Особенности коммуникативного поведения ребенка в зависимости от осмысление им своего места в семье.




Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление себя в семье определяет реакции ребенка на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых ребенок предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретируют, что чувствуют другие люди по отношению к нему. Сценарии очень стабильны, часто человек несет их с собой на протяжении всей жизни. Нелегко поколебать веру так называемого трудного подростка в то, что никому нет до них дела, что взрослые желают им лишь плохого.(10, С.34)

На основе своего жизненного опыта и обобщения его доступными интеллектуальными средствами ребенок может прийти к разным внутренним позициям.(14) Они в общей форме отражают, как ребенок воспринимает отношение родителей к себе и как он сам относится к себе. Можно выделить, по крайней мере, четыре обобщенные установки по отношению к родителям и к себе:

- я нужен и любим, и я люблю вас тоже;

- я нужен и любим, а вы существуете ради меня;

- я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам;

- я не нужен и не любим; оставьте меня в покое.

Я нужен и любим, и я люблю вас тоже. Эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим его людям. Она может формироваться в семье, в которой ребенок постоянно чувствует собственную близость к родителям, в которой дети и родители часто включены в общую деятельность и вместе с родителями испытывают радость. Внешне родительским отношениям с ребенком, как правило, характерны такие три особенности: а) общий положительный эмоциональный фон взаимодействия; б) признание автономности, своеобразности личности ребенка, его права на выбор; в) признавая права ребенка, родители в то же время не забывают о своих желаниях и устремлениях, стремятся реализовать собственные жизненные планы.

Я нужен и любим, а вы существует ради меня. Такая внутренняя позиция чаще возникает в семьях с преобладающим культом ребенка, в которых все дела и заботы сосредоточены вокруг маленького идола. Это повышает его самооценку, создает чувство безопасности, однако поведение ребенка уже в дошкольном возрасте часто переходит нормы принятого социального поведения: он не считается с окружающими, действует наперекор их желаниям и требованиям. Ребенок их не видит и не чувствует, почему ему надо поступать иначе, а именно – что существуют интересы других людей, которые не всегда совпадают с его собственными, и что, более того, другие люди имеют не менее прав для защиты своих интересов, что они не менее ценны, чем он. К окружающим он относится пренебрежительно. Естественно, что ожидания такого мальчика или девочки, что все будут восхищаться ими, не оправдываются – мальчик или девочка испытывают недоумение, интенсивные отрицательные эмоции, которые вынуждают действовать агрессивно и вторично еще больше разрушают межличностные связи: «Как эти все ничтожества не понимают, с кем они имеют дело?».

Я не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам. Данная позиция часто встречается среди так называемых проблемных детей. Почти каждый нелюбимый ребенок ощущает, что родители недостаточно его любят. Надо заметить, что большое количество детей остро испытывают нехватку родительского тепла.

Семьи, в которых ребенок может ощущать свою «нелюбимость», внешне очень разнообразны. В одних семьях уделяется очень много внимания, а в других дети явно педагогически запущены. Это говорит о том, что самочувствие ребенка в среде близких ему людей зависит не от видимых особенностей жизни семьи, а от более глубоких, психологических ее особенностей. Существует несколько причин подобного отношения.

Отсутствие ребенка в жизненных планах родителя(ей). Если женщина имела далеко идущие жизненные планы или установку на «свободную жизнь», беременность воспринимается как существенное препятствие, как камень преткновения и тем самым вызывает сложный внутренний конфликт, сопровождаемый негативными эмоциями и требующий либо принятия новой жизненной позиции, либо отстаивания старой структуры отношений с миром.

Женщина оказывается перед выбором: отказаться от прежних планов на жизнь, прервать беременность либо найти компромисс – отложить на время то, к чему раньше стремилась. Это достаточно сложный и долговременный период принятия решения, от которого во многом зависит эмоциональное состояние женщины и ее будущее отношение к ребенку.

В итоге женщина решается иметь ребенка, хотя внутренне желает обратного. Нерешенный внутренний конфликт после рождения ребенка решается внешними средствами, то есть через отношения с малышом. В глубине души мать не радуется его рождению, а сожалеет о случившемся, подсознательно продолжает воспринимать младенца как препятствие. Эти отрицательные эмоциональные переживания периодически всплывают в самых различных формах: авторитарности, чрезмерной требовательности или чрезмерной близости с целью постоянно контролировать ребенка, вмешиваться в мир его личных переживаний или же отвержение ребенка, отгорожения от него.

Недовольство ребенка таким, каков он есть. Нередко родители, строя жизненные планы, представляют себе достаточно конкретный образ, каким должен быть ребенок: мальчик или девочка, послушный или предприимчивый, спокойный или активный и т.д. В общем, целенаправленное отношение к будущему ребенку не плохой факт, так как создает возможность последовательно воспитывать подрастающее поколение. Однако недовольство ребенком таким, каков он есть, вызывает у него ощущение, что он не ценен, нелюбим. Особенно пагубны последствия, если родители направляют всю свою активность на искоренение неискоренимого (пол ребенка, его природные особенности, например, подвижность – медлительность). Это приводит к тому, что ребенок начинает думать: «Я не достоин любви родителей. Я никуда не гожусь».

Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое. Когда ребенок «мстит» родителям, последние еще остаются для него значимыми людьми и ребенок в глубине души надеется, что вот они вдруг услышат его, увидят бурлящий котел его чувств и начнут любить его, заботиться о нем. Детская «месть» часто имеет скрытое содержание – «посмотрите, как мне плохо». Это крик о помощи, обращенный к родителям, тем временем как полное безразличие, отгороженность от них указывает на еще большее психологическое расстояние между родителем и ребенком.

Теряя чувство собственной значимости, ребенок стремиться отгородиться от всего: от людей, от новых, казалось бы, интересных занятий. Такие дети совершенно не прилагают никаких усилий, чтобы совершить что-то, что привлекло бы внимание других, чтобы заслужить их похвалу. Наоборот, всем своим поведением, выражением лица они говорят: «Оставьте меня в покое». Ребенок демонстрирует свою глупость, неуклюжесть, плохие привычки – все ради того, чтобы быстрее «отпугнуть» взрослого от себя.

Что он ожидает от взрослых? Наказаний, поучений, унижения, вообще только еще большего ущемления и так ничтожного самоуважения, чувства собственного достоинства.

Определенным образом сложившиеся отношения могут помочь ребенку осознать, что он любим, и в то же время способствовать развитию пренебрежительного отношения к родителям и другим лицам. Такая позиция не благоприятствует приспособлению ребенка к более широкой окружающей среде, мешает созданию нормальной атмосфере в семье. Чувство, что он нелюбим, может постепенно развиться у ребенка вследствие эмоциональной холодности, авторитаризма родителей, их неспособности включить детей в общие дела семьи. Дефицит любви, внимания со стороны родителей вызывает у ребенка сильное желание «приблизиться» к отцу и матери. Вначале ребенок своим поведением провоцирует, чтобы родители обращали на него внимание. Если ему это не удается, ребенок стремится принудить родителей считаться с ним. В результате он включается в «силовую борьбу», которая нагнетает в семье эмоциональное напряжение. Если отношения в семье и дальше не меняются и ребенок все больше удостоверяется в своей нелюбимости, он может прибегнуть к актам своеобразной детской «мести». Полностью обескураженный, ребенок может осмыслить себя как нелюбимого, бездарного и стремиться полностью отгородиться от родителей, других взрослых.

Все эти изменения происходят не автоматически, а через осмысление происходящего ребенком. А последствия могут быть самые разные, вплоть до ухода ребенка из дома либо совершения противоправных поступков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: