и индикаторы оценки органов власти по Указу Президента РФ от 21 августа 2012 г. № 1199) и деятельность последних по достижению определенных количественных и качественных показателей занятости населения не приводят к ожидаемому населением конечным результатам.
Для населения главными показателями эффективности деятельности органов государственной власти на рынке труда выступают, прежде всего, доступность и время поиска современного высокопроизводительного рабочего места, экологически безопасного и социально защищенного; с соответствующим современным требованиям, социальным пакетом.
Конкурентоспособность рынка труда во много определяется его возможностью удержать работников, необходимых для гармоничного развития и обеспечения безопасности и жизнедеятельности территории. Для госслужащих и работников муниципальных администраций целью деятельности являются количественные и качественные результаты, значения которых закреплены в программных и нормативных документах; именно по этим параметрам осуществляется на практике оценка деятельности органов государственной власти.
Однако, в том случае, когда плановые индикаторы и элементы рынка труда не кординируются с аналогичными данными в других, фактически, конкурирующих, регионах, в странах РКС, используемые показатели не только не позволяют выявить реальную эффективность государственного управления, но, напротив, вводят в заблуждение и население, и управленческие структуры. В конечном счете, это ведет к нарастанию социальной напряженности, к утрате доверия к органам государственной власти со стороны различных групп населения.
Таким образом, несоответствие эффективности управления рынками труда на государственном, региональном и муниципальном уровнях, несоответствие комплекса используемых показателей тем задачам, которые призваны решать субъекты управления, представляет собой проблему, имеющую теоретический и практический аспекты.
Эффективное управление рынками труда должно выражаться в конечном итоге в создании благоприятных условий для развития конкурентоспособных экономики и социальной сферы; для выполнения программы создания высокопроизводительных рабочих мест; для воспроизводства населения, нормальной повседневной жизнедеятельности, формирования благоприятной деловой среды для бизнеса; должно соответствовать социальным ожиданиям людей, способным покинуть неконкурентоспособный рынок труда.
Вследствие этого, в основе управленческих решений должны лежать не только знания о состоянии экономики на конкретной территории регионального или муниципального образования, о тенденциях экономического развития; аналитика степени выполнения плановых показателей, относящихся к развитию рынка труда и соответствие компонентов рынка труда международным стандартам, но и информация об отношении населения к проводимой государством политике на рынках труда. Согласно майским (2012 г.) Указам президента РФ, определяющей фактором всей деятельности органов власти в регионе и в муниципальном образовании, становится именно оценка гражданами состояния всех сфер социальной жизни, включая рынок труда. Состояния – достигнутого в результате реализации принятых в конкретном регионе или муниципальном образовании программ социально-экономического развития.
В свою очередь, оптимизация современных рынков труда, достижение рынками труда России критериев конкурентоспособности в рамках мирового рынка труда, зависит от степени взаимодействия представителей труда, капитала, государства в процессе регулирования социально-экономических отношений в формах социального партнерства и социального диалога.
Цель и задачи изучения дисциплины
Бакалавр по направлению 081100 ГМУ готовится к следующим видам профессиональной деятельности: организационно-управленческая; информационно-методическая; коммуникативная; проектная; вспомогательно-технологическая (исполнительная). Эти виды профессиональной деятельности применяются: в организациях любой организационно-правовой формы, где выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня; в органах государственного и муниципального управления; в структурах.
Цель курса – сформировать применительно к проблемам государственного и муниципального управления основы управленческих действий в сфере современного рынка труда. Эти основы включают комплекс задач, нацеленных на:
способность выпускника к формированию организационной и управленческой структуры организаций на рынке труда; планированию деятельности организаций и подразделений;
способность к разработке и реализации проектов, нацеленных на развитие организаций и развитие предпринимательской деятельности на рынке труда;
способность к участию в разработке и реализации комплекса операционных и планово-прогнозных мероприятий в соответствии с задачами организации;
информационно-методической поддержке и сопровождению управленческих решений;
участию в создании и актуализации информационных баз данных для принятия управленческих решений;
спсобностью к владению основными способами и средствами информационного взаимодействия; получения хранения пеработки информации; наличие навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями, способностью к методическому восприятию информации; постановк целей и выбору путй ее достижения;
участие в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения;
стремление добиваться:
– искоренения «теневой» экономики в сфере рынка труда; устранение нарушений трудового законодательства;
– принимать участие в формировании институтов управления и регулирования рынка труда, инфраструктуры рынка труда, адекватной запросам работодателей и требованиям мировой экономики, социальным обязательствам государства и документам Европейской социальной конвенции;
– повышение социальной защищенности каждого работника на рынках труда в соответствии с международными стандартами;
– синхронизацию программ содействия занятости и программ социально-экономического развития;
– развитие социального партнерства, всесторонний контроль за содержанием и выполнением коллективных соглашений.
При всей важности государственной политики на рынках труда, (осуществляющей общее руководство социально-экономическими процессами, обеспечивающей социальные права граждан, осуществляющей нормотворческую деятельность, регулирующей социально-трудовые отношения) государство на федеральном уровне не способно выявить и удовлетворить все потребности личности и социальных групп.
В этой связи постоянно возрастает роль властных структур на региональном и муниципальном уровне и таких субъектов социальной политики в сфере труда, как органы местного самоуправления; общественные и коммерческие объединения; предприниматели и предпринимательские союзы, трудовые коллективы, отдельные граждане. Обязанностями региональных и муниципальных органов власти в процессе управления в сфере рынка труда являются:
- выявление характеристик реального социально-трудового положения занятого населения, учреждений, составляющих инфраструктуру рынка труда на территории конкретных региональных и муниципальных образований на текущий момент и в исторической динамике;
- учет потребностей населения в услугах инфраструктуры рынка труда на основе мониторнига запросов населения, в соответствии с задачами государственных программ всех уровней, характеристиками отечественных и международных социально-трудовых стандартов;
- создание научно обоснованных и социально ориентированных программ развития рынков труда;
- контроль за реализацией принятых программ занятости в условиях максимально открытого информационного доступа населения к документообороту региональных и муниципальных органов власти
- формирование и укрепление всех форм социального партнерства и социального диалога социальных групп, представленных на территории регионального или муниципального образования.
Следовательно, основными задачами курса являются:
– осознание бакалаврами роли научно выверенных, своевременных управленческих действийна рынке труда на территории конкретных региональных и муниципальных образований, подчиненных критериям эффективности социального и экономического развития;
– определение роли курса в формировании личности профессионального работника органов управления;
– выработка теоретических ориентиров, научных оснований и подходов к анализу содержания и методов управления в социальной сфере, оценке явлений социальной жизни и достоверности их отражения в научной литературе, СМИ, статистических материалах;
– овладение способностью к ээфективному деловому общению, публичным переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать современные технические средства и информационные технологии для решения коммуникативных задач;
– умение составления и использования системы критериев эффективности управленческих действий на рынке труда на территории конкретных региональных и муниципальных образований;
– способность к формированию общественно значимых целей, условий для их достижений, организацию работы для получения максимально возможных результатов на территории регионального или муниципального образования;
– умение проведения анализа экономического состояния всех компонентов рынка труда, финансового обеспечения развития инфраструктуры рынка; развития социального партнерства на территории конкретного регионального или муниципального образования;
– способность к постоянному диалогу и взаимодействию с представителями
таких субъектов социальной политики на рынке труда, как предприниматели и предпринимательские союзы, коммерческие объединения; внебюджетные фонды; трудовые коллективы, отдельные граждане, профсоюзы и органы власти;
– знание и квалифицированное использование существующего законодательства в сфере занятости на рынке труда, включая способность к составлению проектов нормативно-правовых актов и их технико-экономическому обоснованию;
– формирование навыков консультирования представителей государственных, муниципальных органов власти, некоммерческих и хозяйственных организаций по вопросам развития занятости и рынков труда регионального или муниципального образования;
– составление баз данных о состоянии рынков труда регионального или муниципального образования, оценка их полноты и качества, применения этих данных для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций и решений;
– способность к составлению прогнозов развития рынков труда региона или муниципального образования, программ модернизации конкретных областей рынков труда в государственных и муниципальных программах социально-экономического развития;
– формирование навыков к разработке технико-экономического обоснования и определения вероятности инвестиционных проектов в социальной сфере;
– способность к аналитике социальных проблем в форме статей и тезисов, докладов на научно-практических конференциях, выступлениях перед представителями администрации, политических партий и общественных организаций, размещения на интернет-сайтах, сайтах обратной связи, в СМИ.