Виды политических режимов




 

Политические режимы разделяются на несколько видов:

1. Демократический – это политический режим, при котором народ признается источником власти. Признается широкий спектр прав и свобод граждан. Этот режим основывается на принципах власти народа, его свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ может осуществлять власть не только непосредственно, но и через образуемые им представительные органы;

2. Антидемократический – политический режим, который характеризуется осуществлением государственно власти одним лицом. При таком режиме мнение большинства населения не учитывается. В таком государстве не гарантируются политические свободы, принцип разделения властей может не соблюдаться. В рамках антидемократического политического режима выделяют авторитарный и тоталитарный режимы;

3. Так же некоторые ученые выделяют и другие виды политических режимов, например: гибридные, переходные и чрезвычайные.

Понятие демократии изменялось с течением времени. Первоначально под демократией понималось прямое правление граждан. Это отличалось от единоличного правления. Но уже в период античности демократию считали чуть ли не худшей формой правления. Необразованность и низкий уровень жизни и культуры граждан Греции легко позволял правителям управлять таким народовластием. Из такой демократии вырастала охлократия (власть толпы), а в будущем и в тиранию.

Концепция демократии выходит на новый этап только с началом Великой французской революции – именно в данный период произошел скачок в развитии демократии как направления политической мысли. Она стала формировать цели политического движения, уничтожающего монархию и элитарность[5].

Стоит выделить основные признаки демократии:

· Верховная власть народа юридически признана;

· Выборность органов власти;

· Всеобщее избирательное право;

· Равенство всех граждан;

· Решения принимаются большинством;

· Контроль за деятельностью исполнительной власти лежит на представительных органах;

· Подотчетность органов населению.

Высокая эффективность участия граждан в управлении делами государства подразумевает высокий культурный, а также образовательный уровень населения, самодисциплину, устоявшиеся моральные ценности.

К видам демократии в демократическом режиме относят: прямую и представительскую. К формам прямой демократии относятся: проведение честных выборов по принципу всеобщего избирательного права, всенародное обсуждение вопросов государственной жизни, референдумы. Большинство членов общества принимают непосредственное участие в разработке политического курса государства и принятие политических решений, законов. Так же эти члены общества несут полную ответственность перед самим собой и другими членами общества за принятые ими решения. Но преимуществом все же остается быстрая постановка и принятие решений на уровне отдельных вопросов. Но и есть достаточно большой недостаток, это сложность применения такой демократии на большой территории без использования средств технического прогресса и без их улучшения.

В представительной же демократии осуществление законодательных функций лежало на плечах избранных народом представительных органов и институтов надзора. Такая форма демократии наиболее распространенная и эффективная нежели прямая демократия. Но и у такой формы демократии были свои минусы, главным из которых заключался в том, что органы власти подвергались коррупции, боролись за властные полномочия между собой и прибегали к манипулированию народными массами.

Наиболее идеальной на данный момент формой демократии является плебисцитарная демократия. Плебисцитарная демократия – модель демократии, в которой при непосредственном волеизъявлении народа, его политическое влияние на власть ограничивается схемой “одобрить или отвергнуть”[6]. Согласно ей для существования высокоразвитого общества требуется концентрация всей власти в руках сильного лидера и аппарату полностью подчиненному ему. Такой лидер должен ориентироваться не на парламентские учреждения и другие государственные органы, а непосредственно на сам народ.

Принципами данной демократии являются:

1. Гражданин обязан уважать законы, но может их одобрять или наоборот отвергать;

2. На выборах от партии побеждает тот кандидат, партийная программа которого наиболее устраивает и подходит населению в данный момент;

3. Интересы меньшинства всегда учитываются путем специальных процедур.

Так же стоит выделить формы прямой демократии, к таковым относятся: народное голосование (референдум), народное обсуждение, народная инициатива и императивный мандат.

Референдум – это всеобщее народное голосование по каким-либо важным вопросам государства. Решение, вынесенное на референдуме, носит обязательный характер.

Народное обсуждение – Это право избирателей вносить предложения об изменении или же дополнении определенных пунктов постановлений парламента.

Народная инициатива – право избирателей вносить проекты таких постановлений с условием его принятия парламентом.

Императивный мандат – право народа устанавливать наказы для определенных и отдельных депутатов, политических деятелей и судей, право отзывать их.

Антидемократический режим – политический режим, при котором государственными органами не учитываются интересы общества и не соблюдаются его права и свободы. Он характеризуется отсутствием основных признаков демократического режима, либо они фиктивны. Правитель реализует власть по своему усмотрению, без учета мнения большинства, на основе насильственных, диктаторских методов, права и свободы практически не защищены.

Признаками такого режима являются:

· Не учитываются интересы личности;

· Отсутствие политического плюрализма;

· Наличие полной или частичной цензуры;

· Наиболее полный контроль государства над всеми сферами жизни общества;

· Не учитываются религиозные убеждения индивидов;

· Происходит милитаризация жизни общества;

· Личность лишена всех или почти всех прав.

Существуют так же и гибридные политические режимы. Таковыми являются:

· Диктократия – данный политический режим предполагает проведение либерализации без демократизации: предпочтение отдается политическому меньшинству, контролирующему значительную часть ресурсов, а также политическая элита соглашается на некоторые гражданские права.

· Демократура (диктабланда) – предполагается осуществление демократизации без либерализации, это означает, что выборы, существование многопартийности в государстве и политическая конкуренция допускаются только в том случае если они не вредят правящей элите[7].

· Делегативная демократия – данное понятие ввел в политологию Гильермо О’Доннел для обозначения режима, который сочетает в себе черты авторитаризма и демократии, например низкий уровень институализации власти, наличие гражданских прав и свобод, формальный характер законодательной власти.

Глава 2. Авторитарный и тоталитарный политические режимы

Авторитарный режим

 

Авторитаризм – это политический режим, при котором носитель власти провозглашается главой государства и единственным носителем власти. Чаще всего такая форма политической власти сочетается именно с автократией и диктатурой. Данный термин был введен в обращение учеными из Франкфуртской школы, в то время он означал определенный набор социальных характеристик, присущих политической культуре и в целом массовому сознанию. Данный режим обозначает полное отсутствие подлинной демократии в отношении проведения выборов и вопросов управления государственными структурами.

По своей характеристике данный режим занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С демократией он связан наличием нерегулируемых государством сфер общества, в частности экономики и частной жизни, сохраняет элементы гражданского общества. С тоталитаризмом же его роднит неограниченный законом характер власти.

Авторитарные политические режимы современного типа возникают в основном в переходный период общества, во время процесса модернизации. Отличительной чертой современного авторитарного режима является стремление государственной элиты найти моральную опору в широких народных массах.

Система вождизма, которая свойственна авторитарным диктатурам, предполагает наличие монополии на власть определенной группы элиты. Отсутствие у данной элиты юридической и политической ответственности, частичный или полный запрет оппозиции и ее деятельности. Высокая централизация вертикали власти, опорой которой является армия, бюрократия и церковь.

Основными чертами авторитарного режима являются:

· Монополия на власть одной партии, группы, и ее не подотчётность;

· Отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

· Опора власти происходит на силу. Данный режим может позволить себе любые действия по отношению к гражданам;

· Сохранение патриархального типа политической культуры;

· Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам;

· Жесткий государственный контроль в идейно-политической сфере. Недопущение создания политической оппозиции и другие.

При авторитарном режиме конституция сохраняется, но она носит лишь декларативный характер. Продолжает существовать система выборов, которая носит показательную роль и всегда фиктивная.

Авторитарная власть всячески пытается контролировать жизнь граждан, но старается сохранить устоявшиеся порядки.

Авторитарные режимы подразделяют на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Так же выделяют популистский авторитаризм, который опирается на уравнительно ориентированные массы, а также выделяют национал-патриотический авторитаризм, при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества[8].

В авторитарном государстве провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, права личности в свою очередь игнорируются.

Авторитарные политические системы достаточно разнообразны. К ним относятся монархии, деспотические диктаторские режимы, популистские системы правления, военные хунты, теократии, персональные тирании и другие.

Воздействие авторитаризма на общественное развитие имеет как слабы, так и сильные стороны. К слабым относится практически полная зависимость политики от позиции главы государства или группы, стоящей во главе государства, ограниченность институтов политического выражения интересов общества, отсутствие возможностей у граждан предотвращать политические авантюры или произвол.

Достоинствами же являются сравнительно высокая способность обеспечения политической стабильности и общественного порядка, мобилизация общественных ресурсов на решение первостепенных задач, преодоление сопротивления политической власти.

Стоит также рассмотреть отдельно разновидности авторитаризма.

Деспотический политический режим. Данный режим характерендля абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется только одним лицом. Чаще всего из-за невозможности фактически полностью управлять государством в одиночку деспот передавал часть полномочий доверенному лицу, например в России в свое время это были Меншиков, Аракчеев, в восточных же странах данный человек имел титул визиря. Деспот же за собой оставлял налоговую и карательную функции. В деспотичном государстве осуществляется жесткое подавление любого недовольства, возмущения и даже несогласия. Санкции же, применяемые при подавлении довольно суровы, главной из них является смертная казнь. Деспотия держится на страхе. Но если в деспотическом государстве государь хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как страх – единственное движущее начало этого образа правления – исчез и у народа нет более защитника[9]. Деспотический режим характеризуется зачастую полным бесправием подданных, отсутствием элементарных прав и свобод.

Деспотический режим встречается в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америки. Он характерен для ранних этапов развития общества, государства. Он может возникать и в некоторых современных государствах ввиду их исторического развития, личных характеристик правящей элиты, лидеров, монархов, способов осуществления власти.

Тиранический режим. Данный режим также основан на единоличном правлении. Но в отличие от деспотии, власть главы государства зачастую устанавливается насильственным путем. Зачастую сопровождается смещение законной власти путем переворота. Власть тирана довольно жестокая. Часто принимаются превентивные меры в сторону возможной оппозиции или политических противником, иногда и против обычного населения.

Чаще всего данный режим возникает в результате захвата новых территорий, где происходит навязывание новых обычаев и отречение от старых населением. Тираническое правление населением воспринимается как гнет, а в свою очередь тиран как угнетатель. По сравнению с деспотией тирания была менее суровой в некоторых аспектах, и смягчало ее тот факт, что происходило угнетение не своего народа, а чужого. Законы при тирании зачастую не действуют, поскольку либо они не были созданы новым правителем, либо попросту не имеют никакой силы.

Клерикальный режим. Это режим, где религиозные деятели доминируют в судебной системе, законодательной и исполнительной власть[10]. Руководитель государства является одновременно и религиозным лидером, сосредотачивая в своих руках светскую и духовную власть. В пример государства с клерикальным режимом можно привести Иран. Там верховную власть осуществляет пожизненный руководитель государства (факих или имам), опирающийся на священнослужителей. Ключевые посты в государстве, а также большинство парламента занимают священнослужители.

Военный режим. Этот режим является массовой разновидностью авторитарных режимов. Военный режим стал возникать после второй мировой войны в развивающихся на тот момент странах. В государствах недавно освободившихся от гнета колониальных империй. В таких государствах наибольшее влияние имела военная элита, которая могла сплотить вокруг себя новое общество. Зачастую военные захватывали власть насильственным путем. При военном режиме характерно подавление значительной части гражданских и политических свобод, внутренней нестабильностью и распространением коррупции. Группировка военных, пришедшая к власти путем государственного переворота, называется хунтой.

Хунта – специфическая форма олигархической власти, когда власть принадлежит военным, военизированнымобъединениям. Признаками военного режима являются:

1. Коррупция огромных масштабов;

2. Отмена конституции и замена ее актами военной власти;

3. Переход власти к военной хунте в результате переворота;

4. Преобладание насильственных методов управления страной;

5. Массовый политический террор;

Можно выделить несколько видов военного режима:

· С прямым правление вооруженных сил. Такая разновидность существует достаточно непродолжительный период. Военная власть осуществляется либо командованием, либо специально созданными правительственными органами, которые состоят из генералитета. При данном режиме военные обычно не ограничивают себя в полномочиях.

· Осуществление власти военной элитой через посредника. Такими посредниками выступают фиктивные новосозданные политические органы власти или партия. В такой ситуации снижается несогласие общества с властью.

· Слияние вооружённых сил и государственных органов. Военнослужащие становятся руководителями государства, депутатами, лидерами партий.

В CCI веке существуют или существовали такие режимы. Вот некоторые из них:

1. В декабре 2006 года военные захватили власть на Фиджи. В настоящее время страной фактически правит временный премьер-министр, главнокомандующий фиджийскими вооружёнными силами коммодор Фрэнк Мбаинимарама[11].

2. В Ливии группа офицеров организовала переворот 1 сентября 1969 года, и до августа 2011 года она находилась у власти.

3. В Египте после отставки Хосни Мубарака в 2011 году, Высший совет Вооружённых сил взял власть в свои руки.

Чаще всего причиной установления военного режима является неспособность гражданского правительства урегулировать текущие проблемы государства, кризисом в государстве. Период правления военных не длиться достаточно долго и почти всегда прекращается довольно скоро.

В политологии нередко используют термин «преторианское общество», который означает, что в обществе высока вероятность военных переворотов как средства разрешения политических противоречий.

 

Тоталитарный режим.

 

Тоталитаризм как тип политической системы возник в CC веке. В политический лексикон данный термин впервые ввел для характеристики движения Муссолини в 1925 году. Тоталитарными режимами являются те режимы, при которых:

1. Тоталитаризм строится на полном контроле государством производства и всей экономики, а также на том же контроле всех сфер общества;

2. Роль идеологии доминирует. Идеологию определяет политический лидер государства, но данная идеология может полностью измениться буквально за сутки;

3. Существует массовая партия, она срастается с государством и концентрирует реальную власть.

4. Полицейский контроль находится на высшем уровне, при таком уровне не обязательно было доказывать вину человека для того, чтобы приговорить его к смерти.

Тоталитаризм в отличие от тирании, деспотии, абсолютизма разрушает традиции в государстве и обществе, заменяет общественные структуры и связи индивида на новые.

Основными же причинами становления тоталитаризма являются вступление общества в индустриальную стадию развития, когда резко возрастают возможности СМИ, которые способствуют всеобщей идеологизации общества и установлению контроля над личностью. Большую роль играли и политические условия в государстве: появление массовой партии, усиление роли государства.

Максимальное сосредоточение власти в руках одного человека, автократия, при которой законодательная и исполнительная власть осуществляются этим лицом, так же отсутствует независимая судебная власть, это одна из главных черт тоталитаризма. Положение вождя сакрализируется. Любое критическое отношение к его персоне преследуется и зачастую пресекается.

Во главе тоталитарного государства стоит харизматичный вождь. Его связь с массами носит эмоциональный характер. Массы слепо верят в вождя и в выдвигаемые им идеи.

Тоталитарный режим не допускает существования других политических партий и различных демократических политических организаций. Однако некоторые общественные организации такого типа могут существовать только если они находятся под полным контролем правящей партии (профсоюзы, различные общественные объединения).

При тоталитарном режиме происходило изолирование населения от церкви. Церковь путем осуществления связи населения с Богом подрывала монополию партии, власть вождя, зачастую обожествляемого. Конечно, не везде церковь отстранялась от населения, ввиду её большого престижа и влияния, как например в Италии.

Происходит сильное подавление личности. Все граждане должны были поддерживать государственную идеологию, и изучать её. Но возникает искушение отбросить идеологию как шелуху и сделать вывод: если что и было подлинным – так это деспотизм, возможно даже деспотизм одного лидера, а прочее сводилось к маскировке, которая никогда не могла ввести в заблуждение[12]. Так охарактеризовал политический режим в СССР Раймон Арон. В государственном управлении при тоталитаризме происходит полная централизация власти. Все указания направляются сверху, инициатива часто наказуема и никак не поощряется. В обществе часто создается общественное политическое движение подконтрольное государству для исключения возможности создания неподконтрольного массового оппозиционного движения. Его роль связана с некоторыми моментами:

· Через общественное движение в обществе и в общественном сознании населения формируется угодная правительству идея.

· Благодаря такому массовому общественному движению происходит полный контроль государством всех сфер общественной жизни, именно благодаря этому осуществляется всеобъемлющее политическое господство над населением.

· Данное движение дает возможности сформировать относительно положительное отношение масс к режиму государства.

