Несколько оснований для исследований:
1. По виду.
а) Теоретические: анализ результатов других исследований, классификация, обобщение, систематизация и т.п.
б) Эмпирические (эмпирия – опыт): измерения (приписывание чисел об»ектам: измерили температуру, посчитали интеллект), наблюдение (целенаправленное восприятие и измерение об»ектов), эксперимент (изменения/воздействие восприятия и измерения об»ектов). Тут проводятся опытные исследования.
в) Комплексные: включает все оба/два предыдущих.
2. По характеру проблемы: монодисциплинарные и междисциплинарные. В одной области или в нескольких областях.
3. По целям. Их группа:
а) эксплораторные (эксплорер) исследования – исследования в малоизученной области, исследование «белых пятен».
б) конфимотроные исследования – подтверждающие исследования. После того, как исследование очередного «белого пятна» было проведено, научный подход требует повторной проверки.
в) воспроизводящее исследование, проводится в учебных целях (предлагается воспроизвести и получение известных результатов с целью обучения проведению исследований)
г) пилотажные исследования – пробные, с целью грубой проверки ожидаемого большого исследования, что бы устранить баги, понять возможности и/или косяки и прочее.
Структура научного исследования.
Структура базируется на принципе системности. И состоит из нескольких пунктов:
1. Об»ект исследования
2. Предмет исследования
3. Методы исследования
4. Условия/среда исследования
5. Результаты исследования
Об»ект – часть психической реальности, которая подвергается исследованию. Те, это довольно широкая область для исследования индивида/человека как носителя психики. В соц.психологии об»ектом может быть группа людей. Кроме этого, об»ектом пси-исследования может быть психическое явление (которые делятся на 3 группы: психические процессы – память, мышление, внимание, ощущение/восприятие, речь, эмоции, воля, психические свойства –характер, темперамент, интересы, способности и психические состояния – то, в каком состоянии находится человек в данный моментспокойствие/раздраженность, бодрость/вялость и т.д).
Специфика психологических исследований в том, что об»ект – человек – крайне интересная штука. И содержит в себе несколько противоречий.
Первое: тот факт, что об»ектом выступает человек, делает его, об»ект, не совсем об»ектом в стиле физики/математики, например. Тут возникает первое об»ектное противоречие: об»ект не может быть таковым на 100%, т.к. в процессе исследования он – человек - становиться об»ектно суб»ектным. Он может обманывать, например. Тем самым об»ект – человек – в состоянии влиять на результаты исследования, т.к. об»ект взаимодействует с исследователем, становясь в этот момент суб»ектом (влияния на ход исследования).
Предмет исследования – это часть об»екта, которая изучается непосредственно в данном исследовании. Предметом в рамках психологическом исследовании (а мы помним, что об»ект изучения психологии как науки – психика человека) является некая часть, свойство или проявление психики (например, если об»ект это память, то предмет – это ее ёмкость) или взаимосвязь различных явлений: об»ект и его специфическое/частное качество (например, влияние новой формы обучения водителей на аварийность). И тут появляется второе противоречие: второе предметное противоречие. Предмет – это то, что мы исследуем непосредственно (вот стол, вот линейка, вот мы её приложили к столу и измерили, другими словами предмет и метод измерения находятся в одном пространстве, в одой системе координат), в психологии же это не так. Предмет исследования (испытуемый) находится в одной плоскости, а прибор для измерения (исследователь) в другой, и измерение становится «косвенным» - результаты мы получили в одной плоскости, а интерпретировали их – в другой. И тут несколько проблем: мы должны быть уверены в тех методах, которые использовались для исследования, и мы должны потом еще правильно интерпретировать полученные данные (и быть в этом уверены). Это не считая областей, куда исследователь просто не может попасть (напрм, бессознательно клиента).
Методы исследования – это приёмы и средства, с помощью которых исследователи получают результаты. Выделяют:
1. Методы теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация): метод индукции (следование логике от частного к общему), используется для построения классификации, метод дедукции (от общего к частному), используется при проверке гипотез, метод трансдукции (о частного к частному), моделирование/замену более сложных процессов более простыми (компьютерная симуляция или биологические модели – животные).
2. Методы эмпирические:
1. Методы сбора информации.
2. Методы наблюдения или обсервационные, целенаправленное восприятие.
3. Экспериментальные методы: воздействие или влияние.
4. Психодиагностические или измерительные методы: тесты, опросные методы (беседа, интервью, анкетирование), проективные методы (механизм проекции для исследования бессознательных уровней).
5. Психофизиологические методы: при происходящих изменениях психике происходит изменения в физиологии, что можно регистрировать.
6. Праксиметические или методы анализа продуктов деятельности: напрм, стиль вождения, аварийность (у водителей).
Методы всегда константны!!
Если мы используем надежные методы, то мы доверяем результатам, которые мы подучаем с помощью этих методов. Результаты (должны) воспринимаются безоценочно, он могут нравиться или нет, а это уже просто вектор дальнейших исследований.
Экспериментальные методы. Представляют из себя целенаправленное воздействие путем изменения чего-либо, наблюдение и измерение в процессе влияния. Их можно представить в виде иерархии: эксперимент как самая сложная версия. Переменная которая изменяется (то, на что идет воздействие в ходе эксперимента) в ходе эксперимента называется независимая переменная, она же - причина, а то, что изменяется ПОД действием независимой переменной называется зависимой, она же - следствие. В эксперименте моделируются причинно-следственные связи/отношения. Установить пр-сл отношения (в науке) можно сделать только одним способом (и единственным!!!) и это – эксперимент! В эксперименте всегда есть воздействие, которое наблюдется и измеряется исследователем.
Эксперимент включат в себя наблюдение и исследование.
Отличие терапии от эксперимента (науки) в том, что в первом случае мы получаем изменение/результат коррекции, в вот втором – новое знание. В практической деятельности цель использовать полученные новые знания для изменений/коррекции. Ибо, что бы получить новую зависимую переменную, надо влиять на независимую переменную – это и есть терапия/коррекция
Наблюдение – это целенаправленное (у этой деятельности - наблюдении – есть цель, и она устанавливается заранее, так же устанавливается способ наблюдения) восприятие об»екта. В наблюдении, в отличии от эксперимента нет воздействия.
Измерение. Данные бывают качественными (это классификация, напрм, изменился цвет кожи при воздействии температуры) и количественными (приписывание чисел), те., могут быть описаны с помощью чисел или нет.
Фактически, мы имеем два способа организации исследования: экспериментальные или активные методы и неактивные, к которым относят методы измерения и наблюдения. В первом случае можно установить причинно-следственные связи/отношения, при наблюдении и измерении – нет.
Квазиэксперимент – почти эксперимент, при котором есть нарушения отдельных процедур реального эксперимента., когда нормальный эксперимент в принципе невозможно провести. Квазиэксперимент обычно проводят тогда, когда есть действие этических норм, напр, или нет возможности точно воспроизвести реальный эксперимент. Примеры: эксперимент проводят на малой или нерепрезентативной выборки (единичный случай в клинической практике), нет возможности поставить испытуемых условия «до» и «после».
В психологии существует принцип инвариантности (независимости) результата относительно всех структур (относительно об»екта, суб»екта, предмета), кроме методов(!). Т.е при повторении того или иного эксперимента в разных местах/группах получают похожие результаты. Это значит, что используя разные методы, психолог получает разные результаты.
Пример. Метод, который оперирует к сознанию – это опросник. Все методы этого класса подвергаются фильтрации (испытуемого). Проективные методики (напрм, несуществующее животное) позволяют обойти фильтры. Разный результат этих двух методик и есть принцип инвариантности результатов относительно метода. Психолог обязан описывать подробно методы, которые использованы в исследовании.
Среда и результат.
Среда – это условия, в которых протекает исследование. Среда так же вносит свое влияние на ход эксперимента, это дополнительные (те, которые поддаются контролю исследователя) и побочные (те, которые НЕ поддаются контроль) переменные. Обе они влияют на зависимую переменную. Напрм, дополнительная переменная – это время, а погода – это побочная переменная. В результате сильного влияния этих переменных могут происходить искажения (результатов).
Результат – это факт (установленной зависимости и/или влияния независимой переменной на зависимую в той или иной степени).