Лекция 7
Основы фандрайзинга (привлечения ресурсов) – 2 часа
Общие понятия. Пошаговая инструкция по поиску средств.
Типы инвесторов (доноров) и их особенности.
Фандра́йзинг (англ. Fundraising ) — процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации как определённого социального проекта, так и серии проектов, объединенных одной общей идеей. Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций.
Организация фандрайзинга предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и увязку с интересами финансовых доноров, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации.
Классический цикл фандрайзинга выгладит следующим образом:
· Оценка потребностей: (составление бюджета, бизнес-плана)
· Выбор потенциальных спонсоров (инвесторов)
· Проведение конкретных мероприятий по привлечению конкретных ресурсов
· Оценка результатов
· И снова оценка потребностей
Постулаты фандрайзинга:
· Отсутствие денег у организации - не проблема! Проблема - это то, для решения чего организация создана.
· Фандрайзинг - не поиски денег, а ваша работа по решению конкретных проблем, для выполнения которой нужны деньги!
· Фандрайзинг - не искусство: каждый может научиться вносить свой вклад в поиск ресурсов для организации.
· Фандрайзинг - долгосрочные отношения между людьми!
· Фандрайзинг - нужный человек в нужном месте в нужное время.
· Просите! Вы никогда не получите того, о чем не просите!
|
· Фандрайзинг - радость, воодушевление, которые надо передать и тому, кто может оказать поддержку организации.
Пошаговая инструкция по поиску средств на реализацию проекта.
Шаг 1. Поверить в себя
Прежде чем приниматься за дело, поверьте – это реально, и именно вы это сделаете. Надо просто поверить в свои силы.
Шаг 2. Определить к какому типу относится ваш проект.
Это необходимо для выбора вариантов дальнейших действий, определения источников финансирования.
По ожидаемому экономическому эффекту проекты можно разделить на:
· Некоммерческие проекты, не предполагающие получение прибыли
· Коммерческие, подразумевающие получение прибыли
По предметной области:
· Общественно-политический, влияющий на систему власти
· Социальный
· Творческий, создающий новые эстетические, культурные и духовные ценности
· Экологический, целенаправленно улучшающий окружающую среду
Шаг 3. Определить кому и зачем нужен проект
Прежде чем начать поиск денег или других материальных и нематериальных ресурсов для реализации своего проекта, вы должны определиться, зачем и кому он нужен. Для этого еще раз уточните:
· Какую проблему вы будете решать?
· Почему решение этой проблемы имеет общественную значимость
· Кто конкретно получит пользу от вашего проекта (какие люди, группы людей)
· Каких результатов вы добиваетесь?
· Какими ресурсами и в каком объеме вы уже располагаете?
· Какие ресурсы и в каком объеме еще нужно привлечь к уже имеющимся, чтобы реализовать проект?
|
Шаг 4. Кто выделит средства?
Определитесь, куда и к кому конкретно можно обратиться за помощью, и подготовьте письма, либо подготовьтесь к переговорам.
Типы инвесторов (доноров) и их особенности
Инвестор-донор – это организации или частные лица, предоставляющие разного рода ресурсы гражданам и организациям на некоммерческой основе на цели, направленные на благо общества в целом.
Заявители – это частные лица или организаторы, подающие заявки на грант.
Выбирая потенциального инвестора, необходимо ответить на следующие вопросы:
· Кто может вас поддержать
· Доступны ли люди, которые вас интересуют
· Какие льготы вы можете предложить инвестору
· Что дает инвестору поддержка вашего проекта
Шаг 5. Активные действия
- Телефонный звонок на фирму;
- Письмо-обращение потенциальному спонсору;
- Встреча с потенциальным спонсором;
- Презентация и демонстрация проекта (программы);
- Преодоление возражений;
- Приглашение к участию, предложение возможных вариантов участия;
- Получение согласия;
- Заключение соглашения. Получение пожертвования;
- Благодарность;
- Анализ, оценка, проверка результатов;
Приложение 1 к лекции 7