Методология научно-педагогического исследования.




Методологию сегодня рассматривают как:

и) систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности;

б) как учение об этой системе;

в) как учение о методе научного познания и преобразования мира;

г) как учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования.

Исходя из этого, ученые выделяют три уровня методологии:

1. Общую, которая обеспечивает наиболее точные представления об общих законах развития объективного мира, о месте и роли в нем тех феноменов, которые изучает определенная наука.

2. Специальную (методологию конкретной науки), которая позволяет последней формулировать собственные закономерности, касающиеся своеобразия развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.

3. Частную (отдельную), которая выступает как совокупность методов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, составляющих предмет и объект ее анализа.

Общая методология представляет собой философские основы науки, в нашем случае – педагогики, специальная методология – это теоретические основы педагогики и только частная (отдельная) соответствует сущностному назначению методологии как науки о методах исследования, что следует из семантики составляющих собственно термина «методология».

Науку о методе исследования педагогической действительности можно рассматривать как:

1. Общую методологию, которая представляет собой мировоззренческую позицию автора, совокупность методов философского познания мира и себя в мире: диалектико-материалистический метод, индуктивно-дедуктивный, детерминантный метод (выявление причинно-следственных связей и зависимостей), метод конкретно-исторического анализа и т. п.

2. Общенаучную методологию, включающую в себя системный и целостный, деятельностный и ценностный подходы, характеристику различных типов научных исследований, их этапы, элементы и т. п.

3. Конкретно-научную методологию как совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной научной области.

4. Прикладную методологию, сочетающую в себе методику и технику проведения конкретного исследования [Краевский В. В. Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики // Педагогика: уч. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1998. – С. 33-62.].

Научно-педагогические исследования требуют от исследователя владения всеми уровнями методологии в их совокупности, поскольку они дополняют и конкретизируют друг друга.

Научные достижения человечества обрабатывались с помощью диалектического метода познания реальной действительности, в основу которого была положена связь теории и практики, принципы познаваемости мира, детерминированности явлений, взаимодействия внешнего и внутреннего, объективного и субъективного.

Диалектическая логика познания стала универсальным инструментом для всех наук, при изучении любых проблем познания и практики. Фундаментальные принципы основываются на обобщающих, философских положениях, отражающих существенные свойства объективной действительности и сознания с учетом опыта, приобретенного в процессе познавательной деятельности человека. К ним относятся принципы:

а) диалектики, отражающие взаимообусловленное и противоречивое развитие явлений действительности;

б) детерминизма – объективной причинной обусловленности явлений;

в) изоморфизма – отношений объектов, отражающих тождество их построения и др.

Диалектический подход позволяет обосновать причинно-следственные связи, процессы дифференциации и интеграции, постоянное противоречие между сущностью и явлением, содержанием и формой, объективность в оценке действительности.

Общенаучная методология. К общенаучным принципам исследования относятся: исторический, терминологический, функциональный, системный, когнитивный (познавательный), моделирования и др.

Проникновение в сущность явлений и процессов возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения его в возникновении и развитии, то есть применение исторического подхода к его изучению, исследованию генезиса и развития явления или процесса. Исторический метод позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявления внутренних и внешних связей, закономерностей и противоречий.

Любое теоретическое исследование требует описания, анализа и уточнения понятийного аппарата конкретной области науки, то есть сроков и понятий, которые их обозначают. Терминологический принцип предусматривает изучение истории терминов и обозначаемых ими понятий, разработку или уточнение содержания и объема понятий, их места в понятийном аппарате теории, на чем основывается исследование. Решить эту задачу помогает метод терминологического анализа и метод операционализации понятий. Определение понятий следует формулировать, опираясь на толковые и профессиональные словари.

К общенаучной методологии относятся системный подход, применения которого требует каждый объект научного исследования. Сущность его заключается в комплексном исследовании больших и сложных объектов (систем), исследовании их как единого целого с согласованным функционированием всех элементов и частей.

Каждую науку, явление, процесс, деятельность, объект можно рассматривать как определенную систему, имеющую многочисленные взаимосвязанные элементы, компоненты, подсистемы, определенные функции, цели, состав, структуру. К общим характеристикам системы относят: целостность, структурированность, взаимосвязь с внешней средой, иерархичность, целеустремленность, саморегуляцию. Ориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимосвязи элементов и явлений, их соподчинение, иерархия, функционирование, целостность развития, динамика системы, сущность и особенности, факторы и условия) оправдана тогда, когда ставится задача исследовать сущность явления, процесса.

Системный принцип позволяет определить стратегию научного исследования. В его пределах различают: структурно-функциональный, системно-деятельностный, системно-генетический и другие подходы.

Сущность структурно-функционального подхода заключается в выделении в системных объектах структурных элементов и определении их роли (функций) в системе. Структура характеризует систему в статике, функциив динамике, между которыми существуют определенные зависимости.

Системно-деятельностный подход указывает на определенный компонентный состав человеческой деятельности. Среди важнейших ее компонентов: потребностьсубъектобъектпроцессыусловиярезультат. Это создает возможности комплексно исследовать любую сферу человеческой деятельности.

Познавательный или когнитивный принцип особенно эффективен при изучении динамики науки и ее соотношения с обществом, при обосновании ведущего значения знания в поведении индивида. Для анализа формирования знания необходимо изучение практической и теоретической деятельности человека в соотношении с ее социальным аспектом, то есть в центре исследуемых проблем находится человек как член социума, представитель этноса, психологический субъект, языковая личность, коммуникант.

Для изучения внешних и внутренних связей объекта исследования существенное значение имеет моделирование, с помощью которого изучаются те процессы и явления, которые не поддаются непосредственному изучению. Это метод проявления существенных признаков явлений и процессов с помощью модели (концептуальной, вербальной, математической, графической, физической и т.д.).

Обычно модель понимают как виртуальную или материальную систему, которая, воспроизводя объект исследования, может изменить его таким образом, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте. Метод моделирования имеет такую структуру: постановка задачи; создание или выбор модели; исследования модели; перевод знаний с модели на оригинал.

В исследованиях сегодня применяются количественно-качественные методы: наукометрии, библиометрии, инфометрии.

Наукометрия – система изучения научного, конструктивного знания с помощью количественных методов, то есть в наукометрии измеряются только те объективные количественные закономерности, которые действительно определяют достигнутый наукой уровень ее развития.

Библиометрия – метод количественного исследования печатных документов в виде материальных объектов или библиографических единиц, а также их заменителей, что дает возможность проследить динамику отдельных объектов науки: публикации авторов, их распределение по странам, рубрикам научных журналов, уровень цитирования и тому подобное.

Инфометрия – изучает математические, статистические методы и модели и их использование для количественного анализа структуры и особенностей научной информации, закономерностей процессов научной коммуникации, включая проявление этих закономерностей. Ее основная цельполучение научного знания непосредственно по информации.

Конкретнонаучная методология – это совокупность идей или специфических методов определенной науки, которые являются базой для решения конкретной исследовательской проблемы; это научные концепции, на которые опирается исследователь. Уровень конкретнонаучной методологии требует обращения к общепризнанным концепциям ведущих ученых в определенной области науки, а также тех исследователей, достижения которых являются общепризнанными. Поиски методологических основ исследования осуществляются по следующим направлениям:

1. Изучение научных трудов известных ученых, использовавших общенаучную методологию для изучения конкретной отрасли науки.

2. Анализ научных трудов известных ученых, которые одновременно с общими проблемами своей отрасли исследовали вопрос выбранной для изучения области.

3. Обобщение идей ученых, которые непосредственно изучали определенную проблематику.

4. Проведение исследований специфических подходов для решения этой проблемы профессионалами-практиками, которые не только разработали, но и реализовали на практике свои идеи.

5. Анализ концепций в определенной сфере научной и практической деятельности отечественных ученых и практиков.

Научная концепция исследования предполагает наличие предполагаемой ведущей научной идеи, сущность явления (объекта, предмета исследования), противоречия, возникающие в процессе или явлении, стадии, этапы развития (или тенденции).

Концепция – это система взглядов, описание определенного предмета или явления по его строению, функционированию, что способствует его пониманию, толкованию, изучению главных идей. Она является единственным, определяющим замыслом, главной идеей научного исследования.

Для решения исследовательских задач в педагогике пользуются методами научно-педагогических исследований (МНПИ).

Метод научно-педагогических исследований – это способ получения достоверной информации о педагогическом явлении или способ построения педагогической теории.

Основные требования к выбору методов – это их комплексность (для получения объективной информации нужно привлекать комплекс методов) и адекватность выбранных методов сущности изучаемого явления.

МНПИ должны обеспечивать:

а) репрезентативность и валидность массива первичной информации;

б) формулировку научных выводов как дополнение к уже известным научным теориям или системам научного знания.

В соответствии с логикой исследования используют три основные группы методов:

а) методы накопления фактов предназначены для сбора эмпирических данных (изучение литературных источников, документации, продуктов деятельности, наблюдение, опрос);

б) методы обобщения и осмысления фактов (анализ и синтез, сравнение и анализ, моделирование и т.д.);

в) методы проверки и уточнения положений и предыдущих выводов: экспериментальная работа как совокупность методов.

Для целей исследования методы подразделяют на:

а) первичные, используемых для сбора информации;

б) вторичные – для обработки и анализа полученных данных (количественный и качественный анализ данных, их систематизация, шкалирование и т.д.);

в) верификационные методы, позволяющие проверить полученные результаты.

По способу реализации выделяют:

а) логико-аналитические (методы дедукции и индукции);

б) визуальные (графы, схемы, диаграммы, картограммы), дающие возможность получить синтезированное представление об исследуемом объекте и одновременно наглядно показать его составляющие, их удельный вес, причинно-следственные связи, интенсивность распределения компонентов в заданном объеме;

в) экспериментально-игровые методы непосредственно касаются реальных объектов, функционирующих в конкретной ситуации, и предназначаются для прогнозирования результатов.

По функциональным возможностям методы подразделяют на:

а) этапные, связанные с определенными этапами исследования (наблюдение, эксперимент);

б) универсальные, которые используют на всех этапах (абстрагирование, обобщение, дедукция, индукция).

Основная часть курсовой работы обычно состоит из 2-3 разделов с определенным количеством параграфов (подразделов) (в соответствии с темой исследования).

Первая глава традиционно посвящается историческим истокам исследуемой проблемы: когда она возникла, кто ее исследовал на разных этапах развития педагогической теории и практики, уже имеющиеся результаты, вопросы, которые остаются нерешенными.

От первой главы логично перебрасывается «мостик» к (ко второй главе) современному состоянию разработки проблемы в педагогической теории, в педагогической науке (теоретический раздел включает анализ обработанной литературы в соответствии с задачами исследования, а также определенные авторские выводы с определением перспектив дальнейших исследовательских поисков).

Третья глава – практическая – содержит описание выполненного исследовательского задания и разработки учебно-методических материалов. К основной части относятся и выводы к каждой главе.

Общие выводы (обусловлены содержанием курсовой работы, соответствуют целям и задачам, которые выдвинуты во вступительной части работы).

Приложения (материалы к анкетированию, тестированию, которые разработаны или использованы студентом, разработки воспитательных мероприятий, фрагменты уроков, методические рекомендации, наглядные и видеоматериалы на электронных носителях и т.д.).

Список использованной литературы (библиография) (на которую есть ссылки в тексте работы), который подается в алфавитном порядке и должен быть оформлен с учетом всех современных требований к библиографическому описанию. В списке источников должны занимать значительную часть новейшие издания.

Защита курсовой работы.

Курсовые работы, которые по заключению научного руководителя заслуживают положительной оценки, подаются к защите. Студенты, работы которых не допущены кафедрой к защите, получают оценку «неудовлетворительно».

Защита курсовых работ происходит в установленный деканатом и учебным отделом, кафедрой срок, в присутствии студентов и комиссии: научного руководителя и преподавателей кафедры. Во время защиты студент сообщает тему и цель исследования, план работы и кратко передает содержание. Особое внимание при этом следует обратить на собственные результаты выполнения исследовательской задачи и практическую часть работы. Выступление заканчивается формулировкой выводов. Защита сопровождается обнародованием рецензии на курсовую работу, которую составляет другой студент этой же группы.

По результатам защиты курсовой работы выставляется оценка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: