Порядок реорганизации кредитных организаций на территории РФ




 

Деятельность кредитных организаций в условиях рыночной экономики связана с высоким уровнем риска, что в совокупности с постоянными колебаниями рыночной конъюнктуры, ослаблением позиций банковского сектора на рынке финансовых услуг и снижающейся доходностью банковских операций требует от менеджмента высокого профессионализма, уточнения стратегии и тактики, изменения организационного поведения. Даже при относительно стабильной экономике некоторые банки не способны продолжать свой бизнес и нуждаются в проведении специальных мероприятий по финансовому оздоровлению или реорганизации.

Можно выделить и другие не менее значимые причины, побуждающие коммерческие банки к реорганизации бизнеса. К числу таких причин следует отнести глобализацию экономики, ужесточение требований органов надзора во всем мире к капитальной базе кредитных институтов и оценке ее достаточности, амбициозность намерений собственников, побуждающих менеджмент проводить агрессивную политику, направленную на завоевание конкурентных преимуществ. Эти и другие причины дают импульс развитию процессов, связанных с реорганизацией.

Одним из побудительных мотивов слияний и поглощений в банковской сфере является ужесточение требований органов надзора к выполнению требований к достаточности капитала.

Сделки, совершаемые на банковском рынке в форме слияний или присоединений, в международной практике и в России подлежат обязательному регулированию как в части соблюдения равноправной конкуренции, так в части их юридического оформления.

В нашей стране реорганизация кредитных организаций в форме слияния и присоединения осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственной регистрации юридических лиц", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), "О банках и банковской деятельности", Инструкцией Банка России "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" № 75-И; организаций, находящихся в процессе реорганизации,- с учетом норм Положения № 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения", Инструкцией Банка России № 102-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации", учредительными документами банка и нормативными актами Федеральной антимонопольной службы.

К сожалению, в российском законодательстве понятие "реорганизация" не раскрывается, в нормативных актах выделены лишь формы ее проведения. Например, в ГК РФ, федеральных законах и инструкциях Банка России есть указания на то, что реорганизация юридического лица может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Согласно законодательству реорганизация кредитной организации в форме слияния или присоединения рассматривается в качестве меры предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Очевидно, что такая реорганизация может не только проводиться как принудительная мера воздействия со стороны органа надзора, но и осуществляться по инициативе собственников коммерческого банка, о чем свидетельствуют международный опыт и российская практика. Под реорганизацией следует понимать изменение структуры организации при сохранении направленности ее развития.

В банковской системе реорганизация - это изменение организационной структуры и юридического статуса коммерческого банка при условии сохранения выполняемых им функций и операций.

В России реорганизация кредитных организаций проходит, как правило, в форме присоединения, хотя законодательством предусмотрены и иные формы. В зарубежной практике наряду с термином "слияние" используется термин "поглощение", указывающий на недружественный, насильственный характер реорганизации.

В Федеральном законе "Об акционерных обществах" определено, что под слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением деятельности последних.

Присоединение - это прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу - присоединяющему.

Другими словами, при слиянии оба банка перестают быть юридическими лицами, на их базе создается новая организация; при присоединении один из банков сохраняет свой юридический статус.

При реорганизации в форме слияния юридические лица считаются реорганизованными с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

С правовой точки зрения слияние двух и более юридических лиц представляет собой такой процесс взаимоотношений между ними, в результате которого права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. С точки зрения организационно-экономической и применительно к банковскому сектору это будет означать появление нового банка вместо двух или более ранее зарегистрированных и лицензированных банков, лицензии которых в ходе слияния аннулируются. Новый банк должен пройти государственную регистрацию и лицензирование.

В отличие от этого присоединение одного или нескольких юридических лиц (присоединяемого, присоединяемых) к другому юридическому лицу (присоединяющему) означает: с правовой точки зрения - переход прав и обязанностей первого (первых) к этому другому юридическому лицу; с организационно-экономической точки зрения применительно к банковскому сектору - аннулирование лицензии присоединяемого банка (банков) и его (их) ликвидация как самостоятельного юридического лица (лиц) и одновременно сохранение присоединившего банка с его перерегистрацией (в его устав вносятся необходимые изменения и дополнения) и оформлением ему новой лицензии или сохранением прежней лицензии.

С экономической (финансовой) точки зрения суть слияния банков и присоединения банка к другому банку одинакова - укрупнение банков в форме централизации банковских капиталов (данный процесс часто называют концентрацией капитала, но это неверное употребление термина).

К общим процедурным характеристикам процессов реорганизации банков можно отнести следующие положения.

. При реорганизации, предполагающей создание нового банка (банков), Банк России рассматривает вопрос о выдаче ему (им) новой лицензии. При этом он принимает во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные банки. К новому банку обычные для вновь создаваемых банков требования к размеру уставного капитала не предъявляются.

2. Если участниками нового банка становятся прежние участники реорганизуемых банков и их вклады в уставный капитал в абсолютном выражении остаются неизменными либо уменьшаются, то Банк России не будет дополнительно проверять, правомерно ли были оплачены эти вклады.

3. Документы, необходимые для государственной регистрации нового банка, представляются в территориальное учреждение Банка России, как правило, в течение 1-го месяца со дня принятия решения о реорганизации банка. За регистрацию банка, созданного в результате реорганизации, взимается сбор в размере 0,01% от объявленного уставного капитала. Если на основе реорганизующегося банка открывается филиал, сбор за его открытие составляет сумму, равную 100 МРОТ.

4. Перерегистрация внутренних структурных подразделений, располагающихся вне мест нахождения головных контор реорганизующихся банков (операционных касс вне кассовых узлов, обменных пунктов, дополнительных офисов), во внутренние подразделения нового банка проводится по его заявлению без повторного направления в Банк России документов, представлявшихся ранее для открытия указанных подразделений.

5. Реорганизующимся банкам рекомендуется принять на общем собрании участников каждого из них решение о назначении аудиторской фирмы (аудитора), который будет контролировать соответствие проведения процедур реорганизации требованиям законодательства. Аудиторская фирма (аудитор), в частности, может готовить к совместному общему собранию участников реорганизующихся банков отчеты о прибылях и убытках банков, заключения о возможности выполнения пруденциальных норм деятельности и о соответствии законодательству проведенных банками реорганизационных процедур.

6. Информация о реорганизации банков публикуется в "Вестнике Банка России".

В Положении Банка России № 12 обозначены следующие основные этапы реорганизации банков в форме слияния или присоединения:

1) подготовка договора о слиянии или присоединении;

1) уведомление территориального учреждения (учреждений) Банка России о предстоящем слиянии или присоединении;

2) проведение рабочего совещания представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизующихся банков;

1) проведение общих собраний участников реорганизующихся банков;

1) уведомление кредиторов реорганизующихся банков о принятом общими собраниями участников решении о реорганизации;

1) проведение совместного общего собрания участников реорганизующихся банков;

1) представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с реорганизацией банков.

Нормативные требования к содержанию перечисленных стадий следующие.

Подготовка договора о слиянии или присоединении. При подготовке договора должны быть решены следующие вопросы:

 порядок и условия слияния или присоединения;

 порядок конвертации долей уставного капитала каждого банка в доли уставного капитала нового банка;

 права владельцев долей капитала реорганизующихся банков;

 порядок возникновения новых обязательств, сторонами которых могут выступать реорганизующиеся банки, до создания (согласования изменений и дополнений в устав) нового банка;

 дата составления списка участников реорганизуемых банков, имеющих право участвовать в общем совместном собрании участников нового банка;

 открытие филиалов нового банка на основе реорганизованных банков.

Уведомление территориального учреждения (учреждений) Банка России по месту нахождения реорганизующихся банков о предстоящем слиянии или присоединении.

Уполномоченный на то орган управления банка не позднее, чем за 30 дней до проведения общего собрания участников банка, на котором предполагается принять решение о его реорганизации, уведомляет территориальное учреждение Банка России по месту своего нахождения о предстоящей реорганизации и о предполагаемом месте нахождения нового банка, а также о месте и времени проведения общего собрания участников. К уведомлению прилагаются:

 проект договора о слиянии или присоединении;

 проект бизнес-плана нового банка, содержащий обоснование возможности будущего банка соблюдать пруденциальные нормы деятельности, структуру управления и внутреннего контроля, информацию о предполагаемых руководителях банка, оценку стоимости активов и пассивов реорганизующихся банков;

 проекты передаточных актов, составленные на основе балансов каждого из банков (за исключением присоединяющего банка), которые должны содержать положение о правопреемстве по обязательствам в отношении их кредиторов и должников, а также перечень имущества, относящегося к основным средствам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам и другим видам ценностей, которые будут передаваться новому банку;

 проект устава (при слиянии) или проект изменений и дополнений в устав (при присоединении) нового банка;

 проект сводного баланса нового банка на последнюю отчетную (месячную) дату с расшифровками взаимных обязательств и взаимного участия в капитале банков, а также расчет экономических нормативов.

В день проведения заседания уполномоченного органа управления банка, действующего в форме открытого АО, на котором принято решение о проведении общего собрания участников банка по вопросу о реорганизации, в территориальное учреждение Банка России направляются по 2 копии протокола заседания указанного органа, списка участников заседания и проекта решения о соотношении номиналов конвертируемых при реорганизации акций (если проект данного решения не включен в протокол).

После получения указанного уведомления территориальное учреждение Банка России может провести в реорганизующемся банке внеплановую проверку для оценки его реального финансового состояния.

Рабочее совещание представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизующихся банков.

Территориальное учреждение Банка России, по месту предполагаемого нахождения будущего нового банка не позднее 7 рабочих дней после получения уведомления о предстоящей реорганизации банков и прилагаемых документов направляет в советы этих банков и в территориальные учреждения Банка России по месту их нахождения уведомление о созыве рабочего совещания представителей всех заинтересованных сторон. Совещание проводится не позднее 3 недель с момента получения уведомления о предстоящей реорганизации банков. На нем обсуждаются цели реорганизации, способы и сроки их достижения.

Общие собрания участников реорганизующихся банков. Общее собрание участников каждого банка проводится в соответствии с законодательством и его учредительными документами. В протоколе собрания участников каждого из банков, представляемом в территориальное учреждение Банка России, должны быть определены следующие вопросы:

 о принятии решения о слиянии или присоединении;

 об утверждении договора о слиянии или присоединении, а также передаточного акта;

 о назначении аудиторской фирмы (аудитора);

 об определении представителей банка, уполномоченных подписать договор о слиянии или присоединении;

 об одобрении проекта устава (при слиянии) или изменений и дополнений в устав (при присоединении) нового банка;

 об одобрении проекта регламента проведения совместного общего собрания участников банков.

Уведомление кредиторов банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации.

Не позднее 30 дней со дня принятия решения о реорганизации каждый из банков должен письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Совместное собрание участников реорганизующихся банков. Совместное общее собрание проводится в соответствии с законодательством и утвержденным этим же собранием регламентом его проведения. В протоколе собрания, представляемом в территориальное учреждение Банка России, должны быть отражены вопросы:

 об утверждении регламента проведения совместного собрания;

 об утверждении учредительных документов (при слиянии) или текстов изменений и дополнений в устав (при присоединении) нового банка;

 об избрании совета нового банка (если образование такого органа предусмотрено учредительными документами);

 об избрании единоличного и коллегиального исполнительного органов нового банка (если иное не предусмотрено законодательством и подготовленными в соответствии с ним учредительными документами);

 о принятии решения о выпуске ценных бумаг и об утверждении документов, необходимых для рассмотрения вопроса о регистрации выпуска акций и регистрации отчета об итогах выпуска акций (для банка в форме АО);

 об утверждении сводного баланса банка.

Представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с реорганизацией банков.

Территориальное учреждение Банка России по предполагаемому месту нахождения нового банка выдает лицам, уполномоченным совместным общим собранием банков, подтверждение получения от них необходимых документов.

В литературе имеются и другие подходы (неофициальные) к делению процесса реорганизации банков на те или иные этапы (стадии), которые, как представляется, помогают лучше и глубже понять содержание рассматриваемого явления.

 


 

Заключение

 

Вот и закончено рассмотрение изучаемой нами темы: ликвидация и реорганизация кредитных организаций. Много осталось за пределами данной работы, но мы надеемся, что изложенный материал позволит сформировать основные понятия о данных категориях и расширить ваш кругозор.

Теперь обобщим весь выше изложенный материал. Как было сказано выше, постоянное и продолжительное состояние неплатежеспособности может перерасти в состояние абсолютной неплатежеспособности, при котором организация (предприятие) не может восстановить свою платежеспособность и продолжение ее деятельности представляется невозможным и нецелесообразным. Такая организация становится банкротом и подлежит ликвидации и продаже в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Дело о банкротстве может рассматривать только арбитражный суд (оно не может быть передано в третейский суд), но не по собственной инициативе, а лишь на основании обращенного к нему особого заявления с ходатайством объявить определенного должника банкротом. Были рассмотрены условия признания кредитной организации.

Так же в работе был определен порядок ликвидации и реорганизации кредитных организаций: в какой последовательности происходят эти процессы, какая документация необходима для этого и какие последствия за собой влекут данные мероприятия.

Что касается процессов ликвидации и реорганизации коммерческих банков в РФ, то в целом можно отметить, что российская банковская система нуждается в укрупнении действующих кредитных организаций, поскольку более высокий уровень капитализации позволит им предоставлять услуги в объемах, адекватных потребностям хозяйствующих субъектов, конкурировать с иностранными банками и другими финансовыми институтами. Одним из направлений решения данной проблемы может стать реорганизация коммерческих банков в форме слияний и присоединений.

Основными преимуществами, достигаемыми в результате реорганизации банков на основе слияний или присоединений, следует считать:

 быстрое достижение желаемых темпов роста и увеличение уровня рентабельности за счет увеличения объема операций;

 достижение высокого уровня знаний и квалификации персонала;

 возможность банка попасть в число крупных банков страны, региона или города.

Реализовать эти преимущества можно в том случае, если кредитные организации уделили должное внимание причинам неудач, правильно провели оценку стоимости объекта присоединения (слияния), а также вновь созданного банка.

Процессы концентрации банковского капитала должны приобрести в России в более активную форму, основные побудительные мотивы слияний и присоединений в экономике страны и банковской системе присутствуют. Базой для активизации этих процессов должно стать более совершенное законодательство, а успех реализации намерений кредитных организаций во многом будет зависеть от серьезного анализа позитивного и негативного опыта, накопленного в этой области, а также от результатов оценки стоимости банка.


 

Список использованной литературы

 

. О Банках и банковской деятельности. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 // Вестник Банка России. - 2001. - № 61.

2. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 9. - Ст. 1097.

. О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций. Инструкция Центрального Банка России от 14. 01. 2004 № 109-И // Вестник Банка России. - 2004. - № 15.

. О реорганизации кредитных учреждений в форме слияния и присоединения. Положение Банка России от 04.06.2003 № 230-П // Вестник Банка России. - 2003. - № 39.

. О центральном банке Российской Федерации (Банке России). Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 28. - Ст. 2790.

. Об опубликовании в «Вестнике Банка России» сообщения кредитной организации о принятом решении, о реорганизации или об уменьшении уставного капитала. Указание Центрального Банка России от 11.08.2004 № 1487-У // Вестник Банка России. - 2004. - № 58.

7.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: