СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КонцепцИя медИа-оБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Общие положения концепции медиа-образования 9
1.2. Угроза негативного социального влияния СМИ как причина появления медиа-образования 14
1.3. Преодоление конфликта медиа и общества путем внедрения шляхом инноваций в систему образования 18
1.4. Современные теории медиа-образования 21
ВИЫВОДЫК ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. РеалИзацИя ОСНОВ МЕДИА-ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ процесСЕ 40
2.1. Учителя и медиа-образование. Базовое содержание образовательной деятельности 42
2.1.1. Уровень практической реализации основ медиа-образования в современной школе 45
2.1.2. Работа секции журналістики МАН как развитие реализации концепции медиа-образования 51
2.2. Попытки реализации основ медиа-образования во время педагогической практики автора 54
2.3. Роль школьной прессы в процессе реализации принципов медиа-образования 57
ВЫВОДЫК ГЛАВЕ 2 63
ВЫВОДЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
Приложение Б
ПРИМЕР НАПИСАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одним из самых сложных видов деятельности участников педагогического процесса является деятельность, направленная на преобразование собственной личности, т.е. самовоспитание. Направить активность питомца на создание собственной личности означает превратить его в соучастника процесса воспитания, его субъекта, сделать союзником в достижении цели. Для достижения этой цели в общей педагогике применяются средства воздействия, при которых потребность самосовершенствования становится актуальной для воспитанников. Если педагогу удается активизировать у учащихся потребность сознательного формирования собственной личности, тогда существенно повышается эффективность учебно-воспитательной работы. То есть, воспитательное воздействие на школьников стимулирует их к самовоспитанию.
|
Наиболее действенным и плодотворным является воспитание, которое обращается к собственным силам личности и действует на последнюю не с помощью внешнего воздействия, а, так сказать, «изнутри». Взаимодействие, сотрудничество с воспитанником в его совершенствовании является наиболее органичной формой, которая объективно призвана дать максимальный эффект. Ведь каждый человек пытается утвердить свое Я, переживает потребность наиболее полно реализовать себя в любой сфере человеческой деятельности и межличностных отношений. Это попытка естественна и для ребенка. Педагог призван помочь в достижении этой не всегда высказанной цели питомца - стать личностью.
Самовоспитание издавна было предметом исследования философов, педагогов, психологов. В частности, проблема самовоспитания получила развитие в трудах Я. А. Коменского, который отмечал, что самостоятельность учащихся во всех звеньях их развития является главной основой для достижения ими успеха; Ж. Руссо писал, что человек способен к самовоспитанию в любом возрасте, и самовоспитание является важнейшим средством формирования личности и т. д. В общей педагогике проблему самовоспитания исследовали А. Я. Арет, И. Г. Бухуленшвили, В. М. Галузинский, А. К. Громцева, А. Г. Ковалев, Я. И. Колдунов, А. И. Кочетов, Л. И. Рувинский В. А. Сухомлинский, Л. А. Яровая и др. Исследования этих и других ученых (Д. М. Гришин, А. Г. Ковалев, М. П. Масленникова) посвящены формированию у школьников внутренней готовности к самовоспитанию, устойчивой мотивации подростков к работе над собой, созданию условий руководства этим процессом, методическому обеспечению самовоспитания подростков, различным аспектам организации процесса самовоспитания. Социальная актуальность проблемы самовоспитания и обусловила выбор темы исследования «Самовоспитание как фактор развития личности старшеклассника».
|
Связь работы с научными планами, программами, темами. Исследование выполнено в соответствии с темой научно-исследовательской работы кафедры педагогики Горловского государственного педагогического института иностранных языков «Современные тенденции развития образования в Украине и за рубежом» и в рамках проекта «Педагогическое образование: европейское измерение» (Государственный регистрационный № 0104U000529).
Объектом исследования выступает процесс самовоспитания старшеклассников.
Предмет исследования – содержание, средства и условия процесса самовоспитания старшеклассников.
Цель работы заключается в комплексном анализе самовоспитания как фактора развития личности старшеклассников и определении уровня сформированности готовности старшеклассников к самовоспитанию.
Согласно объекту, предмета и цели были поставлены следующие исследовательские задачи:
1. проанализировать историческую ретроспективу становления самовоспитания как педагогического феномена;
2. выяснить сущность и содержание понятия самовоспитание;
|
3. доказать взаимосвязь между воспитанием и самовоспитанием;
4. проанализировать пути реализации задач самовоспитания старшеклассников;
5. экспериментально исследовать уровень сформированности способности старшеклассников к самовоспитанию.
Для решения поставленных задач и достижения цели был использован комплекс методов, адекватных изучаемому вопросу, в частности:
1. теоретические (изучение литературных источников, метод анализа и синтеза);
2. эмпирические (анкетирование и интервью).
Практическое значение работы состоит в возможности использования ее результатов студентами при подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплинам психолого-педагогического цикла, а также учителями школ в работе со старшеклассниками.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения к каждому разделу, общих выводов, приложений и списка использованной литературы (31 позиция).
Приложение В