Комплектование библиотечных фондов
Комплектование библиотечного фонда – отбор и планомерное приобретение документов, соответствующих по содержанию задачам библиотеки и потребностям читателей.
Комплектование состоит из первичного отбора документов, осуществляемого в ходе начального и текущего комплектования, и вторичного отбора.
Начальное комплектование – это создание первоначального фонда при открытии библиотеки.
Текущее комплектование – систематическое плановое приобретение вышедших документов, отвечающих по своему содержанию профилю и задачам библиотеки.
Вторичный отбор – отбор документов, осуществляемый в имеющемся фонде на основе результатов изучения состава, развития и использования фонда, заключающийся в определении документов, необходимых для данного фонда, и документов, подлежащих исключению.
В результате первичного и вторичного отбора, то есть включения и исключения документов, фонд библиотеки обновляется.
Доукомплектование (ретроспективное) – это пополнение фонда недостающими документами за прошлые годы. Основными источниками доукомплектования являются книгообмен библиотек и книготорговые базы.
Основным документом, дающим направления комплектования фонда школьной библиотеки, является тематико-типологический план комплектования (ТТПК). ТТПК определяет профиль комплектования, состав документов по типам и видам и примерную экземплярность.
ТТПК составляется один раз в пять лет и ежегодно корректируется. В теории и практике библиотечного дела нет единой, обязательной для всех библиотек формы ТТПК. В ней рекомендуется применять обозначения видов изданий по целевому и читательскому назначению и характеру информации. При определении тем следует пользоваться основными рубриками таблиц ББК. Темы изданий в плане лучше отразить, чтобы облегчить дальнейшую работу по отбору документов. На пересечении тематических и видовых граф указывается примерное количество экземпляров необходимых документов.
|
К тематико-типологическому плану комплектования прилагается объяснительная записка, которая содержит разъяснения и краткое обоснование (см. Приложение «Фрагмент ТТПК для отдела "История"»).
Заключительным этапом заполнения ТТМК является поиск ответа на вопрос: сколько экземпляров конкретного документа необходимо приобрести, чтобы экономно и в возможно короткие сроки удовлетворить все запросы читателей. ТТПК рассматривается библиотечным советом и утверждается директором ОУ.
Комплектование основного фонда
Фонд библиотеки ОУ универсальный, содержащий различные виды произведений печати и других документов по всем или большинству отраслей знания. В фонде могут быть и нетрадиционные носители информации (DVD-, CD-диски). Фонд должен комплектоваться с учетом статуса и профиля ОУ, а также потребностей читателей.
Рекомендуемая средняя экземплярность:
– для программного изучения – 1 книга на 2 учащихся;
– для внеклассного чтения – в 1–4 классах – 1 книга на 3 учащихся;
– для обзорного изучения, внеклассного чтения и факультативных занятий в 5–11 классах – 1 книга на 5 учащихся;
– справочные издания – 1–2 экземпляра на библиотеку;
– методическая литература, литература по вопросам педагогики и психологии
|
– 1–2 экземпляра на библиотеку.
Полнота фонда – степень охвата документов при комплектовании фонда с целью наиболее полного удовлетворения читательских запросов. Полнота фонда определяется отношением имеющихся в фонде библиотеки документов определенной тематики (вида) к числу документов, которые необходимы по её профилю для оптимального удовлетворения информационных потребностей читателей.
Исторически сложилось так, что библиотеках, обслуживающих детей и юношество, фонд распределяется по удельному весу того или иного типа литературы без учета фонда учебной литературы:
– Общественно-политическая литература – 20 %.
– Познавательная (научно-популярная) литература – 30 %.
– Художественная литература – 50 %.
Определенные нормативы по данному вопросу отсутствуют, так как состав библиотеки ОУ зависит от региональных условий (сельский, городской район), статуса, профиля ОУ, количества читателей и других факторов.
Схема примерного отраслевого состава
основного фонда библиотеки ОУ
№ п/п | Отрасли знания. Разделы фонда по ББК | Доля в фонде в % |
Естественные науки – 2 | 5–6 % | |
Технические науки – 3 | 3–4 % | |
Сельское и лесное хозяйство – 4 | 0,5–1 % | |
Здравоохранение. Медицина – 5 | 0,5–0,7 % | |
Общественные науки (63,65.66,67,68,72,81,82,83) | 10–12 % | |
Педагогические науки. Методическая литература – 74 | 7–8 % | |
Физкультура и спорт – 75 | 1 % | |
Художественная литература – 84 | 60–65 % | |
Искусство – 85 | 0,5–1 % | |
Религия – 86 | 0,1–05 % | |
Философия (логика, этика, эстетика) – 87 | 0,1 % | |
Литература универсального содержания: библиографические пособия; справочные издания; сборники цитат, мыслей и афоризмов; сборники игр, развлечений и самоделок – 9 | 1,3–2 % |
В связи с тем что несколько лет назад утверждены новые КСУ на основной фонд распределение долей фонда выглядит следующим образом:
|
№ п/п | Отрасли знания. Разделы библиотечного фонда по ББК | Доля в фонде в (%) |
Естественные науки (2) | 5–6 % | |
Прикладные науки (3,4,5) | 4–6 % | |
Общественно-гуманитарные науки (6/8) и литература универсального содержания (9) | 13–18 % | |
Педагогические науки (74) | 7–8 % | |
Художественная литература (84) | 60–65 % | |
Литература для 1–2 классов | 3–5 % | |
ИТОГО | 100–108 % |
В помощь комплектованию основного фонда в библиотеке ОУ (при наличии одного и более штатных библиотекарей) создается следующий справочный аппарат:
– картотека текущего комплектования;
– картотека доукомплектования;
– картотека бюллетень периодических изданий;
– картотека отказов.
В картотеку текущего комплектования включаются карточки на предварительно заказанную литературу. На карточке указывается автор, название, выходные данные, посредник через которого осуществляется заказ в целом и сроки выполнения заказа. Карточки расставляются по алфавиту авторов и заглавий изданий. При получении заказанной литературы карточки из картотеки изымаются и могут быть использованы для информации о новых поступлениях.
Картотека доукомплектования составляется на издания за прошлые годы, отсутствующие в фонде библиотеки, но необходимые для обслуживания читателей.
Картотека бюллетень периодических изданий – отражает журналы, газеты, серии, которые поступают в библиотеку.
Картотека отказов на запросы читателей (см. в разделе «Библиографическая работа в библиотеке»).