В настоящее время основным документом, способствующим созданию условий для максимального обеспечения учащихся учебной литературой, можно считать решение Коллегии Министерства образования РФ от 10.02.2004 г. № 2/2 «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования РФ».
Комплектование учебных фондов осуществляется на основе Федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ для использования в образовательном процессе. Все инспектируемые ОУ ежегодно в начале года (с января по март) текущего года формируют заказ на учебники из регионального бюджета, который фиксируется в бланке заказа и подписывается директором ОУ. Все данные по городу, району собирает методист, курирующий библиотеки, и отправляет в региональный Департамент или Министерство образования.
За счет бюджетных средств приобретаются учебники федерального комплекта, рассчитанные на использование в течении ряда лет (4 года).
Рабочие тетради к учебникам и учебники-тетради приобретаются за счет средств родителей, так как они предназначены на 1 год использования.
Заведующая библиотекой ежегодно предоставляет родительскому комитету и/или попечительскому совету, а также администрации ОУ, методисту информацию об обеспеченности школьников учебной литературой, об ассортименте и объеме (количестве) литературы, которую необходимо приобрести для полноценного обеспечения учебного процесса.
При заказе учебников учитывается контингент учащихся. При этом учебники надо заказывать примерно на 10 % больше необходимого. Этот процент идет на износ и потери. Следует не забывать, что при заказе учебников должна соблюдаться еще и преемственность. Рекомендуется заказывать учебники из завершенных предметных линий. Если вы заказывали в том году «Историю России» Данилова А. А. для 6 класса, то в этом году вам необходимо заказать «Историю России» Данилова А. А. уже для 7 класса и т. д.
|
Если вы собираетесь менять линию учебников, например, «Физику» Громова С. В. на «Физику» Пёрышкина А. В., то сначала меняется учебник в 7 классе, а только потом – в 8 и 9 классах. Получается, что в текущем учебном году 7 класс занимается по учебнику Пёрышкина А. В., а 8 и 9 классы по учебнику Громова С. В. В следующем учебном году 7 и 8 классы – по линии учебников Перышкина А. В., а ещё через год уже все классы переходят на Пёрышкина А. В.
Пример расчета количества учебников Перышкина А. В. «Физика» для 7 класса.
Кол-во обучающихся | Кол-во учащихся 7 класса | Кол-во |
7 класс | Минимум 55 экз. с запасом 10 % | |
6 класс (который на следующий год будет седьмым) | ||
5 класс (который будет через два года седьмым) | ||
4 класс (который через три года будет седьмым) |
В городском округе Орехово-Зуево уже в течение ряда лет библиотекари ежегодно в октябре предоставляют методисту по библиотечным фондам данные по обеспеченности учебниками на текущий год. Они заполняют таблицу.
Фрагмент таблицы
Класс | Кол-во уча- щихся | Автор и название учебника | Кол-во в библиотеке | Выдано | Куп- лено | Примечание |
8 б | Тростенцова Л. А. Русский язык | |||||
Коровина В. Я Лит-ра в 2 ч. | ||||||
Мордкович А. Г. Алгебра | ||||||
Юдовская А. Я. Новая история | ||||||
Данилов А. А. История России | ||||||
Боголюбов Л. Н. Обществознание 8–9 кл. | ||||||
Алексеев А. И. География | ||||||
Габриэлян О. С. Химия | ||||||
Колесов Д. В. Биология | ||||||
Громов С. В. Физика | ||||||
Атанасян Л. С. Геометрия 7–9 кл. | ||||||
Кузовлев В. П. Английский язык | ||||||
Селиванова Н. Г. Французский язык | ||||||
Угринович Н. Г. Информатика и ИКТ |
Таким образом, заполняются данные по каждому классу. Потом отдельно суммируются купленные и выданные учебники по начальной, средней и старшей школе. И выводятся проценты обеспеченности. Общее количество купленных и выданных учебников составляет 100 %. Для того чтобы найти процент купленных учебников по начальной школе, необходимо:
|
Общая обеспеченность | Из фонда библиотеки | За счет средств родителей | ||||
Начальные классы (1–4 кл.) | 100 % | 91,7 % | 8,3 % | |||
Среднее звено (5–9 кл.) | 100 % | 85,1 % | 14,8 % | |||
Старшая школа (10–11 кл.) | 100 % | 95,4 % | 4,6 % |
«Мониторинг обеспеченности учебниками в МОУ СОШ № ____ с УИОП в г. _____________ за три года» (см. Приложение 8).
Приложение 8
Библиотека МОУ ___________ № _____