Основные элементы системы (исследования): об»ект, предмет и методы.
Об»ект (общее) – область (науки), в которой проводятся исследования. Принцип стандартизации характеризует связь об»ект с остальными элементами исследования. ПС – это унификация/стандартизация об»ктов для проведения исследования и возможность снизить влияние побочных переменных: те. условия должны быть стандартными/одинаковыми (условия, стимульный материал, время проведения исследования и т.д.).
Испытуемые – об»ект эмпирического исследования. Это те люди, которые участвуют в эксперименте. Выборка испытуемых должны быть репрезентативной. Репрезентативность это представленность свойств множества в свойствах подмножества (множество – это целое, подмножество – часть множества, имеющая нужные признаки). Репрезентативность строится относительно популяции (те. обладать теми же свойствами, что и популяция). Популяция – совокупность людей, обладающих теми или иными соц-псих. характеристиками (теоретически, популяция это потенциально испытуемые все). Об»ем популяции – все люди, которые составляют эту популяцию. Выборка – часть популяции, те испытуемые, на которых проводится исследование.
Принцип репрезентативности. Репрезентативность достигается с помощью стратификации (разделение на слои - старты, предполагает выделение слоёв популяции) и рандомизации (случайный отбор). Репрезентативность достигается тогда, когда в процентном содержание слове популяции и выборки должны совпадать. Репрезентативность показывает на сколько выборка иллюстрирует популяцию.
Пример: исследование разных учащихся
ош 8000 73%
гл 2000 18% слои
тк 1000 9%
общая популяция 11000 = 100%.
Для выборки в 100 человек потребуется 73 ош, 18 гл и 9 тк.
Организация, где работают и/или находятся испытуемые, называется базой.
Характеристики об»екта: стандартизация, репрезентативность
Метод исследования связан с другими элементами надежностью.
Принцип надежности. Это характеристика метода, которая отражает вероятность воспроизведения результата, т.е. при воспроизведении исследования мы получим близкие результаты с минимальными различиями (есть зависимость от побочных переменных). Интервал разницы результатов называется доверительным интервалом, потому что он содержит истинные значения изучаемой величины с вероятностью Р=1–альфа (вероятность ошибки, когда результаты могут оказаться за пределами доверительного интервала). Эта вероятность называется доверительной вероятностью, и она как раз является мерой надежности (метода). Надежность (в академической науке) должна быть обеспечена Р> 95%, а вероятность ошибки (альфа) от пяти процентов и меньше. Альфа не может быть равно 0.
Надежность (вероятность воспроизведения) обратно пропорциональна точности (ширина доверительного интервала) измерения. Когда мы увеличиваем точность, уменьшается надежность, и, наоборот: в интервал «+/- километр» попасть-то проще. Еще раз: если у нас увеличилась точность, то надежность автоматически уменьшилась. Таким образом, если разница между результатами исследований (одного и того же в повторе) чем больше, тем меньше надежность данного исследования. Закон фон Неймана (житейская версия): не бывает все и сразу, т.е. бывает всё, но не сразу или сразу, но не всё.
Откуда берется заданная точность? Надежность обычно задана в 95%, и дальше смотрим получаемую точность, и решаем, насколько эта конкретная точность устраивает нас. Ибо, если мы увеличим надежность до 100 %, то теряется смысл (исследования, да и любой деятельности вообще) из-за падения точности, поэтому альфа не может равняться 0. Разница потенциалов необходима для движения (вообще), в противном случаем всё стагнируется и ку-ку.
Фактически, именно поэтому наука допускает ошибки, в отличие от этики – это шанс получить результат, реальный опыт и прочие плюшки.
Предмет (системы). Принцип валидности - это характеристика (предмета) показывает соответствием предмета и цели исследования (насколько предмет соответствует достигаемым целям). Если предмет соответствует цели, значит процедура валидна. Если мы изучаем то, что хотим изучить, то мы получаем валидность исследования.
Важное/резюме.
1. Стандартизация. Равные условия.
2. Репрезентативность. Соответствие выборки популяции.
3. Надежность. Высокая вероятность воспроизведения.
4. Валидность. Соответствие предмета(то, что мы исследуем на самом деле и не подменяется) цели (то, что мы хотим изучить).