Этапы выполнения КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Процесс подготовки, написания и защиты курсовой работы (КР) можно условно представить в виде выполнения следующих этапов:
- выбор темы курсовой работы;
- подбор и изучение литературы по теме КР. Работа с источниками и составление библиографии;
- формулирование цели и задач исследования, его объекта и предмета; обоснование актуальности темы; выбор методов исследования;
- написание КР и проверка работы на плагиат;
- предоставление итогового варианта работы с результатами плагиата научному руководителю;
- подготовка доклада и презентации для защиты КР;
- защита КР.
Основные требования к курсовой работе
Курсовая работа бакалавра, являясь самостоятельным научным и/ или научно-реферативным исследованием, выполняется в рамках требований, предъявляемых к подобного рода научно-исследовательским работам. Написанная научным языком, курсовая работа должна обладать следующими качествами:
· целенаправленностью: четко сформулированная цель работы должна быть достигнута в ходе решения конкретных задач;
· прочной теоретической базой как результат глубокого освоения научной литературы;
· грамотным и уместным применением научной и исследовательской терминологии;
· достаточностью фактического материала;
· самостоятельностью исследования;
· логичностью изложения, доказательностью выводов и обоснованностью рекомендаций;
· правильным и грамотным оформлением всех структурных частей текста КР;
· соблюдением правил орфографии и пунктуации русского языка.
Работа не должна сводиться к перечислению различных точек зрения, ограничиваясь утверждением о согласии или несогласии с той или иной из них. Полемика должна быть основана на сопоставлении доводов различных авторов, анализе разных точек зрения, на поиске и анализе практического применения основных теоретических положений. В необходимых случаях приводятся статистические данные, материалы анкетирования, интервью, примеры из практики переводческой/ учебной/ методической деятельности.
|
Должна быть ясно высказана позиция автора, подкрепляемая соответствующими аргументами. Кроме того, студенту рекомендуется представить в курсовой работе результаты собственных наблюдений/ рассуждений по данному вопросу, а также попытаться сформулировать практическое применение результатов исследования. Обязательным требованием к работе является четкость методологической позиции ее автора.
Автор курсовой работы несет ответственность за все изложенные в ней сведения, обоснованность выводов, достоверность фактического материала и другой информации.
Курсовая работа, являющаяся результатом механического переписывания текста из опубликованных источников и специальной литературы, оценивается отрицательно и к защите не допускается.
Актуальность темы исследования
Одним из ключевых требований, предъявляемых к КР, является актуальность рассматриваемой научной проблемы либо комплекса проблем.
Актуальность темы исследования КР должна быть подробно аргументирована с точки зрения научного состояния изучаемой проблемы на сегодняшний день и необходимости ее дальнейшей разработки. Для этого следует глубоко и всесторонне изучить научные материалы по истории данного вопроса, проанализировать отечественные и зарубежные источники на предмет определения направлений исследования проблемы. Правильно обоснованная актуальность позволяет четко сформулировать цели и задачи исследования, определить его объект и предмет.
|
Определение предмета и объекта исследования
Формулировка объекта и предмета – важный этап научной деятельности. Объект и предмет исследования должны быть четко определены студентом до начала выполнения курсовой работы; игнорирование данной ступени или небрежное отношение к ней может привести к грубым методологическим ошибкам, например, когда начинает исследоваться объект какой-либо другой науки.
Под объектом исследования понимается область знаний, процесс или явление, выбранные для изучения и порождающие проблемную ситуацию; при этом объект не должен выходить за рамки данной науки.
Предметом исследования является тот аспект или признак объекта, который находит свое отражение в данной курсовой работе. По отношению к объекту предмет выступает как частное к общему. Предмет – это то, на что направлено основное внимание автора курсовой работы, что определяет ее тему, поэтому часто формулировка предмета исследования совпадает с темой исследования или созвучна с ней.
Например, тема курсовой работы «Методика использования интерактивных форм в обучении лексике на уроках иностранного языка в школе».
Объектом исследования являются интерактивные формы обучения.
Предметом исследования является роль интерактивных форм в обучении лексике на уроках иностранного языка в школе.
|
Формулирование цели и задач исследования.
В любой научной публикации должны присутствовать цель и задачи, именно они определяют конечный результат исследования. В структуре КР бакалавра цель и задачи формулируются во введении, а в заключении, как правило, указывается, что полученный результат соответствует поставленным цели и задачам.
Перед тем, как приступить к написанию КР, необходимо ответить на вопрос: «Что я собираюсь исследовать?» или «Что я хочу доказать?». Это и есть цель исследования - то, ради чего производится изучение объекта.
Если цель предполагает общее определение проблемы, то задачи, которых в среднем в курсовой работе от трех до пяти, носят частный характер и затрагивают конкретные стороны проблемы. Необходимо помнить, что поставленные задачи должны быть непосредственно связаны с целью исследования. Ознакомление с научной литературой по теме КР помогает студенту сформулировать задачи своего исследования, которые, как правило, связаны:
· с решением общих теоретических вопросов (например, определение природы, сути, законов развития и т.п. изучаемого объекта);
· с выявлением и изучением конкретной проблемы (ее содержание, структура, предлагаемые пути решения);
· с конкретным вариантом решения проблемы либо конкретизацией/ уточнением уже имеющихся ранее предложенных вариантов ее решения.
Традиционно задачи указываются в виде списка и могут рассматриваться как план достижения конечного результата, где каждая задача – отдельный этап приближения к цели исследования.
Требования к языку и стилю изложения материала
Так как КР бакалавра является научной работой, следует уделить особое внимание языку и стилю изложения материала.
В работе должен быть соблюден научный стиль с использованием специальной терминологии в соответствии с нормами русского языка. При этом неукоснительно должно соблюдаться единство стиля, нельзя допускать, чтобы приведенные в тексте цитаты стилистически отличались от собственного текста автора. Также в КР необходимо избегать канцелярских штампов, разговорных оборотов, исключается употребление образных сравнений, метафор, ярких эпитетов, риторических вопросов и других выразительных средств художественной литературы.
В целом научный текст характеризуют следующие признаки:
· законченность;
· целостность;
· связность;
· объективность;
· четкость и лаконичность формулировок.
Для того чтобы привести текст КР бакалавра в соответствие с требованиями научного стиля, необходимо использовать специальные функционально-синтаксические слова/словосочетания, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, в итоге, в заключение следует отметить), противоречивые отношения (однако, тем не менее, с другой стороны, между тем), причинно-следственные связи (поэтому, так как, следовательно, вследствие этого, кроме того, таким образом), переход от одной мысли к другой (обратимся к…, рассмотрим…, перейдем к…, необходимо остановиться на …).
В синтаксическом плане в научной письменной речи преобладают сложноподчиненные предложения, более точно передающие временные, причинные, следственные, условные отношения, что позволяет излагать материал более логично и последовательно. Помимо этого, в тексте научных работ доминируют безличные и неопределенно-личные предложения, которые используются для описания явлений, фактов, процессов. Повествование обычно ведется либо безлично, либо от третьего лица.
Недопустимо употребление местоимения первого лица единственного числа «я». В некоторых случаях возможно употребление множественного числа «мы», что формально выражает мнение коллектива ученых или точку зрения определенной научной школы. Однако не следует злоупотреблять этим местоимением. Личность автора в научном сочинении как бы отступает на задний план, а внимание фокусируется на рассматриваемом явлении, факте, процессе.
Еще одним важным признаком научного стиля является объективность изложения. Это достигается, в первую очередь, частым использованием вводных слов и конструкций, подчеркивающих достоверность сообщения. Такие слова, как - естественно, разумеется, действительно, видимо, по всей вероятности, предположительно - позволяют представить исследуемый объект либо как вполне очевидный, либо как возможный. Обязательным условием объективности изложения служит указание источника сообщения, упоминание о том, кто высказал ту или иную мысль. Синтаксически это реализуется через вводные словосочетания: по мнению, как утверждает, по словам, по результатам и т.д.
С морфологической точки зрения для научного стиля характерно использование большого количества отглагольных существительных и существительных с абстрактным значением (обоснование, изучение, определение, рассмотрение, обобщение). В глагольных формах превалируют причастия и деепричастия (анализируемая проблема, проведенный эксперимент, изложенная точка зрения, доминирующий метод). Для определения и конкретизации объекта предпочтение отдается относительным прилагательным, которые достоверно и точно помогают выполнить описание явления, факта, процесса. Так как нельзя образовать от относительных прилагательных степени сравнения, при необходимости к качественным прилагательным добавляются слова «более», «менее», «наиболее», «наименее». Следует исключить образование степеней сравнения с помощью приставки «по» (получше, побыстрее) и суффиксов -айш-, -ейш- (удобнейший, нижайший).
Лексической особенностью научного текста является использование терминологии. Термин– это общепринятая лексическая единица, позволяющая точно и кратко описать научное понятие или явление. В ходе написания научной работы следует тщательно отбирать термины, чтобы не выходить за рамки терминологической системы данной науки и не смешивать термины с профессионализмами или жаргонизмами (слова, используемые в узкой среде специалистов и не являющиеся языковой нормой).