Спрос, закон спроса, неценовые факторы спроса, предложение, закон предложения, неценовые факторы предложения; эластичность, ценовая эластичность спроса, виды ценовой эластичности спроса, факторы, определяющие эластичность спроса; перекрестная эластичность спроса; эластичность спроса по доходу; эластичность предложения, виды эластичности предложения, факторы, влияющие на эластичность предложения; рыночное равновесие, цена рыночного равновесия, равновесный объем, устойчивость рынка, цена, теория неоклассического синтеза, функции цены; нарушения рыночного равновесия, мгновенное, краткосрочное, долгосрочное равновесие, «нормальная» рыночная цена; рента (излишек) потребителя, выигрыш производителя, эффективность рынка по Парето.
Выводы:
1. Основным фактором, определяющим спрос потребителя, является цена. Между ценой и спросом существует обратная зависимость. Эта обратная зависимость складывается под влиянием эффекта дохода, эффекта замещения и действия закона убывающей предельной полезности. Изменение цены приводит к изменению величины спроса и отражается движением вдоль (по) кривой спроса. Кроме цен на рыночный спрос влияют: предпочтения, количество покупателей, их доход, цены других товаров, ожидания покупателей. Изменения одного или нескольких из этих факторов ведет к изменению в спросе и смещению кривой спроса вправо – при увеличении спроса, влево – при его сокращении. Так же как и спрос, предложение зависит от цены. Между ценой и предложением существует прямая зависимость. Важнейший неценовой фактор, влияющий на предложение – это издержки производства.
2. Степень изменения спроса и предложения под влиянием изменения факторов спроса и предложения называется эластичностью, которая измеряется коэффициентом эластичности. Различают: ценовую эластичность спроса, перекрестную эластичность и эластичность спроса по доходу. Ценовой эластичности отражается на величине выручки от реализации. Характер ценовой эластичности спроса зависит от: наличия заменителей, доли товара в бюджете покупателя, степени необходимости товара, времени, имеющегося в распоряжении покупателя и др. Степень изменения предложения при изменении цены измеряется коэффициентом эластичности предложения. Эластичность предложения зависит, прежде всего, от времени, имеющегося у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.
|
3. Рыночное равновесие означает равенство объемов спроса и предложения. Цена, при которой достигается соответствие предложения спросу, называется ценой рыночного равновесия. Всякое несоответствие, возникающее между спросом и предложением, в условиях свободного рынка, ликвидируется автоматически через изменение уровня цен. В основе современной трактовки сущности цены лежит теория неоклассического синтеза. В рыночной экономике цены выполняют уравновешивающую, информационную, регулирующую и стимулирующую функции.
4. Нарушения равновесия со стороны спроса и предложения под влиянием неценовых факторов ведет к изменению равновесной цены и равновесного объема. В зависимости от временных возможностей производителей и степени эластичности предложения различают мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие. Цена, достигаемая при долгосрочном равновесии, носит достаточно устойчивый характер и называется «нормальной» рыночной ценой.
|
5. В условиях рыночного равновесия образуются излишек потребителя и излишек производителя. Первый равен разности между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара и равновесной рыночной ценой товара. Второй – это разность между равновесной ценой и той минимальной ценой, по которой продавец готов продать товар, не неся убытков. Любое отклонение от рыночного равновесия ухудшает положение либо продавца, либо покупателя, а это означает, что рыночное равновесие обеспечивает эффективность по Парето. Однако достижение максимума общественной полезности в условиях рыночного равновесия отнюдь не означает, что эта общественная полезность равномерно распределяется между всеми членами общества.
Глава 6. Конкуренция и монополия
Одним из сущностных признаков рынка является конкуренция – форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. На практике конкуренция часто соседствует с монополией, являющейся антиподом конкуренции.
В данной теме будут проанализированы конкуренция и ее функции, сущность, происхождение и типы монополии, разные модели несовершенной конкуренции, антимонопольная деятельность государства.
6.1. Конкуренция: сущность и методы.
Рыночная экономика предполагает самостоятельность, независимость, экономическую свободу субъектов рынка, в частности, свободу производителя в выборе вида, объема, цены выпускаемой продукции. Но если каждый желающий вправе свободно производить и продавать свой продукт, то на рынке оказывается множество производителей (продавцов) и между ними объективно возникает состязание, соревнование, порождающие стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду, – конкуренция.
|
Конкуренция (от лат. «конкурере» – столкновение) – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. По существу, конкуренция – это борьба за достижение лучших условий доступа к ограниченным ресурсам общества. Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решаются вопросы: «Что? Как? Для кого?» следует производить.
Конкуренция – способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Если предложение больше спроса, то неизбежно возникает борьбы между продавцами, они вынуждены снижать цену, что, как правило, ведет к сокращению объемов производства данного товара и к уменьшению ресурсов, вкладываемых в данное производство. Если спрос больше предложения, то возникает конкуренция между покупателями, каждый из них стремится предложить более высокую цену за дефицитный товар – цена повышается, увеличивается предложение, т.е. больше ресурсов привлекается в производство данного товара.
Чтобы устоять в конкурентной борьбе предприниматель должен производить именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что факторы производства (ресурсы) направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Стремление максимизировать прибыль в условиях конкуренции заставляет предпринимателей улучшать качество продукции или/и снижать издержки производства. В конкурентной борьбе каждый продавец, предлагая лучшие или более дешевые товары, думает, прежде всего, о собственной выгоде, но тем самым приносит пользу своим покупателям и экономическому благосостоянию общества в целом.
Конкуренция распределяет доход в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства. Эффективное использование ресурсов обеспечивает получение прибыли, если предприниматель использует ресурсы неэффективно, то он несет убытки и вытесняется с рынка.
Существуют разные типы конкурентного поведения:
· креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
· приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
· обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.
С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкретном рынке различают:
· «лидеров» (фирмы, на долю которых приходится до 40% рынка);
· «претендентов на лидерство» (до 30% рынка);
· «ведомых» (до 20% рынка);
· «новичков» (до 10% рынка).
Очевидно, что «ведомые» менее активны в конкурентной борьбе, большей остроты она достигает между «лидерами» и «претендентами на лидерство», а наиболее энергичными, атакующими конкурентами выступают «новички».
Конкуренция может быть:
· внутриотраслевой – между производителями аналогичных товаров (конкуренция на автомобильном рынке);
· межотраслевой – между производителями товаров различных отраслей (между производителями металла и производителями пластмассы).
С точки зрения методов, которыми ведется конкурентная борьба, различают:
· ценовую конкуренцию, когда производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену продукцию, устраивают распродажи, предоставляют разного рода скидки и премии. При этом снижение цены может происходить как на основе уменьшения издержек производства, так и без изменения издержек производства путем установления монопольно низкой цены на продукцию;
· неценовую конкуренцию: повышение технического уровня, качества продукции; выпуск новой продукции; создание товаров-заменителей; послепродажное обслуживание; реклама; особое оформление продукции и др.
С точки зрения последствий конкуренции различают честную, добросовестную и нечестную, недобросовестную конкуренцию.
Конкуренция, которая ведет к выигрышу потребителя (он получает больше разнообразной продукции, более высокого качества, по более низким ценам) является честной, добросовестной.
Конкуренция, которая приводит лишь к укреплению рыночного положения фирмы, не связанному с повышением качества продукции, эффективности производства, является недобросовестной. К методам недобросоветной конкуренции относят:
· распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
· введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
· некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
· самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара;
· получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
От недобросовестной конкуренции выигрывают производители (продавцы), но не покупатели. Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством (гражданскими и уголовными кодексами) большинства стран с рыночной экономикой.
Итак, конкуренция является необходимым инструментом рыночного механизма, способом достижения рыночного равновесия. Однако характер конкуренции может быть различным.
Наличие или отсутствие конкуренции, ее формы и методы зависят от рыночной структуры – количества и размера фирм, функционирующих на рынке; характера производимых товаров; легкости вхождения на рынок и выхода с рынка; доступности рыночной информации, необходимой для принятия решений и др.
В зависимости от сочетания этих характеристик конкретного рынка различают:
· рынок совершенной конкуренции;
· рынок несовершенной конкуренции.
Рынок совершенной (чистой, свободной) конкуренции характеризуется следующими признаками:
· значительное число продавцов и покупателей на рынке конкретного товара;
· объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную долю в общем объеме предложения, что повлиять на цену продавец не может. Продавец в своей деятельности вынужден ориентироваться на ту цену, которая сложилась на рынке.
· всеми продавцами предлагается однородная, стандартная, унифицированная продукция;
· все участники рынка (покупатели и продавцы) обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке;
· свободный вход на рынок и свободный выход с него: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
В условиях совершенно конкурентного рынка продавцы не могут воздействовать на рыночную ситуацию и потому должны приспосабливаться к ней. Невозможность воздействовать на цену заставляет продавцов для сохранения или улучшения своей позиции на рынке лучше учитывать потребности общества, повышать качество продукции, снижать издержки ее производства, внедрять достижения научно-технического прогресса и т.п. Такого рода конкуренция является «благом» для общества в целом: она обеспечивает эффективное распределение ресурсов, ведет к выигрышу покупателя.
Рынок совершенной конкуренции – это некий идеал, который практически в реальной жизни не существует, а служит образцом для сравнения с другими рыночными структурами. Ближе всего к совершенной была конкуренция на рынках Западной Европы середины XIX века.
В современных условиях совершенная конкуренция скорее исключение, чем правило. Сегодня наиболее близки к совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, ценных бумаг, валюты и т.д.
Большая же часть рынков в той или иной мере монополизирована.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое конкуренция? Какие функции она выполняет в рыночной экономике?
2. Какие могут быть типы конкурентного поведения?
3. Как группируются фирмы с точки зрения их активности в конкурентной борьбе?
4. Какие существуют методы конкурентной борьбы?
5. Что такое «добросовестная » и «недобросовестная конкуренция »?
6. Назовите основные черты рынка совершенной конкуренции.
6.2. Монополия.
В ходе конкурентной борьбы происходит вытеснение мелких или малоэффективных предприятий и концентрация производства на крупных. В результате на рынке остается один или несколько крупных продавцов (производителей) данной продукции. Возникает антипод конкуренции – монополия (от итал. «моно» – один, «полео» – продавец).
Понятие «монополия » имеет двоякий смысл. Под монополией понимается, во-первых, крупное предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли («Кока-кола», «Ксерокс», «Форд» и др.) и, во-вторых, положение фирмы на рынке, позволяющее ей контролировать последний.
«Монополия наличествует всегда, когда предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему в значительной мере диктовать условия, на которых другие лица имеют доступ к оным» (М. Фридмен).
Монопольное положение на рынке может занимать не только крупное, но и небольшое предприятие, если только оно поставляет на рынок основную массу продукции данного вида; с другой стороны, крупное предприятие может и не быть монополистом на рынке, если его доля в общем рыночном предложении невелика.
Процесс возникновения монополий как объективное следствие конкуренции был интенсифицирован в последней трети XIX в. Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электроэнергии, вело к образованию крупных предприятий и изменению характера конкуренции. Захватывая большую часть рынка, крупные производители получают возможность диктовать цены, препятствовать вхождению в отрасль других предприятий.
Различают несколько типов монополий:
· Искусственная (или производственная) монополия. Возникает в результате слияний, поглощений предприятий, заключения между ними тайных и явных соглашений, которые определяют объемы выпуска продукции, рынки сбыта, устанавливают цены, и т.п. Искусственная монополия – основной объект борьбы со стороны государства.
· Государственная (легальная) монополия – исключительные права государства на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водки (водочная монополия) и т.п.
· Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом. Возникает на основе монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения.
· Случайная монополия – результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно закрепляется.
· Наконец, естественная монополия – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции. В силу технологических особенностей некоторых производств издержки производства на одном крупном предприятии ниже, нежели на множестве мелких (водо-, газо- и электроснабжение, телефонная связь и т.п.). Такие производства, как правило, защищаются от конкуренции государством.
Российское законодательство выделяет следующие отрасли, где допустима естественная монополия:
· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
· транспортировка газа по трубопроводам;
· услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
· железнодорожные перевозки;
· услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов;
· услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Государство регулирует естественные монополии, определяя цены на их продукцию, потребителей этой продукции и т.п.
Отдельно следует остановиться на особенностях монополизма, сложившегося в плановой экономике. Этот тип монополизма базировался на монополии государственной собственности, носил тотальный характер, характеризовался чрезвычайно высоким уровнем концентрации производства. Многие производственные объединения, включающие в себя десятки предприятий и являющиеся чистыми монополистами в отрасли, создавались не из соображений экономической эффективности, а исходя из соображений удобства управления.
Гигантские заводы-монополисты не были заинтересованы в техническом прогрессе и потребители были вынуждены покупать у таких предприятий продукцию любого качества и по ценам, утверждаемым государством. Поскольку у покупателей не было выбора, то у производителей никогда не было проблем с реализацией продукции любого уровня. Именно сверхмонополизация российской экономики стала одной из причин падения ее эффективности и превратилась в главный барьер на пути экономических реформ.
Фирмы, реализующие большую часть продукции данного вида, обладают монопольной властью – возможностью воздействовать на цены. Устанавливая монопольно высокие цены (выше цены равновесия) на свою продукцию или/и, приобретая ресурсы по монопольно низким ценам (ниже цены равновесия) монополии обеспечивают себе получение в течение длительного времени монопольно высокой прибыли.
Формой реализации монопольной власти является также ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара разным покупателям по разным ценам. При этом различия в ценах не являются следствием различий в издержках производства, а служат средством увеличения продаж и прибыли.
Различают следующие виды ценовой дискриминации:
· временная (например, различные цены на утренние, дневные и вечерние сеансы в кино, различные цены в ресторанах в дневное и вечернее время и т.п.);
· пространственная (цены на один и тот же товар в Центре города и на окраине);
· в зависимости от социального статуса (цены, тарифы для пенсионеров, военнослужащих и работающих);
· в зависимости от объема приобретаемых благ (чем выше объем закупки, тем больше величина предоставляемой скидки).
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое монополия? Как возникает монополия?
2. Охарактеризуйте основные типы монополий.
3. В чем были особенности монополизма в условиях плановой экономики?
4. Что такое монопольная власть и как она может проявляться?
5. В чем выражается ценовая дискриминация?
6.3. Рынок несовершенной конкуренции.
Монополизация рынков, вообще любые нарушения условий совершенной конкуренции, ведут к ее подрыву. Рынок, на котором отсутствует хотя бы один признак совершенной конкуренции, называется рынком несовершенной конкуренции. На таком рынке подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и, прежде всего, на цены.
Существует три основные структуры (модели) рынка несовершенной конкуренции:
· чистая монополия;
· олигополия;
· монополистическая конкуренция.
Чистая монополия – это рынок, на котором функционирует один продавец. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие фирма и отрасль совпадают, множеству покупателей противостоит один продавец. Вхождение в отрасль для других фирм блокировано, если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием существования чистой монополии.
Препятствием для вхождения в такую отрасль других фирм могут быть:
· низкие издержки производства крупной фирмы, монополизировавшей рынок (эффект масштаба);
· наличие государственных патентов и лицензий на продукцию или технологию ее изготовления;
· наличие исключительных прав на важнейшие источники сырья;
· предоставление правительством одной фирме статуса единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение).
Условием существования чистой монополии является уникальность предлагаемой продукции, отсутствие близких заменителей. Только неэластичность спроса на продукцию, не имеющую близких заменителей, позволяет контролировать, воздействовать на цену. И хотя чистый монополист имеет полный контроль над ценой, это не означает, что он может назначить сколь угодно высокую цену. Как известно, чем выше цена, тем ниже спрос, поэтому чтобы максимизировать прибыль монополист должен оценить рыночный спрос и свои издержки производства и только на основе такого анализа он может принять решение об объеме производства и цене.
Чистая монополия в масштабах национального хозяйства явление редкое, однако, она достаточно широко представлена на местных рынках коммунальных услуг. Практически в любом города существует одна фирма, поставляющая электроэнергию, одна фирма, обеспечивающая водоснабжение, одна фирма, оказывающая телеграфные услуги, одна фирма, осуществляющая транспортное обслуживание и т.д.
В связи с тем, что чистая монополия не просто ограничивает, а фактически ликвидирует конкуренцию, государство в отношении чистых монополий может проводить антимонопольную политику.
Олигополия (от греческого «олиго» – немногие и «полео» – продаю) – это рынок, который характеризуется небольшим числом участвующих на нем фирм, которым противостоит множество мелких покупателей и каждая из которых ощущает взаимозависимость в установлении объемов производства и цен.
Четкого количественного критерия олигополии в виде числа фирм нет, но обычно оно колеблется от трех до десяти. Олигополия, состоящая из 3-4 фирм, называется «жесткой», состоящая из 4-9 фирм, на долю которых приходится 70-80% рынка, называется «аморфной».
В зависимости от размера фирм, функционирующих на олигопольном рынке, говорят о «симметричной олигополии», когда на рынке присутствуют примерно одинаковые по размерам фирмы, и «ассиметричной олигополии» – когда рынок представлен одной-двумя крупными (доминирующими) и несколькими небольшими фирмами.
Олигополия может существовать на рынке стандартизированной, однородной продукции (нефть, цемент) или на рынке дифференцированной продукции (автомобили, бытовая техника). Первую олигополию называют однородной, вторую – дифференцированной.
Фирмы, функционирующие на олигопольном рынке, получают, как правило, высокие прибыли потому, что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднен, но все-таки возможен.
Особенностью олигопольного рынка является взаимозависимость фирм – необходимость для его участников учитывать возможную реакцию соперников.
Стратегия фирмы-олигополиста зависит не только от ее собственной политики, но и от решений ее конкурентов. Если одна фирма («Кока-кола») снизит цену на свою продукцию, то другая фирма, функционирующая в этой отрасли («Пепси-кола»), будет вынуждена также снизить цену своей продукции. Ценовая конкуренция среди олигополистов носит разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к соглашению о ценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции.
Существует множество вариантов олигопольного поведения: фирмы могут действовать совершенно независимо друг от друга или, наоборот, вступать в сговор (открытый, явный или тайный, скрытый) по поводу объемов производства или уровня цен, проводить самостоятельную ценовую политику или следовать за фирмой-лидером, устанавливающей цену.
В экономической теории существует множество моделей олигополии, объясняющих ее рыночное поведение в зависитмости от того, какие предположения делает фирма относительно реакции ее соперников.
Фирмы-олигополисты, координирующие свое поведение, фактически действуют как монополия, другие, проводящие некооперированную политику, могут действовать как совершенные конкуренты. В то же время олигополия отличается от монополии тем, что на данном рынке присутствует конкуренция, а от совершенной конкуренции – тем, что фирма-олигополист должна учитывать свою зависимость от других фирм.
Монополистическая конкуренция. На рынке такого типа имеется множество продавцов, реализующих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста, обувь), в отношении которой продавец ведет себя как монополист.
Продавцы самостоятельно определяют цену на свои товары, объемы продаж. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много и объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценами ограничен. Основные методы конкуренции – товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.
Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик.
Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие ограниченной, но монопольной власти, возможность воздействия на цены снижает эффективность использования ресурсов общества. Производство осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции. Однако наличие разнообразных марок, видов, стилей, качества продукции позволяет лучше удовлетворять потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.
Сравнительная характеристика рынков несовершенной конкуренции приведены в таблице 6.1.
Таблица 6.1
Характерные черты рынков несовершенной конкуренции.
Характерная черта | Чистая монополия | Олигополия | Монополистическая конкуренция |
Число фирм | Одна | Несколько | Много |
Тип продукции | Уникальная, близких заменителей нет | Однородная или дифференцированная | Дифференцированная |
Контроль над ценами | Полный | Ограниченный взаимозависимостью | Небольшой |
Условия вступления в отрасль | Блокировано | Трудно | Сравнительно легко |
Типичные отрасли | Коммунальное хозяйство (водо-, газо-, электроснабжение и т.п.) | Металлургия, автомобиле- и станкостроение, нефтедобыча | Розничная торговля, швейная, обувная промышленность |
Помимо этих трех основных типов (моделей) рынка несовершенной конкуренции существуют и другие:
· дуополия – рынок, на котором функционирует лишь два производителя;
· монопсония – рынок, на котором множеству продавцов противостоит один покупател ь;
· двухсторонняя монополия – рынок на котором один покупатель противостоит одному продавцу;
· дуопсония – рынок, на котором функционируют два покупателя, но имеется множество продавцов;
· олигопсония – рынок, на котором имеется несколько покупателей, которым противостоит множество продавцов.
Вопросы для самопроверки:
1. Чем несовершенная конкуренция отличается от совершенной?
2. Какие модели рынков несовершенной конкуренции вы знаете?
3. Охарактеризуйте чистую монополию. Что препятствует проникновению других фирм на рынок чистой монополии?
4. Что такое олигополия и каковы ее отличительные черты?
5. В чем отличия ценовой политики олигополии от ценовой политики, проводимой в условиях чистой монополии?
6. Опишите рынок монополистической конкуренции. В чем отличия этого типа рынка от рынка совершенной конкуренции?
7. Какие существуют модели рынка несовершенной конкуренции кроме чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции?
6.4. Экономические последствия монополизации рынка.
При оценке роли монополий в экономике страны имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность:
· применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
· выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологий, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
· противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.
Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:
· увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
· «эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня. Свыше 200 лет назад Адам Смит писал: «Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены»;
· ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства. Как писал известный экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек, «... плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции».
Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ограниченных ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.
Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать графически (рис. 6.1) и свести в таблицу (табл. 6.2).
Рис. 6.1. Последствия монополизации рынка.
Таблица 6.2
Основные показатели деятельности фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
Показатели | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция |
1. Выручка от реализации (P x Q) | ОPеЕQe | ОPmMQm |
2. Издержки производства * | ОCЕQe | ОCNQm |
3. Прибыль (1-2) | CPeЕ | CPmMN |
4. Эффект (излишек) потребителя | PеDЕ | PmDM |
5. Общий эффект (3+4) | CDЕ | CDMN |
* Кривая предложения отражает динамику издержек производства.
В условиях совершенной конкуренции потребитель получает излишек, равный PеDЕ. В условиях несовершенной конкуренции потребитель теряет часть своего потребительского эффекта (PеЕМPm) – он вынужден покупать меньше (Qm) и по более высокой цене (Pm).
Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия (PеLМPm), другая же часть потребительского эффекта(МLЕ) просто теряется (он не достается никому) и представляет собой чистый убыток общества.
По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополистического нерационально распределения ресурсов, в США достигает 2% валового национального продукта страны.
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем состоят преимущества монополий?
2. К каким негативным последствиям приводит монополизация рынков?
3. Чему равны потери потребителя на монополизированном рынке? Как распределяются эти потери?
4. Чему равны потери общества от монополизации рынков?
6. 5. Антимонопольная деятельность государства.
Первый вопрос, который возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков, это вопрос о самом факте монополизации.
Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33% всего объема продаж на конкретном рынке, на долю трех -50%, на долю пяти – 66,6% рыночного оборота. Вообще считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов.
Для определения степени монополизации рынка используется показатель концентрации рынка (индекс Харфиндела-Хиршмана), который рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей фирм данной отрасли:
, где
х i – доля фирмы, выраженная в процентах;
n – общее число фирм на рынке;
i – фирма.
Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ = 1000 (10´102); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1200 (102 ´ 8 + 202).
На основании ИХХ государство регулирует конкуренцию на рынках. Так, например, в США, если:
· ИХХ меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным, и разрешаются любые слияния и поглощения;
· ИХХ больше 1000, но меньше 1800, то рынок считается умеренно концентрированным, и слияния разрешаются, но вводятся специальные правила, гарантирующие возможность новым предприятиям входа на уже освоенный рынок;
· ИХХ больше 1800, то отрасль считается высокомоно-полизированной, и слияния и поглощения запрещаются.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией – это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов. Среди экономических методов антимонопольной политики выделяют прямые и косвенные.
К прямым методам регулирования (ограничения) деятельности монополий относятся установление:
· «потолка цен» – верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то);
· предельного темпа роста цен;
· предельного уровня нормы прибыли.