Выводы к разделу 2
Старший школьный возраст – наиболее плодотворный период для самовоспитания. Необходимость самоопределения как проблема будущей самостоятельной жизни, быстрое физическое и умственное развитие, что отражается на внутреннем мире девушек и юношей, заставляет искать пути самосовершенствования.
На самовоспитание старшеклассника влияют такие психологические факторы, как оптимизм, воля, степень развития аналитического мышления, умение требовать от себя. Требовательность к себе является решающим фактором любого самовоспитания, который влияет и на самопознание, и на самооценку, и на работу по формировыанию идеала.
Когда установлены цели самосовершенствования, надо выбрать методы, которыми они будет достигаться. Под методами самовоспитания понимают способы, приемы, средства, которыми пользуется личность, чтобы влиять на свои чувства, волю, сознание, с целью получения необходимых общественно полезных качеств. К основным методам самовоспитания относятся: самопознание, самообязательство, самоубеждение, самовнушение, самотренировка, самопринуждение, самоприказ, самоотчет, самоконтроль, самопоощрение.
С целью выявления уровня способности старшеклассников к самовоспитанию было проведено анкетирование и интервью. После интервью с учителями был сделан вывод, что в МОУ «Школа № 152 города Донецка» проблеме самовоспитания уделяется большое внимание. Учителя разрабатывают собственные программы организации самовоспитания, проводят воспитательные мероприятия. Пытаются научить детей побуждать себя к самовоспитанию, контролировать свои чувства, ставить четкие задачи по преодолению отрицательных черт и развитию положительных.
|
Анализ анкет, которые были предложены учащимся, свидетельствует, что юноши стараются больше анализировать себя, они более критично относятся к своим недостаткам. А главная причина этого – систематическая работа классного руководителя по формированию потребности в самовоспитании.
Приложение Г
ПРИМЕР НАПИСАНИЯ ОБЩИХ ВЫВОДОВ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
ВЫВОДЫ
Наша научно-исследовательская работа была посвящена самовоспитанию как фактора развития личности старшеклассника. Проанализировано, как сам процесс самовоспитания в целом, так и его роль в формировании личности старшеклассника. Изучение этих аспектов показало, что самовоспитание – это одновременно психологическое и социальное явление, к тому же решающая роль принадлежит социализации личности. В самовоспитании проявляется активная жизненная позиция личности по отношению к себе и той деятельности, которой она занимается.
После проведенной нами работы по затронутой проблеме, можно утверждать, что поставленные задачи решены, цель достигнута.
Проблеме самовоспитания уделялось много внимания со стороны педагогов, которых интересует именно взаимосвязь воспитания и самовоспитания, роль самовоспитания в целостной системе факторов, формирующих подрастающее поколение, в отличие от психологов, которые изучают природу, источники и процессы самовоспитания. Основная позиция С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского заключалась в том, что самовоспитание не может рассматриваться ни в отрыве от внешнего мира, ни в простом приспособлении к нему. Оно возникает в результате активного взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая новую ступень в развитии личности. А. Г. Ковалев отмечает роль общественного фактора, значимость коллектива, семьи в организации самовоспитания.
|
Самовоспитание выполняет общественную функцию по формированию личности, оно представляет собой целенаправленный, сознательный процесс развития морально-психологических качеств личности, на который влияют: социальная среда, целенаправленное воспитательное воздействие общества на личность, целенаправленное воздействие ребенка на самого себя.
Самовоспитание – это саморегуляция с намерением изменить себя, деятельность, направленная на выработку, совершенствование, изменение качеств в соответствии с социальными и индивидуальными ценностями, ориентациями, интересами, складывающимися под влиянием условий жизни и воспитания.
Воспитание и самовоспитание в становлении личности создают единый процесс. Единство воспитания и самовоспитания заложено в природе психологического развития человека. С позиции того, что самовоспитание является одним из важнейших факторов развития личности, можем сказать, что только то воспитание считается эффективным, которое пробуждает в личности потребность к самовоспитанию, поэтому результативность воспитательных воздействий зависит от позиции ребенка, от его настроения, мировосприятия.
Чтобы воспитание и самовоспитание были продуктивными, нужно четко определиться в целях и задачах по тем качествам, которые нужно развить, от каких недостатков избавиться. Для этого необходимо выбрать методы, которыми это будет достигаться.
|
Методы – это способы, приемы, средства, которые использует человек, чтобы влиять на свои чувства, волю, сознание с целью получения необходимых общественно полезных качеств. К таким методам относятся: самопознание, самообязательства, самоубеждение, самовнушение, самотренировки, самопринуждение, самоприказ, самоотчет, самоконтроль, самопоощрение.
Старший школьный возраст является наиболее плодотворным временем для самовоспитания. Важной особенностью этого возрастного периода являются искания смысла жизни, что имеет определенное значение для самовоспитания. Благодаря этому юноша или девушка глубже осознает, какие моральные качества надо приобрести для будущей жизни. Избрание старшеклассниками идеала для подражания в самовоспитании значительно помогает в преодолении конкретных недостатков характера.
В 15-17-летнем возрасте особенно интенсивно развивается воля – решающее условие успеха внутренней длительной работы над собой. На самовоспитание старшего ученика влияют такие психологические факторы, как: оптимизм, степень развития аналитического мышления, умение требовать от себя.
Для определения уровня готовности к самовоспитанию было проведено анкетирование и интервью. Из материалов, которые были собраны в результате анкетирования, был определен уровень сформированности способности к самовоспитанию учащихся. А благодаря интервью была получена информация о работе классных руководителей по формированию потребностей старшеклассников в самовоспитании.
Исследования проводились в Донецкой общеобразовательной школе № 152. После проведения интервью, мы сделали выводы, что некоторые учителя недостаточно подготовлены в области теории и методики самовоспитания учащихся. Для управления самовоспитанием учителю необходимо представлять структуру компонентов этого процесса, мотивы, побуждающие старшеклассника к работе над собой, важно помочь найти ту деятельность, в которой воспитанник занимал бы активную позицию, что помогло бы выявить недостатки каких-то важных качеств и тем самым побуждать к работе над собой. Анализ анкет, которые были предложены учащимся, свидетельствует, что старшеклассники стараются больше анализировать себя, они более критично относятся к своим недостаткам. А главная заслуга этого – систематическая работа классного руководителя по формированию потребностей в самовоспитании. Дети осознают потребность в самовоспитании, понимают, что человек создает себя сам, является создателем своего характера.
Самовоспитание – это управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой является одной из важнейших задач воспитания. Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой, желаний и стремлений ребенка.
Приложение Д