ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
1. Становление активных методов обучения как педагогического феномена.
2. История изучения активных методов обучения.
3. Приемы активизации интеллектуальной активности личности.
4. Активные методы и развитие креативности личности.
5. Использование активных методов в дополнительном образовании.
6. Активные методы в интеллектуальном развитии и воспитании личности в организациях дополнительного образования.
7. Активные методы в работе руководителя кружка художественной направленности.
8. Активные методы в работе руководителя кружка спортивной направленности.
9. Активные методы в работе руководителя кружка хореографической направленности.
10. Активные методы в работе руководителя кружка интеллектуальной направленности.
11. Активные методы в работе руководителя кружка музыкальной направленности.
12. Активные методы в работе руководителя кружка театральной направленности.
13. Активные методы в работе руководителя кружка биологической направленности.
14. Интеллектуальное развитие ребенка средствами активных методов в условиях дополнительного образования.
15. Активные методы в эстетическом развитии личности в системе дополнительного образования.
16. Активные методы в нравственном развитии личности в системе дополнительного образования.
17. Активные методы в трудовом воспитании личности в системе дополнительного образования.
18. Активные методы в физическом воспитании личности в системе дополнительного образования.
19. Интеллектуальное развитие личности игровыми средствами.
20. Нравственное развитие личности игровыми средствами.
21. Эстетическое развитие личности игровыми средствами.
22. Экологическое образование личности игровыми средствами.
23. Проектные технологии в интеллектуальном развитии личности.
24. Проектные технологии в нравственном воспитании личности.
25. Проектные технологии в экологическом образовании личности.
26. Проектные технологии в эстетическом воспитании личности.
27. Проектные технологии в трудовом воспитании личности.
28. Метод кейсов как средство активизации интеллектуальной активности личности.
29. Экскурсия как средство активизации познавательной активности личности.
30. Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации интеллектуальной деятельности личности.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Общие задачи курсовой работы. Курсовая работа как самостоятельная письменная работа реферативно-исследовательского характера предполагает более глубокое по сравнению с рефератом, изучение конкретной научной проблемы. Курсовая работа – это самостоятельное учебно-научное исследование студента, которое выполняется по определенной учебной дисциплине или отдельным ее разделом.
Согласно Положению об организации учебного процесса в высших учебных заведениях курсовая работа выполняется с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами за время обучения, и их применение к комплексному решению конкретного профессионального задания. Курсовая работа как самостоятельное учебно-научное исследование должна выявить уровень общенаучной и специальной подготовки студента, его способность применять полученные знания при решении конкретных проблем, его склонность к анализу и самостоятельному обобщению материала по теме исследования.
Основными задачами курсовой работы являются:
1. Углубление знаний студентов по актуальной проблеме определенной области науки, систематизация полученных теоретических знаний по дисциплине и проверка этих знаний.
2. Дальнейшее развитие умений самостоятельной критической обработки литературных источников, то есть умений собирать, анализировать и систематизировать литературные источники.
3. Формирование исследовательских умений студентов, овладение первичными навыками проведения современных педагогических исследований.
4. Стимулирование студентов к самостоятельному научному поиску.
5. Развитие умений анализировать передовой опыт и обобщать собственные наблюдения, применять полученные знания при решении практических задач.
6. Формирование умений студента самостоятельно осмыслить проблему, творчески, критически ее исследовать; умений практической реализации результатов исследования проблемы в самостоятельно выполненных разработках.
Курсовая работа позволяет определить степень овладения студентом умений:
а) самостоятельно осмысливать проблему, творчески, критически ее исследовать;
б) собирать, анализировать и систематизировать литературные источники;
в) применять полученные знания при решении практических задач;
г) формулировать выводы, предложения и рекомендации по предмету исследования;
д) правильно организовать свою исследовательскую работу;
е) оформить ее результаты.
Алгоритм работы над курсовым исследованием.
1. Выбор темы курсовой работы с учетом тематики научно-исследовательской работы профилирующей кафедры, ее обоснование. Тематика курсовых работ ежегодно обновляется кафедрами. Студент может выбрать одну из тем из предлагаемого кафедрой перечня или предложить собственную тему, но с обязательным консультированием и согласованием с научным руководителем. Самостоятельный выбор темы студентом представляется более целесообразным, поскольку в большей степени соответствует его интересам. Первоначальная формулировка темы осуществляется студентом, а конечная – научным руководителем и утверждается решением кафедры. После этого изменение темы курсовой работы не допускается. Тема курсовой работы избирается студентом в семестре, предшествующего семестра выполнения курсовой работы. Студент заполняет «Информационный листок студента», где указаны выбранные тема и научный руководитель. По возможности студент решением кафедры закрепляется за избранным им научным руководителем, но кафедра утверждает научных руководителей с учетом необходимости. То есть, научный руководитель, избранный студентом, может быть заменен решением кафедры.