Стоит уметь отличать авторитарный и тоталитарный режим. Основными их отличиями являются:

1. Авторитаризм не имеет единой и обязательной для всех идеологии, допускает ограниченный плюрализм, если он не несет вреда общей системе. Не обязательно поддерживать авторитарный режим, главное не противостоять ему;

2. При тоталитаризме систематический террор проводится легально и организованно, при авторитаризме используется тактика избирательного террора;

3. При тоталитаризме контролируются абсолютно все сферы жизни общества, для авторитаризма же чаще всего характерна намеренная деполитизация масс;

4. Тоталитаризму чуждо сохранение традиционных классовых, сословных или племенных перегородок, в отличие от авторитаризма.

Стоит выделить особенности организации системы государственной власти, к ним относятся: вышеупомянутая глобальная централизация власти и монополия правящей партии; осуществляется господство репрессивных аппаратов; упразднение представительных органов.

Устанавливается полный контроль над информацией, ее монополизация и контроль СМИ.

Происходит милитаризация практически всех сфер общественной жизни и производства. Идея о военной опасности становится необходимой для сплочения общества и для построения его по принципу военного лагеря. Милитаризация помогает отвлечь народ от бедственного экономического положения населения или государства. Армия и военно-промышленный комплекс составляют основную опору тоталитарного режима.

Тоталитарные режимы по источнику власти подразделяются на автократические (власть сосредоточена в руках одного человека) и групповые, к таковым относятся аристократические, олигархические, этнократические и иные. С позиций отношения режима к другим государствам выделяются такие формы: экспансионистский, то есть агрессивный, и стагнационный (миролюбивый). Также тоталитарные режимы разделяются по своей политической ориентации на левые к которым причисляются сталинизм и маоизм, а также на правые – фашизм, нацизм.

Наиболее привычно на сегодняшний день разделять тоталитарные режимы на коммунизм, в некоторые источниках он выделяется как комунно-большевизм, фашизм и национал-социализм (нацизм).

Коммунистический режим. Коммунизм считается наивысшей общественно-экономической формацией, которая приходит на смену капитализму. Данная формация основывается на общественной собственности. Выделяются две фазы коммунизма, первая – социализм как неполный или «незрелый» коммунизм и вторая фаза — это полный коммунизм.

На практике коммунистических государств не существует и не существовало. Но существовали социалистические государства, которые нельзя считать коммунистическими.

Коммунисты не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям. У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом. Коммунисты на практике являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперёд, частью рабочих партий всех стран[13]. Маркс также считал, что коммунизм должен предполагать наличие высокоразвитых производственных сил, не должно существовать разделение общества на социальные классы, как и денег и самого государства. Господствует принцип: «Каждый – по способностям, каждому – по потребностям!»[14].

Основными идеями коммунизма являются:

· Отчуждение частной собственности на землю и взимание платы за землепользование в казну государства;

· Должен вводиться налог, зависящий от уровня обеспеченности платящего;

· Монополия государства на банковскую систему;

· Передача всей транспортной системы государству.

Фашизм – это идеология и политическое движение, которое характеризуется данными признаками и чертами:

· Применение крайних форм насилия для подавления рабочего класса и всех трудящихся;

· Отрицание любой формы демократии;

· Присутствует антигуманизм;

· Максимальный контроль над общественной и личной жизнью;

· Культ государства и вождя;

· Государственная монополия на экономику и др.

Фашизм в узком смысле слова, это доктрина Бенито Муссолини, выдвигала на первый план идею корпоративного государства. Фашистская идеология зародилась в Италии в конце 1910-х годов. Фашистская партия Италии пришла к власти уже в 1922 и установила диктатуру Муссолини. Так же итальянский фашизм сыграл важную роль в становлении немецкого национал-социализма[15]. Адольф Гитлер признавал серьёзное воздействие итальянского фашизма на формирование нацистской партии.

Так же идеология фашизма существовала в виде «Железной гвардии» в Румынии, «Фалангизма» в Испании, «Нового государства» в Португалии, «Интегрализма» Бразилия, Русского фашизма, организации украинских националистов, «Усташей» в Хорватии.

Национал-социализм. Нацизм являлся официальной политической идеологией нацистской Германии, является формой фашизма, но с элементами расизма и антисемитизма. Нацизм своей целью ставил создание на обширной территории расово чистого государства «арийской расы». Идеи национал-социализма были изложены Адольфом Гитлером в его книге «Моя борьба». К ним относились:

· Идеализация нордической расы и арийской, преобладал расизм;

· Милитаризм общества;

· Антимарксизм, антикоммунизм, антибольшевизм;

· Идея расширения жизненного пространства за счёт военной экспансии.

На выборах в Рейхстаг в 1933 году Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) во главе которой стоял Гитлер набрала большинство голосов. Одним из факторов победы на выборах НСДАП была ее политическая программа, которая включала такие требования[16]:

· Ликвидация последствий Версальского диктата;

· Восстановление мощи Германии путём объединения под единым государственным управлением всех немцев и подготовка к войне (при категорическом исключении возможности войны на два фронта);

· Очищение германской территории от засоряющих её инородцев, прежде всего евреев;

· Освобождение народа от диктата мирового финансового капитала и всемерная поддержка мелкого и ремесленного производства, творчества лиц свободных профессий;

· Решительное противостояние коммунистической идеологии;

· Улучшение условий жизни населения, ликвидация безработицы, массовое распространение здорового образа жизни, развитие туризма, физкультуры и спорта.

Заключение

 

В данной курсовой работе были рассмотрены различные виды антидемократических режимов. Антидемократизм имел место во многих государствах, империи зарождались и умирали, диктаторы приходили к власти, а позже свергались. В условиях постоянного развития человеческого общества просто нет места антидемократическим режимам, с наибольшей вероятность такой режим потерпит крах, и демократия все же установится в государстве, это может пройти довольно мирным путем, в пример можно привести развал Советского Союза или же более плачевно – Гитлеровская Германия. В рамках современного развитого демократического общества уже не смогут просуществовать государства с антидемократическим режимом. Но и современная демократия еще не идеальна, до сих пор даже в развитых странах присутствуют антидемократичные принципы и во власти, и в обществе.

В результате анализа темы антидемократических политических режимов стоит сделать несколько выводов:

1. Политический режим – это совокупность определенных методов осуществления политической власти. Он является одним из главных факторов развития общества. От данного режима зависит судьба общества, каким оно станет.

2. В результате тщательного анализа разновидностей политического режима, можно сказать, что общество всегда стремилось и стремиться освободиться от оков антидемократизма и наконец-то достигнуть чистой демократии. Современные демократические режимы не идеальны, но общество считает их более приемлемыми чем их противоположность – антидемократические режимы.

3. Общество уже пережило ту эпоху бесправия и беззакония в сторону угнетаемого меньшинства. Сейчас общество стремиться к равноправию, конечно всегда найдутся люди, которые будут против такой концепции, но они уже не смогут остановить нарастающие обороты развития демократизма в обществе.

4. Также стоит сказать о том, что не стоит ждать и надеяться на возможное образование единой демократии во всем мире. Демократические режимы всегда будут отличаться друг от друга, национальные и историческими особенностями, в различных государствах будут различные видения на понятие демократии.

В итоге хочется пожелать и нашей стране дальнейшего развития демократии в обществе и государстве. Нынешняя система не идеальна, но все же она продолжает работать. Русский народ прошел через долгий период борьбы за свои права и отступить он уже не готов. Большие потрясения встречались на пути нашего общества, и не смотря на всего 100-летний опыт «демократичности государства», общество сделало большой шаг в достижении заветной демократии.


1.

Список использованной литературы

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон – М.: Текст, 1993. – 147 с.

2. Бегунов Ю.К. 13 теорий демократии / Ю.К. Бегунов, А.В. Пониделко, А.В. Лукашев. – СПб.: Бизнес-Пресса, 2002. – 240 с.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. / А.Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

4. Доброштан В.М. Политология. Учебное пособие / В.М. Доброштан. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2007. – 130 с.

5. Залесский К.А. Кто был кто в Третьем рейхе: Биографический энциклопедический словарь / К.А. Залесский. – М.: Издательство АСТ, 2003. – 942 с.

6. Комар Ю.И. Режим талибов в Афганистане и проблемы безопасности Центральной Азии / Ю.И. Комар // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – 2009. – Серия 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2000-04-033-035-rezhim-talibov-v-afganistane-i-problemy-bezopasnosti-tsentralnoy-azii (Дата обращения: 08.04.19).

7. Кузьмин В.П. Теория государства и права. Учебное пособие / В.П. Кузьмин. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского государственного университета, 2005. – 243 с.

8. Куппаева Б.Т. Политология: Учебник для студентов вузов / Б.Т. Куппаева. – Алматы, 2014. – 788 с.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Собрание сочинений – 1848. URL: https://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Manifesto/manifesto.html (Дата обращения 09.04.19).

10. Маркс К. Критика Готской программы/ К. Маркс, Ф. Энгельс // Собрание сочинений издание 2, том 19. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. – 670 с.

11. Монтескье Ш.Л. О духе законов. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Monteskye_O%20dukhe.pdf. (Дата обращения: 07.04.19).

12. Рахшмир П.Ю. Происхождение фашизма / П.Ю. Рахшмир. – М.: Наука, 1981. – 184 с.

13. Сатаров Г. Демократура / Г. Сатаров // Новая газета. – 2004. - № 79. – С. 17-18.

14. Сорокина Н. Военный переворот на Сказочном острове. [Электронный ресурс] / Н. Сорокина // Российская газета – Федеральный выпуск №4240 (0). - 2006. – Режим доступа: https://rg.ru/2006/12/06/fidzhi.html (Дата обращения 08.04.19).

15. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика / А.П. Цыганков. – М.: Интерпракс, 1995. – 296 с.


[1] Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Учебное пособие для вузов/ А.П. Цыганков - Москва: Интерпракс, 1995. – С 15-18.

[2] Кузьмин В.П. Теория государства и права. Учебное пособие/ В.П. Кузьмин. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского государственного университета, 2005. – С 123-126.

[3] Куппаева Б.Т. Политология: учебник для студентов вузов/ Б.Т. Куппаева. – Алматы, 2014. – С 543.

[4] Венгеров А.Б., Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. 3-е издание/ А.Б. Венгеров - Москва: Юриспруденция, 2000. – С 79.

[5] Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Учебное пособие для вузов / А.П. Цыганков. - Москва: Интерпракс - 1995 - С 184.

[6] Бегунов Ю.К. 13 теорий демократии/ Ю.К. Бегунов, А.В. Пониделко, А.В. Лукашев – Санкт-Петербург: Бизнес-Пресса, 2002. – С 71.

[7] Сатаров Г. Демократура. / Г. Сатаров // Новая газета, 2004 – № 79. – С. 18.

[8] Доброштан В.М. Политология. Учебное пособие/ В.М. Доброштан – Санкт-Петербург, 2007. – С 49.

[9] Монтескье Ш.Л. О духе законов: [Электронный ресурс]. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Monteskye_O%20dukhe.pdf. (Дата обращения: 07.04.19).

[10] Комар Ю.И. Режим талибов в Афганистане и проблемы безопасности Центральной Азии:// Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9. 2000. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2000-04-033-035-rezhim-talibov-v-afganistane-i-problemy-bezopasnosti-tsentralnoy-azii (Дата обращения: 08.04.19).

 

[11] Сорокина Н. Военный переворот на Сказочном острове. [Электронный ресурс]/ Н. Сорокина // Российская газета – Федеральный выпуск №4240 (0). - 2006. – Режим доступа: https://rg.ru/2006/12/06/fidzhi.html (Дата обращения 08.04.19).

[12] Арон Р. Демократия и тоталитаризм/ Р. Арон – Москва: Текст, 1993. – С 109.

[13] Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Собрание сочинений. 1848 [Электронный ресурс] URL: https://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Manifesto/manifesto.html (Дата обращения 09.04.19)

[14] Маркс К. Критика Готской программы. Собрание сочинений издание 2 том 19/ К. Маркс – Москва: Государственное издательство политической литературы, 1961. - С 20.

[15] Рахшмир П.Ю. Происхождение фашизма/ П.Ю. Рахшмир – Москва: Наука. 1981, С 102.

[16] Залесский К.А. Кто был кто в Третьем рейхе. Биографический энциклопедический словарь/ К.А. Залесский – Москва: Издательство АСТ, 2003. – С 942.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: