1. Организация процесса. Участникам мозгового штурма сообщается проблема, которую необходимо решить. Участники группы выбирают модератора, в задачи которого входит контроль процесса мозгового штурма на всех стадиях, регистрация идей, предложение собственных. В обязанности модератора входит руководство процессом и эмоциональная «подпитка» участников. А. Осборн советовал в качестве модераторов выбирать отличающихся высокой креативностью людей, «лояльных» к высказываемым другими участниками идеям. Помимо этого модератор должен обладать авторитетом среди участников рабочей группы.
2. Мозговой штурм (продуцирование идей). Цель – получение возможно большего количества идей. Главное правило: приемлемость любых, даже наиболее безумных на первый взгляд идей. В ходе мозгового штурма не допускаются любые виды критик.
3. Выбор наиболее приемлемой идеи (оценка идей). Может проходить в виде голосования участников, индивидуального ранжирования и последующего обсуждения и т.д.
«Дерево проблем».
Очень часто школьники берутся за решение проблем, которые являются масштабными по своему содержанию. Такими как борьба с курением, алкоголизмом, бродяжничеством детей и т.д. таким образом они сталкиваются с целой совокупностью проблем и проблемных ситуаций. Их необходимо по возможности упорядочить. Для этого может использоваться такая процедура, как построение «дерева проблем».
Социальные проблемы в реальности имеют разное значение: одни лежат в основе решения других. Иерархия проблем отражена в «дереве проблем»: корни «дерева» — ключевые проблемы, ствол — субключевые (производные первого порядка), ветви — производные второго, третьего и т.д. порядков. Проблемы последующих порядков не проистекают из проблем предыдущих порядков, а получают возможность разрешения по мере успешного решения предыдущей.
Построение «дерева проблем» пока слабо разработано. Но нащупаны общие подходы. Фиксация проблем ведется снизу вверх: определяется одна или несколько ключевых проблем, которые, нужно решить, чтобы перейти к проблемам следующего уровня. Подобным образом происходит движение от проблемы к проблеме, обозначенной на ветвях «дерева».
| |||||
Проблемы 2-3-4 порядка
Субключевые проблемы
Ключевые проблемы
«Ассоциация»
Ассоциация - связь, образующаяся при определённых условиях между двумя или более объектами
Метод ассоциации заключается в том, чтобы сопоставить кажущиеся на первый взгляд несопоставимые вещи. Например, свалка, беспризорники, театр, танцы, вечер, газета. Проектная идея – организация театра танца, в котором будут участвовать беспризорные дети. Спектакли будут проходить на свалке, куда будут приглашаться разные группы людей (чиновники, школьники и т.д.). Задача – театра – привлечение внимания к большому количеству мусора в городе. В рамках проекта будет издаваться газета.
Данный метод помогает запустить творческий мыслительный процесс, чего порою так не хватает на этапе рождения замысла проекта. Таким образом, конечная цель данного метода – рождение креативных, нестандартных решений социальной проблемы.
Самостоятельная работа
Игра «Есть проблема – нет проблем».
1. Составьте список проблем, которые наиболее актуальны для студенчества (индивидуально)
2. Обсудите в группе и проранжируйте проблемы по значимости
3. Составьте список идей, которые решали бы выбранную проблему (при формулировке идей используйте один из пройденных методов
4. Выберите три, наиболее жизнеспособные идеи
Проблема | |
Идея 1 | |
Идея 2 | |
Идея 3 |
5. Оцените жизнеспособность идей, используя 10-балльную шкалу
Критерий | Проектные идеи | ||
Оригинальность и новизна | |||
Стоимость | |||
Результат | |||
ИТОГО: |