2. Студенту необходимо внимательно и тщательно ознакомиться и усвоить инструкцию и требования к написанию и оформлению курсовых работ, поскольку курсовые работы должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к этому виду учебно-исследовательской деятельности студентов.
3. Для понимания сущности курсовой работы, правил ее оформления и написания целесообразно изучить литературные источники, которые рекомендованы кафедрами.
4. Составив общую структуру курсовой работы (названия разделов и подразделов), ее необходимо согласовать с научным руководителем. Составление предварительного плана работы и согласование его с научным руководителем.
5. Поиск и подбор литературы по теме исследования.
6. Определение понятийно-категориального аппарата исследования (актуальность, связь с научными планами, программами, темами, объект, предмет, цель и задачи, методы научно-педагогических исследований, теоретическая основа, экспериментальная база (при необходимости), научная новизна, практическая значимость, основные понятия, дефиниции, используемые в курсовой работе.
7. Изучение и обработка источников. Обязательно делать соответствующие ссылки на цитаты из научных источников. Допустимо использование информации из сети Интернет, но с обязательным указанием адреса интернет-ресурса и дату, когда этот сайт был доступен. Недопустима защита работ, которые выполнены несамостоятельно, заимствованны в интенете, переведенные с помощью компьютерных программ или заимствованные из других источников. Подготовка рабочей картотеки источников информации по теме исследования.
8. Изучение и конспектирование источников по теме исследования, раскрытие истории вопросов и степени изученности тем, которые будут рассматриваться в курсовой работе.
9. Определение структуры исследовательской работы.
10. При необходимости и возможности проведения экспериментальной или исследовательской (практической) части работы в соответствии с темой исследования.
11. Формулировка выводов, рекомендаций по реализации наработок по теме в современных образовательных учреждениях.
12. После написания чернового варианта работы его необходимо подать научному руководителю для проверки. Только после этого следует начинать работу над окончательным вариантом курсовой работы с устранением замечаний и учетом рекомендаций научного руководителя.
13. Оформление списка использованной литературы.
14. Систематизация иллюстративного материала, представленного в тексте курсовой работы.
15. После написания окончательного варианта работы его необходимо подать научному руководителю для проверки, не позднее чем за три недели до защиты и получить допуск к защите.
16. Написание рецензии на курсовую работу другого студента.
17. Завершенная работа подается в пластиковой папке без прозрачных пластиковых файлов.
18. К защите курсовой работы необходимо подготовить краткое выступление до 7 минут, в котором целесообразно раскрыть категориальный аппарат исследования, кратко основные положения содержания и выводы.
19. Защита курсовой работы.
20. При написании работы студент должен регулярно после выполнения каждого этапа встречаться с научным руководителем для консультаций и корректировки хода исследования. Формы консультирования могут быть разными: личные встречи, телефонный разговор, связь с помощью электронной почты.
Требования к написанию курсовых работ.
1. Курсовая работа выполняется студентами согласно учебному плану.
2. Курсовая работа выполняется на одну из тем, предложенных кафедрой или преподавателем этой кафедры, а также тему студент может выбрать самостоятельно, но согласовать и обдумать ее с научным руководителем. Тема курсовой должна соответствовать современному состоянию определенной области науки и перспективам ее развития, практическим потребностям обозначенной сферы.
3. Курсовая работа выполняется на русском языке.
4. Объем курсовой работы – 25-30 печатных страниц (без приложений и списка использованной литературы).
5. Курсовая работа должна быть четко структурированной с соблюдением требований по ее оформлению: с выделением отдельных частей работы, абзацев, с нумерацией страниц, правильным оформлением ссылок, сносок, цитат, заключения и списка использованной литературы (не менее 20 источников). В библиографический список обязательно включаются новейшие издания).
6. Обязательными компонентами курсовой работы должны быть: определение актуальности исследовательской задачи и раскрытие степени научной разработанности проблемы, включая критический анализ научно-методической, периодической, законодательной базы источников по теме исследования, разработка учебно-методических материалов (по требованию соответствующих кафедр), связь темы курсовой с научными планами, программами, темами научно-исследовательской работы кафедры, наличие научного аппарата работы (четко определены объект, предмет, цель, задачи, использованные методы научных исследований, теоретическая и практическая значимость, сведения о публикации результатов исследования).
7. Курсовая работа должна содержать интересные с педагогической точки зрения способы и приемы обучения и воспитания учащихся, серии и комплексы упражнений по формированию определенных умений и навыков, наглядные средства обучения и воспитания (разработанные материалы должны быть внедренными в учебный процесс во время педагогической практики).
8. Курсовая работа должна быть сброшюрована, аккуратно и грамотно оформлена.