РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра управления персоналом
РЕКОМЕНДОВАНА | УТВЕРЖДЕНА |
на заседании кафедры управления персоналом Протокол № 1 от 01 сентября 2014 г. | Учебно-методическим советом факультета государственного и муниципального управления Уральского института управления – филиала РАНХиГС Протокол № 1 от 15сентября 2014 года |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Управление развитием персонала
Б3.В3.3.02
Для направления 081100.62 Государственное и муниципальное управление
квалификация (степень) бакалавр
Профиль «Управление человеческими ресурсами в государственном
и муниципальном управлении»
Очная и заочная форма обучения
Составители:
к.с.н., доцент Боброва О.В.
к.с.н., ст.преподаватель Ручкин А.В.
Екатеринбург
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Каждый субъект, обладающий собственными целями и интересами, стремится к выбору действий, которые, с одной стороны, максимально соответствуют его целям и интересам, а, с другой стороны, удовлетворяют внешним и внутренним условиям деятельности. Таким образом, система развития персонала, построенная с учетом особенностей мотивационных факторов работников и условий внутренней и внешней среды, позволяет повысить социальную и экономическую эффективность организации. Особую актуальность система развития персонала приобретает в процессе антикризисного управления под влиянием внешней среды, поскольку позволяет не только сохранить показатели деятельности за счет уже полученных знаний, умений и навыков персонала, но и проводить отбор персонала, исходя из личных возможностей каждого работника и потребностей организации.
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения – овладение системой знаний, формирование комплекса навыков и умений в вопросах разработки и внедрения системы развития персонала в коммерческих организациях, государственных, муниципальных, казенных и бюджетных учреждениях, органах публичной власти.
Задачи дисциплины:
1. раскрыть содержание современной концепции построения системы развития персонала;
- рассмотреть теоретические вопросы построения системы обучения, развития и ротации персонала организации, изучить практический опыт внедрения систем обучения и развития сотрудников, в том числе с использованием IT-технологий;
- детально изучить этапы разработки и внедрения системы развития персонала.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина относится к профессиональному циклу ООП и является дисциплиной профиля по выбору студента. Дисциплина основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных в ходе изучения следующих учебных дисциплин (ранее освоенных):
1. Теория организации.
2. Теория менеджмента.
3. Стратегический менеджмент.
4. Теория государства и права.
5. Государственная и муниципальная служба.
6. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы.
Данная дисциплина является предшествующей для следующих учебных дисциплин:
1. Организация кадровой работы в государственном и муниципальном управлении.
|
2. Мотивация и стимулирование персонала государственной и муниципальной службы.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способность к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);
- умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7);
- способность применять имеющиеся технологии и методы кадровой работы (ПК-8);
- знание и умение адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности (ПК-21).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- принципы развития и закономерности функционирования организации;
- роли, функции и задачи менеджера в современной организации;
- основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений;
- роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации
- причины многовариантности практики управления персоналом в современных условиях
- бизнес-процессы в сфере управления персоналом и роль в них линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом;
- принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций
- основные теории стратегического менеджмента
- теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации,
|
- содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления;
уметь:
- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;
- диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
- разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность;
- оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений;
- анализировать состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в человеческих ресурсах;
- проводить аудит человеческих ресурсов организации, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения;
- привлечению и отбору новых сотрудников и программы их адаптации;
- разрабатывать программы обучения сотрудников и оценивать их эффективность;
- использовать различные методы оценки и аттестации сотрудников и участвовать в их реализации;
- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
владеть:
- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);
- современными технологиями влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации; современными методами управления человеческими ресурсами;
- инструментами развития сотрудников через оценку результатов их деятельности и планирование карьеры, обеспечение возможности для повышения образования и роста;
- навыками работы с нормативными актами;
- современным инструментарием управления человеческими ресурсами;
- методами планирования служебной карьеры.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа (очная форма обучения); 6 зачетных единиц, 216 часов (заочная форма обучения на базе среднего профессионального образования).
№ | Формы обучения | Лекции (часы) | Практические Занятия (часы) | Самостоятельная работа (часы) | Всего часов |
Очная, 4 года | |||||
Заочная, 3 года |
Форма итогового контроля: экзамен (очная форма обучения) или дифференцированный зачет (заочная форма обучения на базе СПО) в форме тестирования, включая открытые вопросы (письменная контрольная работа).
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.1 Тематический план (очная форма обучения)
Форма обучения и кол-во часов Наименование разделов и тем | Количество часов | Всего часов | Формируемые компетенции (код) | ||||||||
Л | П\3 | СМР | ОК- | ПК- | ПК- | ПК- | |||||
Раздел I. Основные направления развития персонала в организации | |||||||||||
Тема 1.1. Основные направления развития персонала как фактор усиления инновационных процессов в организации. | 2 i | + | |||||||||
Тема. 1.2. Обучение как система. Факторы формирования системы обучения и развития персонала. Планирование и контроль. обучения | 2 i | 2 i | + | + | + | ||||||
Тема 1.3. Теории обучения. Формы обучения в организациях, учреждениях. Особенности обучения взрослых, андрагогика. | 2 i | + | + | + | + | ||||||
Тема 1.4. Корпоративные компетенции как основа для формирования потребностей в обучении и развитии персонала. | 2 i | 2 i | + | + | |||||||
Тема 1.5. Система Talent Management. «Стоимость» таланта, оценка человеческого капитала. | 2 i | + | + | + | + | ||||||
Тема 1.6. Управление карьерой персонала | 2 i | 2 i | + | + | + | ||||||
Тема 1.7. Управление знаниями в организации | 2 i | 2 i | + | + | + | + | |||||
Тема 1.8. Влияние корпоративной культуры на развитие персонала. | 2 i | + | + | ||||||||
Тема 1.9. Концепция опережающего обучения и развития. Формирование корпоративной системы обучения и развития. | 2 i | 2 i | + | + | + | ||||||
Тема 1.10. Оценка результативности обучения. | 2 i | + | + | + | |||||||
Раздел II. Особенности развития персонала в условиях риска и неопределенности в разных типах организаций и учреждений | |||||||||||
Тема 2.1. Внутренний и внешний рекрутинг персонала в раличных типах организаций и учреждений, органах власти: особенности отбора. | 2 i | 2 i | + | + | + | + | |||||
Тема 2.2. Особенности развития персонала в государственных, муниципальных, казенных и бюджетных учреждениях, органах власти. | 2 i | + | + | ||||||||
Тема 2.3. Кадровый резерв. Основные этапы работы с кадровым резервом. Продвижение резервистов: особенности разных типов организаций и учреждений, органов власти. | 2 i | 4 i | + | + | + | + | |||||
Тема 2.4. Особенности организации обучения персонала в государственных, муниципальных, казенных и бюджетных учреждениях | 2 i | 4 i | + | + | + | + | |||||
Тема 2.5. Управление развитием кадрового потенциала в органах власти. Особенности развития инновативного потенциала в органах власти. | 2 i | + | + | + | + | ||||||
Тема 2.6. Особенности оценки рентабельности обучения и развития в различных типах организации и построения Performance Management System. | 2 i | + | + | ||||||||
Итого | |||||||||||
3.1.2 Тематический план (заочная форма обучения на базе СПО)
Форма обучения и кол-во часов Наименование разделов и тем | Количество часов | Всего часов | Формируемые компетенции (код) | ||||||||
Л | П\3 | СМР | ОК- | ПК- | ПК- | ПК- | |||||
Раздел I. Основные направления развития персонала в организации | |||||||||||
Тема 1.1. Основные направления развития персонала как фактор усиления инновационных процессов в организации. | + | ||||||||||
Тема. 1.2. Обучение как система. Факторы формирования системы обучения и развития персонала. Планирование и контроль. обучения | 2 i | + | + | + | |||||||
Тема 1.3. Теории обучения. Формы обучения в организациях, учреждениях. Особенности обучения взрослых, андрагогика. | 2 i | + | + | + | + | ||||||
Тема 1.4. Корпоративные компетенции как основа для формирования потребностей в обучении и развитии персонала. | + | + | |||||||||
Тема 1.5. Система Talent Management. «Стоимость» таланта, оценка человеческого капитала. | + | + | + | + | |||||||
Тема 1.6. Управление карьерой персонала | + | + | + | ||||||||
Тема 1.7. Управление знаниями в организации | + | + | + | + | |||||||
Тема 1.8. Влияние корпоративной культуры на развитие персонала. | + | + | |||||||||
Тема 1.9. Концепция опережающего обучения и развития. Формирование корпоративной системы обучения и развития. | 2 i | + | + | + | |||||||
Тема 1.10. Оценка результативности обучения. | + | + | + | ||||||||
Раздел II. Особенности развития персонала в условиях риска и неопределенности в разных типах организаций и учреждений | |||||||||||
Тема 2.1. Внутренний и внешний рекрутинг персонала в раличных типах организаций и учреждений, органах власти: особенности отбора. | + | + | + | + | |||||||
Тема 2.2. Особенности развития персонала в государственных, муниципальных, казенных и бюджетных учреждениях, органах власти. | + | + | |||||||||
Тема 2.3. Кадровый резерв. Основные этапы работы с кадровым резервом. Продвижение резервистов: особенности разных типов организаций и учреждений, органов власти. | 2 i | + | + | + | + | ||||||
Тема 2.4. Особенности организации обучения персонала в государственных, муниципальных, казенных и бюджетных учреждениях | 2 i | 2 i | + | + | + | + | |||||
Тема 2.5. Управление развитием кадрового потенциала в органах власти. Особенности развития инновативного потенциала в органах власти. | 2 i | 2 i | + | + | + | + | |||||
Тема 2.6. Особенности оценки рентабельности обучения и развития в различных типах организации и построения Performance Management System. | + | + | |||||||||
Подготовка к дифференцированному зачету | |||||||||||
Итого | |||||||||||
Содержание дисциплины
Содержание лекционного курса
№ п/п | Наименование раздела/темы дисциплины | Содержание раздела/темы |
1. | Проблемная лекция. Основные направления развития персонала как фактор усиления инновационных процессов в организации | Сущность и понятие категории «развитие». Цель и необходимость развития персонала организации. Жизненный цикл организации, организационные ловушки и динамика персонала. Цель и необходимость развития персонала организации в условиях построения стратегии организации. Понятие современных инновационных процессов. Роль человеческого фактора в инновационных процессах. |
2. | Лекция – презентация. Обучение как система. Факторы формирования системы обучения и развития персонала. Планирование и контроль обучения | Понятие определения «обучение», характеристика и анализ факторов, влияющих на построении системы обучения. Подчиненность обучения потребностям бизнеса, процессам реформирования органов публичной власти. Составление планов и процедуры контроля обучения персонала в организации. |
Проблемная лекция. Теории обучения. Формы обучения в организациях, учреждениях. Особенности обучения взрослых, андрагогика. | Современные зарубежные и отечественные подходы и практики к проблемам обучения персонала. Теория поколений в обучении. Сетевое и дистанционное обучение. Формы обучения: тренинг, коучинг, наставничество, групповое и индивидуальное проектирование, key-stady. Андрагогика, особенности обучения взрослых. | |
Лекция – беседа. Корпоративные компетенции как основа для формирования потребностей в обучении и развитии персонала. | Определение и оперативная диагностика корпоративных компетенций, особенности построения и модификации (коррекции) образовательных корпоративных программ. Выявление потребностей персонала и их связь с корпоративными компетенциями, коррекция потребностей в индивидуальном порядке. Возможности реализации индивидуальных потребностей в процессе обучения, основанного на реализации корпоративных компетенций. | |
Проблемная лекция. Управление карьерой персонала | Карьера в системе государственного и муниципального управления, бюджетных, казенных и коммерческих организациях и учреждениях. Влияние управленческих и рабочих групп на карьеру менеджера. Карьера в бизнес-структурах, органах государственной и муниципальной власти. Современные методы планирования карьеры. Карьерные кризисы на ранних этапах планирования карьеры и технологии их преодоления. Реализация технологии «Assessment-центр». | |
Лекция - презентация. Управление знаниями в организации | «Знание» и «управление знаниями»: понятийно-категориальный анализ. Цели управления знаниями и выгоды для компании в условиях риска и неопределенности. Подходы к управлению знаниями. Основные проблемы управления знаниями в коммерческих организациях и органах власти. | |
Проблемная лекция. Концепция опережающего обучения и развития. Формирование корпоративной системы обучения и развития. | Концепция опережающего развития: модный тренд в корпоративном обучении или потребность в нивелировании рисков и угроз внешней среды? Основные направления построения системы опережающего обучения в организации. Определение места корпоративного учебного центра в структуре компании и в системе управления развитием персонала. Этапы развития корпоративного учебного центра. Формирование структуры корпоративного университета, управление процессом обучения. | |
Лекция – презентация. Внутренний и внешний рекрутинг персонала в раличных типах организаций и учреждений, органах власти: особенности отбора | Особенности проектирования внутреннего и внешнего рекрутинга в различных типах организаций, учреждений, органах власти: нормирование, программирование, мониторинг. Кадровые программы и кадровые мероприятия в рамках отбора персонала. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на конкретные кадровые программы и кадровые мероприятия. Методическое и нормативное обеспечение кадровой политики в организациях, учреждениях, органах власти. | |
Проблемная лекция. Кадровый резерв. Основные этапы работы с кадровым резервом. Продвижение резервистов: особенности разных типов организаций и учреждений, органов власти. | Понятие кадрового резерва в органах власти и коммерческих организациях. Цели работы с резервом в разных типах учреждений и организаций. Нормативно-правовое обеспечение системы работы с резервом. Типы кадрового резерва. Принципы и методы формирования кадрового резерва. Структура и источники формирования резерва кадров. Критерии, используемые при подборе кандидатов в резерв. Система работы с резервом. Порядок формирования и основные направления подготовки резерва кадров. Порядок использования и обновления резерва. Учет резерва кадров и отчетность. Планирование работы с кадровым резервом. Оценка экономической эффективности работы с резервом. | |
Лекция – презентация. Особенности организации обучения персонала в государственных, муниципальных, казенных и бюджетных учреждениях | Формирование государственного и муниципального заказа на обучение персонала, особенности формирования конкурсной документации. Требования, предъявляемые к планам обучения и конкурсной документации в отношении казенных и бюджетных организациях. Экономические и организационные проблемы при реализации закупок для государственных и муниципальных нужд, казенных и бюджетных учреждений. |
План практических занятий