Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении




 

В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, т.е. владеть универсальными учебными действиями.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет исследовательская деятельность. Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.

На сегодняшний день развитие самостоятельной исследовательской деятельности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться своим открытиям.

Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Однако на практике мы сталкиваемся с интеллектуальной пассивностью детей. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления.

Одним из эффективных методов работы является самостоятельная исследовательская деятельность, котораяспособствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны», ФГОС ДО «образовательная область «Познавательное развитие» реализуется через вид детской деятельности – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ним».

Организуя самостоятельную исследовательскую деятельность, в своей работе, использую технологию исследовательского обучения дошкольников А.И. Савенкова.

Для того чтобы ребенок стремился к познанию окружающего мира, мы развиваем в процессе использования рекомендаций Александра Ильича Савенкова следующие умения и навыки, которые способствуют формированию познавательных мотивов у детей:

· умение видеть проблемы;

· умение выдвигать гипотезы;

· умение классифицировать.

Данные умения являются своего рода подготовительным этапом к овладению детьми навыками познавательно-исследовательской деятельности.

Экспериментирование имеет следующую структуру:

· создание проблемной ситуации (для привлечения внимания и интереса);

· целеполагание (что нужно сделать);

· выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается);

· проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии).

 

Для обучения детей умению видеть проблемы использую в своей группе задания такого типа, например, игровое упражнение "Посмотри на мир другими глазами". Педагог читает детям неоконченный рассказ: "Утром небо покрылось черными тучами и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги..." Задание ребенку – продолжить рассказ, но несколькими способами:

Как ты отнесешься к появлению первого снега, если ты гуляешь во дворе с друзьями;

…если ты водитель грузовика, едущего по дороге;

…если ты летчик, отправляющийся в полет;

…если ты ворона, сидячая на ветке;

…если ты зайчик в лесу.

Данное упражнение помогает развивать у детей способность к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы.

Также мы используем задания такого типа: "Сколько значений у предмета" – детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, свойство которого им хорошо известны, например, карандаш, газета, картонная коробка. Предлагается задание – найти как можно больше вариантов необычного, но при этом реального использования этого предмета.

В ходе выполнения этого задания у детей развиваются основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления.

При проведении данных игр необходимо хвалить детей, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. На первых порах ответы детей могут быть однотипны. Однако если использовать упражнения подобного рода систематически, то это позволит развить у детей способность мысленного перемещения.

Следующее исследовательское умение, которое развивается в дошкольном возрасте – это умение выдвигать гипотезы. Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. Поиск решения проблемы – это мыслительный процесс, выступающий в форме предположения или гипотезы.

Умение выдвигать гипотезы – одно из главных базовых умений экспериментальной и исследовательской деятельности. Для развития умения выдвигать гипотезы мы с детьми используем разные упражнения, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы. Делая предположения, учим детей использовать следующие слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если…

Например, упражнение – вопрос к детям "Почему дети любят играть?" Представьте свои предположения с использованием данных слов, "При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?",«Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы:

· сигналит автомобиль;

· деревья пожелтели;

· на детской площадке целый день никого не было и т.п.

Следующее исследовательское умение, которое развивается в дошкольном возрасте – это умение классифицировать. Оно является одной из важных мыслительных операций, необходимых для успешной экспериментальной и исследовательской деятельности. Это умение облегчает процесс изучения явлений действительности, помогает выявлять и устанавливать закономерности существования и развития изучаемых объектов. Исследование и познание окружающего ребенка мира предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных (естественных) или не существенных (вспомогательных) признаков. Если ребенок научится определять, к какой классификационной группе принадлежит исследуемый предмет, то он сможет судить о его свойствах, закономерных связях.

Для развития умения детей классифицировать в своей группы использую задания такого типа: «Придумай способы группировки». Детям предлагается подумать и сгруппировать предметы, изображенные на картинке. При этом надо придумать как можно больше способов группировки, объясняя, по какому признаку он объединил предметы. Задания такого типа способствуют развитию гибкости мышления, расширению детского кругозора. У детей развивается критическое мышление, что очень важно в экспериментальной и исследовательской деятельности.

Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста (наглядно-образное мышление) для развития у детей умения классифицировать мы используем технологию наглядного моделированияклассификационные таблицы, которые позволяют группировать предметы окружающего мира по разным основаниям, делать обобщения.

Опыт работы с классификационными таблицами показывает, что такая деятельность вызывает познавательную и исследовательскую активность у детей.

Организуя данную деятельность, мы создаем рабочее пространство. Обсуждение происходит за «круглым столом» или на ковре. Классификационная таблица по размеру формата А-3, она должна быть «открыта» для дополнения, т.к. во время НОД мы заполняем ее лишь частично, а после занятия она остается в групповом помещении. Оставшиеся в ней «пустоты» детям предлагается заполнить в дальнейшем, найдя подходящие иллюстрации дома, чтобы поддержать интерес к теме в свободное от занятий время. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования (анализа-сравнения), представляет собой картинки разного размера, которые рассматриваются всеми детьми.

Например, составления классификационной таблицы по теме «Домашние животные. Какую пользу они приносят людям». Длявведения в тему предварительно читаем детям рассказы о домашних животных, предлагаем рассмотреть иллюстрации, картинки в книгах, с выставки по данной теме, выясняем, каких домашних животных дети видели в естественных условиях. Подбираем множество картинок с изображением домашних животных, предлагаем дома родителям вместе с детьми подобрать и вырезать картинки по предложенной теме.

В процессе обсуждения, какую же пользу животные приносят людям, предлагаем детям разделить таблицу на части по предложенным признакам «животные дают нам продукты питания»; «животные дают нам одежду» и «Другое». Далее организуется работа по заполнению данной таблицы. Ребенок выбирает себе картинку и высказывает свои рассуждения о том, почему он положил свою картинку в эту колонку, объясняет свой выбор. Когда все картинки разложены, воспитатель предлагает их наклеить.

Таким образом, все дети группируют предметы в соответствии с познавательной задачей, устанавливают причинно-следственные связи, нащупывают в ходе обсуждения-рассуждения возможные основания для их группировки. Воспитатель словесно поощряет тех детей, которые высказывают свое мнение, пытаются рассуждать, доказывать.

По такому же принципу организуется работа по составлению и других классификационных таблиц. Классификационные таблицы дополнятся по собственной инициативе ребенка: дети приносят из дома подходящие картинки и в свободной деятельности дополняют её.

Таким образом, использование разнообразных игровых упражнений и заданий, направленных на обучение детей специальным исследовательским умениям способствует формированию предпосылок к самостоятельной исследовательской деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: