МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ
«ПАМЯТНЫЕ МЕСТА ГОРОДА МОГИЛЕВА»
Настоящая документация не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения УП «Национальное агентство по туризму». |
Минск
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
«Согласовано» Заместитель Министра спорта и туризма Республики Беларусь Ч.К.Шульга «_____»_________________________2006 г. | «Утверждаю» Директор УП «Национальное агентство по туризму» Ю.А.Ходько «_____»______________________2006 г. |
«Памятные места города Могилева»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Вид экскурсии: историко-архитектурная автобусная
Протяженность маршрута: 60 км.
Продолжительность экскурсии: 4 час. экскурсионных (или 3 час. астрономических)
Авторы-составители: 1968 г. – составлена Л.И. Супиталёвой, 1990 г. – дополнена Т.Н. Недвецкой,
г. – переработана Н.В. Лещиной
Минск
Содержание:
· обзорная экскурсия «Памятные места г. Могилева» отражает историю города с многовековыми традициями местного самоуправления, берущими начало от магдебургского права, которым город обладал с XVI в., вхождения в семью известнейших средневековых городов Европы. История, тесно переплетенная со многими знаковыми событиями в судьбе таких крупнейших европейских держав, как Киевская Русь, ВКЛ, Польша, Россия, Франция, Швеция, СССР, Германия. Экскурсия знакомит с архитектурными памятниками города, дает представление об этапах исторического развития г. Могилева.
Цель экскурсии:
· воспитывать у экскурсантов чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Задачи экскурсии:
· познакомить туристов с этапами развития Могилева, проследить как исторические события нашли отражение в памятниках архитектуры, обладающих способностью связывать и объединять людей разных поколений.
Общие методические указания:
· экскурсия должна основываться на исторически достоверной информации, быть актуальной. Одним из важнейших требований экскурсии должно быть соответствие содержания экскурсии и научной периодизации истории;
· при подготовке и проведении экскурсии следует использовать материалы центральной и местной печати;
· по мере появления нового материала экскурсовод обязан вводить в свой рассказ дополнения, показывая развитие экономики и культуры;
· весь цифровой материал рекомендуется давать в сравнении;
· для расширения зрительного ряда, повышения эффективности экскурсии следует широко использовать наглядный материал;
· рассказ в основном ведется на остановках, а во время движения дается справочный материал.
Маршрут экскурсии:
· место встречи с группой – Советская площадь (выход на площадь и ул. Первомайскую) – ул. Первомайская – ул. Комсомольская – ул. Болдина – пл. Орджоникидзе – Подниколье (выход на территорию Свято-Никольского женского монастыря) – пер. К. Либкнехта – ул. Первомайская (остановка у бюста Гусаковского) – ул. Первомайская – пл. Ленина (остановка) – пр. Мира – ул. Гришина – ул. Крупского – ул. Белинского – ул. Первомайская – пр. Мира – ул. Космонавтов – пр. Шмидта (выход на территорию Луполовского братского кладбища) – пр. Шмидта – ул. Габровская – пр. Шмидта – пл. Орджоникидзе – место окончания экскурсии.
Вступление к экскурсии (на месте встречи с группой):
Тема и цель экскурсии. Характеристика маршрута. Основные данные о городе. Значение исторических событий, связанных с городом, в истории страны. Происхождение названия города (народные легенды, данные о научных исследованиях, результаты археологических раскопок). Информационную часть вступления окончить, подъезжая к парку им. Горького.
Маршрут экскурсии | Места остановок | Объекты показа | Время (мин) | Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов | Организационные указания | Методические указания |
Место встречи с группой | Без остановок | Вступление. Основные данные о городе. Происхождение названия города (народные легенды, научные исследования) | Информационную часть окончить, подъезжая к Советской пл. | |||
Советская площадь | Автобус останавлива-ется на Советской пл. | Территория парка им. Горького (городище, замчище) | Этапы исторического развития города. Городище на территории парка. Основание Могилевского замка. Могилев в период средневековья. | Группа выходит из автобуса и проходит на смотровую площадку парка им. Горького. | Использовать прием зрительной реконструкции в сочетании с приемом локализации. Исторические события излагать в хронологическом порядке. | |
Советская площадь | В центре Советской пл. | Фотографии Ратуши, дома губернатора, Николая II на Губернаторской пл., Н.В. Крыленко, здание краеведческого музея. | Краткая история Советской пл. (Торговая, Ратушная, Губернаторская, Советская). События первой мировой войны. Размещение Ставки Верховного главнокомандующего. Революционные события в 1917 г. Прибытие отряда Н.В. Крыленко. Ликвидация ставки. Установление Советской власти. Гражданская война. | Группа возвращается на Советскую пл. | Во время показа объектов использовать прием зрительной реконструкции и локализации. В рассказе рекомендуется использовать приемы описания, цитирования. | |
Советская площадь | Группу расположить в центре площади | Мемориальный комплекс, памятник, барельефы. | Память о героях бессмертна. Мемориальный комплекс на площади «Борцам за Советскую власть» – дань уважения и памяти величию подвига. | Группа располагается в центре площади, не доходя 1 – 2 м до ступенек, ведущих вниз, лицом к памятнику и барельефам, затем подходят и знакомятся с каждым барельефом. | Использовать приемы предварительного осмотра, экскурсионную справку, описание. | |
Советская площадь | Архиерейский вал Конисского | Панорама Октябрьского района, р. Днепр, Пушкинский проспект. | Октябрьский район – памятник трудовому героизму жителей в послевоенные годы. | От 5-го барельефа группа проходит на Вал Конисского. | Использовать панорамный показ. Сначала показывать объекты ближние, затем объекты осмотра справа и слева, потом расположенные по Пушкинскому проспекту. | |
Аллея Героев Советского Союза | В начале ул. Первомай-ской. | Портреты Героев Советского союза. | Наши земляки – Герои Советского Союза. | Группу расположить так, чтобы была видна аллея Героев, дать общий материал, затем подходить к фотопортретам А. Мельникова, Л.Е. Маневича, В.З. Хоружей, И.И. Якубовского и И.И. Гусаковского | При рассказе о героях использовать прием описания, цитирования. Л.П. В нашем городе помнят не только земляков-героев, но и тех, кто отличился при освобождении Могилева. | |
Ул. Первомай-ская | У мемориальной доски в память о Герое Советского Союза Аслане Везирове. | Мемориальная доска. | Аслан Везиров – почетный гражданин нашего города. | Группа располагается около мемориальной доски. | Дать экскурсионную справку о Герое Советского Союза Аслане Везирове. | |
Ул. Первомай-ская | Группа по пешеходному переходу проходит на противоположную сторону. | Останавливает у мемориальной доски Спиридону Соболю. | Спиридон Соболь – известный белорусский книгопечатник, наш земляк. | Группа располагается у мемориальной доски. | Дать экскурсионную справку. Л.П. Просвещаются не только когда читают книги, но и когда смотрят спектакли Могилевского областного театра. | |
Ул. Первомай-ская | У здания театра. | Здание театра, бронзовая скульптура «Дамы с собачкой». | Строительство театра в Могилеве. Театральная жизнь города. | Группа переходит по пешеходному переходу по ул. Болдина и останавливается напротив драмтеатра. | Показывая объекты, рекомендуется использовать прием локализации и зрительной реконструкции. Л.П. В театре возобновилась пьеса о легендарном Машеке, немало легенд связано с костелом Св. Станислова. | |
Ул. Комсо-мольская | Напротив костела Св. Станислава. | Костел | Костел Св. Станислава – замечательный памятник искусства и архитектуры XVIII столетия. | Группу расположить лицом к костелу. Затем группа возвращается к автобусу, который находится на ул. Первомайской. | Использовать прием зрительной реконструкции и локализации. | |
Ул. Болдина – пл. Оржони-кидзе – Подниколье. | Стоянка около Свято-Никольского женского монастыря. | Архиерейский вал Конисского, дворец. | Архиепископ Конисский – знаменитый просветитель XVIII века, могилевский святой. | Без остановок. | Показывая объекты экскурсоводу рекомендуется использовать приемы зрительной реконструкции, локализации, демонстрации. В рассказе используются приемы описания, цитирования. Л.П. Борьба белорусского народа против окатоличивания выражалась и в строительстве православных храмов. | |
Свято–Никольский женский монастырь. | Группа проходит на территорию монастыря и посещает Никольскую и Онуфриевскую церковь. | Никольская церковь, иконостас ее, икона Николая II, Онуфриевская церковь, копия Барколабовской иконы, колокольня. | Основание Свято-Никольского монастыря. Николаевская церковь – памятник архитектуры XVIII века. Иконостас ее – выдающийся памятник белорусских мастеров. Могилевская школа резчику по дереву. Белорусские мастера в Москве. | Санитарная остановка. Группу предупредить о правилах поведения в православных храмах. | Во время показа объектов экскурсовод использует приемы локализации. В рассказе рекомендуется использовать приемы описания, объяснения, цитирования. | |
Ул. Карла Либкнехта | Без остановок | Здание медицинского училища | Развитие просвещения и образования. Могилевское научное общество – В.А. Кашеварова, АЮ. Лурье, Н.И. Гращенков – выдающиеся медики страны. | Автобус медленно движется по ул. К. Маркса. | Во время показа рекомендуется использовать прием локализации, в рассказе приемы описания, экскурсионной справки. Не обязательно перечислять всех врачей. Можно выбрать наиболее интересные биографии. | |
Ул. Карла Либкнехта | Без остановок | Ул. Ленинская, фотографии П.Н. Лепешинского, О.Ю. Шмидта, Н.К. Судзиловского. | Выдающиеся ученые, военачальники, революционные деятели выпускники мужской гимназии. С.И. Мигай – певец большого театра, профессор консерватории. | Автобус пересекает ул. Ленинскую, на которой находится здание бывшей мужской гимназии. | В рассказе рекомендуется использовать приемы экскурсионной справки, описания, цитирования. Не обязательно перечислять все фамилии, главное выбрать наиболее интересных, известных людей, не терять связь с объектом – фотографией. | |
Ул. Первомай-ская | Могила Героя Советского Союза – И.С. Лазаренко | Обелиск над могилой И.С. Лазаренко, арка Славы, бюст Гусаковского. | И.С. Лазаренко – «человек из легенды», участник 4-х войн, Герой Советского Союза. Освобождение города от немецко-фашистских захватчиков. Дивизии Могилевские и Верхнеднепровские. | Автобус останавливается так, чтобы был виден обелиск на могиле И.С. Лазаренко и арка Славы. | Используется прием локализации, описания и объяснения. Справка о И.И. Гусаковском, СШ №4, музее им. П. Масленикова. | |
Ул. Первомай-ская – пр. Мира | Пл. Ленина | Дом Советов, памятник В.И. Ленину, здание Белорусско-Российского университета. | Развитие и застройка города после Октябрьской революции. Оформление архитектурного ансамбля пл. Ленина. | Автобус останавливается против здания Дома Советов, так, чтобы был виден памятник и здание Белорусско-Российского университета. | Экскурсовод использует приемы предварительного осмотра, локализации, описания и искусствоведческого анализа. | |
Пр. Мира – ул. Гришина – ул. Крупской – ул.Белинского – Привокзальная площадь. | Без остановок. | Металлургический завод им. Мясникова, завод «Электродвигатель», башня для испытания лифтов, корпуса завода лифтового машиностроения, предприятие «Моготекс», спорткомплекс «Локомотив», здание ж/д вокзала. | Могилев – город машиностроения. Восточный промышленный район. | Автобус движется медленно, чтобы экскурсовод успел показать все объекты. | Экскурсовод использует приемы локализации, объяснения. Дать справку о спорткомплексе «Локомотив», о ж/д вокзале. | |
Ул. Первомай-ская | Без остановок | Политехнический колледж. | Политехнический колледж – кузница кадров для завода «Строммашина» | Дать экскурсионную справку. | ||
Ул. Первомай-ская | Без остановок | Столовая, старые корпуса, проходная, административный корпус завода «Строммашина» | Завод «Строммашина» – старейшее машиностроительное предприятие города. | Автобус медленно проезжает мимо завода. | Экскурсовод использует приемы локализации, объяснения. Справка о храме Трех Святителей. | |
Ул. Первомай-ская – пр. Мира | Без остановок | Здание консерватории, Дом Спорта, р. Дубровенка. | Развитие города и его застройка в послевоенные годы. Благоустройство р. Дубровенки. | Автобус медленно движется по маршруту, особенно при переезде по мосту через р. Дубровенку. | Используются приемы локализации и экскурсионной справки. | |
Ул. Космонавтов – пр. Шмидта | Без остановок | Здание педуниверситета, библиотечного техникума и строительного колледжа, корпуса завода искусственного волокна. | МГУ им. А. Кулешова – старейшее высшее учебное заведение города. Могилев – город большой химии. Первое предприятие химической промышленности республики – завод искусственного волокна. | Автобус движется без остановок. | Используются приемы локализации и экскурсионной справки. | |
Пр. Шмидта – бульвар Непокоренных – пр. Шмидта | Луполовское братское кладбище. | Обелиск, братское кладбище, памятник, пантеон памяти, вечный огонь | Навечно в памяти народной. Луполовское братское кладбище – свидетель преступлений фашизма. | Автобус останавливается у памятника обелиска слева, затем объезжает 9-ти этажное здание и останавливается слева у магазина. Группа выходит, Проходит к обелиску, затем на территорию кладбища к памятнику, потом к вечному огню, где проводится минута молчания | Используются во время показа приемы локализации, зрительной реконструкции. Во время рассказа используются приемы описания, анализа, цитирования и литературного монтажа. | |
Пр. Шмидта – ул. Габровская – пр. Пушкина. | Без остановок | Жилые дома, памятник А.С. Пушкину, Т. Шевченко, Дворец культуры химиков. | Октябрьский район города, его развитие, жилищное строительство, особенности. | Автобус движется без остановок. | Используются приемы локализации и экскурсионной справки. Справка о пребывании в городе А.С. Пушкина. Справка об открытии памятника Т. Шевченко. | |
Пл. Оржони-кидзе | Заключение. Подвести итоги услышанного туристами о городе. Экскурсионные возможности края. | |||||
Итого |