Команда – автономная группа, способная оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ней задачи.
Основными признаками команды являются:
- эффективное конструктивное межличностное взаимодействие;
- профессиональные навыки каждого из членов;
- положительное мышление, ориентация на общий успех;
- способность согласованно работать на общий результат.
К сожалению, все вышеперечисленные признаки команды не всегда проявляются в вожатской «связке», что часто ведёт к неэффективной работе напарников.
В случае несработанности с напарниками в вожатской «связке» полностью отсутствует общение и приходится работать по принципу «каждый сам по себе». Это отражается на общение и деятельность детей в отряде. В детском отряде в таком случае отсутствует сплоченность и наблюдается повышенный конфликтный фон. Причиной возникающей ситуации является недостаток опыта налаживания межличностного взаимодействия между напарниками. Как правило, момент знакомства напарников также упущен. А ведь знакомство напарников друг с другом, как правило, является таким же важным периодом, как организационный период смены во временном детском коллективе.
Работать в такой смене будет очень сложно, ибо отсутствует должная мотивация к профессиональной деятельности, а самое главное – пропадает интерес к работе с детьми. Именно тогда я задумалась над причинами возникновения несработанности напарников, а главное – над тем, как создать эффективную команду в вожатской «связке».
Проблема несработанности напарников всегда является очень актуальной и возникает достаточно часто. Этот факт всегда ведёт к негативным последствиям, а именно:
|
- дезорганизации временного детского коллектива,
- отражается на психологическом микроклимате временного детского коллектива,
- в отряде появляются частые конфликты между детьми,
- вожатые теряют авторитет, из-за чего могут возникать конфликты между вожатыми и детьми,
- у детей проявляется негативизм к принятию норм и правил лагеря, к участию в отрядных и дружинных делах, а, следовательно, и общая неудовлетворенность проживанием из-за отсутствия занятости в ДОЛ.
Кроме того, из-за несогласованности напарников между собой в работе с детьми страдает качество деятельности и её конечный результат, возникает негативное эмоциональное состояние, пропадает внутренняя мотивация у вожатых к работе, что является очень важным условием эффективности работы педагога.
Когда в рабочей группе создан комфортный микроклимат, её участники обретают уверенность, стремятся больше неформально общаться друг с другом, получая вдохновение от совместного общения. А для всего этого необходимо целенаправленно выработать ряд методов, путей формирования эффективного взаимодействия в вожатской «связке». Для этого необходимо достичь «эффекта команды». Известно, что хорошо сработанная команда чрезвычайно эффективна и практически непобедима.
Эффект команды достигается за счёт:
- Неограниченной интенсификации труда (для членов команды не существует нормированного рабочего дня, напарники сами распределяют обязанности между собой и нормируют свой рабочий день в зависимости от темпов достижения намеченной цели);
- Сокращения потерь рабочего времени путём достижения высокой степени организованности труда внутри вожатской «связки» (взаимозаменяемость, повышенная личная инициатива в работе, коммуникация, работа на опережение);
- Использование корпоративных форм принятия решений, что ещё больше повышает мотивацию и самоотдачу всех членов команды.
Кроме всего этого, можно выделить основные принципы, которые составляют основу командообразования:
|
- принцип коллективного исполнения работы (каждый член выполняет ту часть общего задания, которую ему поручила команда);
- принцип коллективной ответственности (целостность команды, если одно задание не выполнено – отвечает вся команда);
- принцип высокого стимула команды за конечный результат (в качестве достойных стимулов является не только зарплата, но и другие стимулы. Основанные на хобби и предпочтениях. Нередко общественное признание оказывается более ценным стимулом);
- принцип повышенной исполнительской дисциплины (каждый член команды отвечает головой за конечный результат деятельности);
- принцип добровольности вхождения в команду. Это ключевой принцип формирования команды. В состав вожатской связки может быть включён тот кандидат, который добровольно изъявил желание войти в состав этой команды, что, к сожалению, не всегда возможно при распределении вожатых на отряд.
Для эффективной работы в команде, для профилактики конфликтов, проблем лидерства и влияния, страхов и опасений тем людям, которые работают не в первый раз, следует стать напарниками-наставниками.
Можно выделить несколько составляющих, которые ведут к успешному командообразованию в вожатской «связке»:
|
- Знакомство. У напарников должна появиться возможность представить себя, охарактеризовать свою личность, предпочтения, сильные и слабые стороны. Это поможет легко и быстро включиться в работу, проявлять такт в общении друг с другом. Кроме этого, каждый из напарников пытается выяснить сходства и различия в характерах, индивидуальные особенности, вкусы, предпочтения. Следует рассказать о своём опыте и, прежде всего, необходимо пробудить интерес в людях, с которыми будешь работать.
- Доверительное общение. Именно доверие разрушает опасение быть осмеянным или остаться в изоляции, позволяет открыться, показать свои истинные чувства и мысли. Общение тесно связано с доверием. Члены группы должны легко общаться друг с другом, находить общий язык, делиться опытом, открыто выражать чувства. Нельзя забывать о способе общения. Юмор и тепло всегда более действенны, чем холодный деловой стиль. Если вы хотите открытости в общении, то будьте готовы быть хорошим слушателем. Необходимо организовать неформальное общение в «связке», чтобы участники группы охотно проводили время вместе, общались между собой, уважали друг друга и приходили на помощь в трудную минуту.
- Сотрудничество. Цель напарников – создать такую обстановку, в которой каждый мог бы внести свой вклад в работу группы и ощутить себя её полноправной частью. Если в команде есть опытный вожатый, то именно он должен показать, что для всех очень важно взаимодействие друг с другом. Работая вместе с другими, мы чувствуем себя увереннее. Чем активнее и шире сотрудничество, тем больше повышается вероятность того, что другие последуют примеру и будут охотнее работать и общаться.
- Готовность совершенствоваться. Речь об этой составляющей может идти в том случае, когда в команде работает вожатый с опытом, именно в его силах сделать так, чтобы участники интенсивно учились и продуктивно работали. Опытный наставник с самого начала способен создать благоприятную учебную атмосферу, чтобы члены группы могли экспериментировать и реализовывать себя.
- Удовольствие от вожатской деятельности. Эта составляющая является также важной, как и остальные. Важно, чтобы работа для команды была в удовольствие, общение с детьми, взаимодействие с ними приносили только радость и удовлетворение.
Использование и соблюдение принципов формирования «эффекта команды», а также поэтапное, постепенное формирование атмосферы сотрудничества в вожатской «связке» ведет к хорошему, но и по уровню сплоченности, организованности временного детского коллектива.
Несколько советов по взаимоотношению между вожатыми в отряде
- Взаимоотношения между вожатыми - это сугубо или личное правило. Самое главное не выставляйте их напоказ, будь они у Вас плохие и натянутые или слишком романтические. Дети, начальство и другие вожатые должны видеть в Вас единую команду. Дело в том, что афишируя свои взаимоотношения, вы даете благотворную почву для сплетен. Именно поэтому не стоит другим знать об этом.
- Вторым правилом является то, что дети ни при каких обстоятельствах не должны видеть Ваши ссоры. Поэтому постарайтесь уважительно и терпимо относиться друг к другу, особенно при детях.
- Подготовку к междуотрядным мероприятиям не стоит сваливать только на одного из вожатых. Постарайтесь все дела и вопросы решать сообща.
- Вечерние гуляния - это то, без чего не обходится ни один заезд в любом лагере. Этот вопрос также лучше решить обоюдно.
- Напоследок стоит сказать о самом главном - ябедничество. Именно из-за этого многие вожатые лишаются работы. Если Вас что-то не устраивает в своем напарнике, то не стоит об этом все кричать. Для этого достаточно просто сесть и поговорить.
Вот и все секреты вожатских взаимоотношений.
Как сработаться с напарником в лагере
Первое и важное это узнать друг друга. Предполагаем, что вы встретитесь до заезда детей. Так что есть время познакомиться. Рассказать следует о том кто вы, что вы… что любите, а что нет, давно ли работаете, то какой обычно тактики придерживаетесь, вообщем все (Кстати, не стоит все время болтать самому. Не забудь обо всем расспросить и напарника).
И так вы узнали друг друга, теперь договоритесь, что будете запрещать. Главное придерживаться единой линии. А то дети станут манипулировать вами. А вы будете ругаться.
Важно, ЛЮБИТЬ напарника! Холить! И Лелеять! Вы единый организм на 21 день. Заботьтесь друг о друге: давайте выспаться, защищайте, получайте для него все (не съедайте это!). Хорошо напарнику, а значит хорошо тебе.
Обязательно помни: от отношения напарников будет зависеть настроение детей. Кстати, стоит называть друг друга ласково.. Тогда дети так к вам и будут обращаться, да и друг друга порой ласково называть.
Реклама – двигатель прогресса! Делайте друг другу рекламу. От этого ваш авторитет будет повышаться в глазах детей.
Не забывайте делиться с напарником всем от конфеты до важных новостей. Обязательно рассказывайте все, что происходит с детьми: наблюдения, изменения. Никогда не делай тайну из того, что говорят на планерке! Все надо рассказывать сразу, от этого зависит качество вашей работы.
Есть список запрещенных тем при детях:
• выяснение отношений между вожатыми;
• обсуждение детей;
• обсуждение администрации оздоровительного лагеря, ее указаний;
• решение вопросов личного характера.
Все это обязательно делается за закрытыми дверьми!!! Дети все слышат и рассказывают друг другу.
Просто уважайте друг друга!
И на последок одна штучка..::)
«Инструкция по эксплуатации Напарницы»
Дорогой друг если ты это читаешь, то ты вожатый. Человек, работающий с детьми, а значит счастливый человек! С чем я тебя и поздравляю.
Более того ты работаешь в паре со своей напарницей. Что бы ваш союз был прочным, перспективным и веселым хочу дать несколько советов по эксплуатации твоей напарницы:
- Лучше всего называть напарницу ласковым именем, при этом повышается ее внимательность к словам и эффективность в действиях.
- Любовь и ласка в отношении к напарнице обязательна! Иначе возможен быстрый выход из строя.
- Если у напарницы нарушено чувство времени из-за отсутствия часов на руке, то поэтому стоит напоминать ей который час.
- Если напарница девушка добрая, поэтому можно попросить ее вывести детей на зарядку. Но помни! Если напарница медленно расчесывает волосы, то тебе будет легче встать самому.
- Если напарница любит принимать душ ночью, то пожалуйста следи что бы она ложилась спать в пределах разумного.
- Часто у напарниц просыпается творчество и они жаждут писать педагогический дневник. Когда она будит тебя с вопросом - с чего начать описание первого дня посоветуй ей написать: «Вот и понеслось!».
- При сильном желании напарницу можно заставить петь и танцевать.
Ну, пожалуй, это основное. Остальное узнаешь при работе. Если напарница очень любит детей так, что если у вас это чувство обоюдное, то все получится. Счастья! Удачи! Главное правильно выстроить взаимоотношения! Надеюсь, у тебя все получится! Что же делать, когда вас уже поставили вместе на отряд.