Конспект урока « Правовое государство»




 

Тема урока «Правовое государство»
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний
Дата урока08. 09. 2016г
Образовательные ресурсы: текст конституции РФ, компьютер и мультимедийный проектор, презентация «Правовое государство», учебник Обществознания под редакцией Л. Н. Боголюбова, рабочая тетрадь Обществознание О.А. Котова Т.Е.Лискова
План урока 1. Повторение 1.1 Государство и его признаки. 1.2 Теории происхождения государства. 2. Новый материал 2.1 Правовое государство. 2.2 Зарождение и развитие учения о правовом государстве. 2.3 Принципы (признаки) правового государства. 2.4 Правовое государство в России 2.5 Обобщение. 2.6 Рефлексия.
Цели урока Образовательная: сформировать представление учащихся о том, что право выше власти, охарактеризовать основные признаки правового государства. Развивающая: продолжить развивать мыслительные навыки, формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами. Воспитательная: показать преимущества правового государства.  
Формы и методы обучения объяснительно-иллюстративная. диалогический, проблемный, стимулирующий, побуждающий  
Основные термины и понятия Власть, политическая власть, государство, правовое государство, признаки правого государства, суверенитет, публичность власти
Планируемые образовательные результаты: Учащиеся должны понимать, что такое: 1)государство; 2)признаки государства; 3)типы и формы государства; 4)правовое государство; 5)признаки правового государства; Учащиеся должны уметь: 1) характеризовать основные понятия; 2) объяснять, почему важно знать, в чьих руках находится власть в государстве; 3) доказывать свою точку зрения; 4) раскрывать смысл положения «право выше власти».   Ход урока. 1. Организационный момент,включающий: Приветствие. Отметка отсутствующих. 1. Проверка готовности к уроку (тетрадь, письменные принадлежности, учебник, рабочая тетрадь).Подготовка к работе (запись числа в тетрадь, позитивный настрой) . 2. Повторение 2.1 Фронтальный опрос по вопросам Что такое- государство? Назовите теории происхождения государства. Каковы его признаки, формы, политические режимы? 2.2 Работа в парах. Взаимоконтроль. (Работа с терминами и понятиями со слайда№5.) Новый материал. Мы изучаем государство И так вы знаете:что такое государство, - теории происхождения государства. -его признаки, формы, политические режимы Знаете что такое право. Что же мы будем сегодня изучать, если эпиграф к сегодняшнему уроку следующий: ЭПИГРАФ: (слайд №2) «Право есть ничто без аппарата (государства), способного принуждать к соблюдению права». Правовое государство.(Слайд №3) Учитель: -Могли бы вы вообразить идеальное государство, в котором господствовала бы абсолютная справедливость, закон, право? Как можно назвать такое государство? Когда появились первые государства, в них царили произвол, насилие. И уже тогда возникла идея создания такого государства, где были бы соединены сила государства и справедливость. С идеей идеального государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Итак, тема нашего урока… Правовое государство. Что же нам предстоит выяснить? 2.1 Что такое правовое государство. 2.2 Как зарождалось и развивалось учения о правовом государстве. 2.3 Каковы принципы правового государства. 2.4 Обобщение. (Слайд №4) Цель урока: Определить какова главная цель правового государства. (Слайд №5) 1.1 Как вы думаете какое государство называют правовым? Это государство,в котором господствует право. Да, но это не полный ответ. Давайте посмотрим нашу конституцию ст №2(Самостоятельная работа с текстом конституции РФ стр. №7) «Человек его права и свободы являются высшей ценностью» Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права человека. Значит, власть подчинена праву. Т. О. напрашивается вывод: правовое государство- 1).государство, где господствует право; 2)где признаются, соблюдаются и защищаются права человека 2.2 Зарождение и развитие учения о правовом государстве. Учитель: Представление о государстве, как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начало формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей идеального государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. По определению древнегреческого философа Платона, государство – это форма организации общества, устремленная к идеалу, наилучшему общежитию людей, способных жить в мире и совместными усилиями утверждать тождество нравственности, справедливости и духовности. Согласно Платону, люди, объединяясь в государство, ограничивают свою свободу, но полная свобода и независимость людей от власти значительно хуже умеренного подчинения ей. Вопрос классу: А что говорят по этому поводу другие философы, как они определяют государство? Задание классу: Самостоятельно работая с текстом учебника (стр. 31), выписать, как характеризуют государство Платон, Аристотель, Цицерон. (Печатная тетрадь стр. 16) Самопроверка: на экране мультимедийного проектора. (Слайд № 6) Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы. Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности и где в основу организации власти положен принцип «разделения властей». А что говорят по этому поводу другие философы нового и новейшего времени, как они определяют государство? Философы XVII-XVIII вв. Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант выдвинули ряд положений, заложивших основы теории власти в правовом государстве. Попробуйте определить кому принадлежат эти высказывания, познакомившись с текстом учебника стр.31. Продолжим работу с печатной тетрадью - таблица на стр. 16(Слайд №7) 1. Верховенствовать должны законы. «Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться». Джон Локк; 2. «Способом достижения правомерного государства является разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную». Ш Монтескье. 3. Категорический императив(абсолютно обязательное требование)в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым с разделением властей. Имануил Кант Как вы понимаете эти положения? Какую проблему общественной жизни пытались разрешить философы? Ответ: Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, деспотию Предпосылки создания и функционирования правового государства: (Слайд №8) 1. Производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства (необходимы экономическая независимость и самостоятельность индивида). 2. Режим демократии, парламентаризма и конституционализма, суверенитет народа, предотвращение попыток злоупотребления власти. 3. Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного уча-стия в управлении государственными и общественными делами. 4. Создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства. 5. Гражданское общество, то есть система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. (Слайд №10) 2.3 Принципы (признаки) правового государства. (Слайд № 11) Записать в тетрадь. В чем же суть правового государства? Найдите в учебнике объяснение каждому принципу (срт33-34) 1).Верховенство права и закона во всех сферах жизни. Все обязаны подчиняться закону. 2).Незыблемости права и свобод человека. Исполнение закона всеми гражданами, независимо от должности и заслуг. Взаимность прав, обязанностей и ответственности государства, общества и индивида. 3).Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Широкие и реальные права и свободы личности во всех сферах жизни. Поясните смысл реального действия признаков правового государства, используя схемы презентации. Признаков гораздо больше. Вы должны знать 3 самых главных (Слайд №12) с остальными мы только познакомимся. Изучать их будем позднее. Таким образом, в правовом государстве право выше власти. Запишите в тетрадь определение правового государства. (слайд№13) Правовое государство это такое государство, в котором: 1).высшей целью является обеспечение прав человека и гражданина; 2).государственная власть ограничена прав Сегодня в мире уже есть государствах, где присутствуют признаки правового государства. Но полностью идеального правового государства еще нет. Это мечта человечества. А МЫС ВАМИ ЖИВЕМ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ? • 2.5 Правовое государство в России. Теорией правового государства занимались и ученые России в конце 19 начале 20 в. Среди них Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, С.А. Котляровский, (слайд №14) Кистяковский Богдан Александрович,который утверждал «Прочная власть – это власть плюс законность; общество с развитым правопорядком – это дисциплинированное общество». (слайд №15) А русский философ Иван Александрович Ильин(1883-1954) писал «Сознавая свои права, человек должен сознавать, что ему дозволено и не дозволено, что другие люди тоже наделены аналогичными правами, которые он должен признавать, учитывать, уважать». Вопрос классу: Сформировано ли в России правовое государство? Ответ обоснуйте. Попробуем вместе. Что для этого надо? Как будем определять? Надо обратиться к признакам правового государства и посмотреть есть они в действии. Верховенство права и закона есть? Все обязаны подчиняются закону? Незыблемость права и свобод есть? всеми гражданами, независимо от должности и заслуг исполнение закона? А разделение властей? Посмотрите схему «власть в Российской Федерации» (слайд №16)   1. А теперь схему «Принцип разделения властей»(слайд №17) Условия формирования правового государства в современной России: (слайд №18) 1. Длительное время сохраняется правовой нигилизм народа и властей, неуважение к закону, традиции авторитаризма и деспотии, низкий уровень общей политической и правовой культуры. 2. Сложности нынешнего исторического этапа в жизни страны (расслоение общества, недовольство зарплатой, рост отрешенности народа от политической активности, участия во власти). 3. Несоответствие западных представлений о правовом государстве устоям России. 4. Необходимость создания своей модели правового государства. Кто сделает вывод? У нас есть правовое государство? Посмотрим в Конституцию ст №1 стр 7 Вывод:В нашей стране идет процесс формирования правового государства. Нам нужна своя модель правового государства Закрепление КАКОЕ ГОСУДАРСТВО МЫНАЗЫВАЕМ ПРАВОВЫМ? ПЕРЕЧИСЛИТЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. Какова главная цель государства? (слайд №19) Закончить урок я хочу словами И.Канта: «Правовое государство можно построить только тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание". Именно в слабости традиций подлинного правосознания заключается сложность построения правового государства в России. Но я надеюсь, что, став взрослыми, вы сможете сказать:"Да, мы живем в правовом государстве". Домашнее задание: (слайд №20)параграф №4, р. т №4. Особое внимание вопросу №4 –составить схему «Высшие органы власти в РФ» и №5 при составлении таблицы «Полномочия органов власти». Вы хорошо поработали. Молодцы. Оцените себя, свою работу на уроке. РЕФЛЕ КСИЯ. Предлагаю заполнить ученикам лист самооценки ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: __08.10. 2016__________
На уроке я выполнил(а) / не выполнил(а) все задания
соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения
Материал урока мне был понятен / не понятен
Моя оценка себе За поведение на уроке:
За работу на уроке: ЗА ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: