Тема урока «Правовое государство» | |||||||||
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний | |||||||||
Дата урока08. 09. 2016г | |||||||||
Образовательные ресурсы: текст конституции РФ, компьютер и мультимедийный проектор, презентация «Правовое государство», учебник Обществознания под редакцией Л. Н. Боголюбова, рабочая тетрадь Обществознание О.А. Котова Т.Е.Лискова | |||||||||
План урока 1. Повторение 1.1 Государство и его признаки. 1.2 Теории происхождения государства. 2. Новый материал 2.1 Правовое государство. 2.2 Зарождение и развитие учения о правовом государстве. 2.3 Принципы (признаки) правового государства. 2.4 Правовое государство в России 2.5 Обобщение. 2.6 Рефлексия. | |||||||||
Цели урока Образовательная: сформировать представление учащихся о том, что право выше власти, охарактеризовать основные признаки правового государства. Развивающая: продолжить развивать мыслительные навыки, формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами. Воспитательная: показать преимущества правового государства. | |||||||||
Формы и методы обучения объяснительно-иллюстративная. диалогический, проблемный, стимулирующий, побуждающий | |||||||||
Основные термины и понятия Власть, политическая власть, государство, правовое государство, признаки правого государства, суверенитет, публичность власти | |||||||||
Планируемые образовательные результаты:
Учащиеся должны понимать, что такое:
1)государство;
2)признаки государства;
3)типы и формы государства;
4)правовое государство;
5)признаки правового государства;
Учащиеся должны уметь:
1) характеризовать основные понятия;
2) объяснять, почему важно знать, в чьих руках находится власть в государстве;
3) доказывать свою точку зрения;
4) раскрывать смысл положения «право выше власти».
Ход урока.
1. Организационный момент,включающий:
Приветствие. Отметка отсутствующих.
1. Проверка готовности к уроку (тетрадь, письменные принадлежности, учебник, рабочая тетрадь).Подготовка к работе (запись числа в тетрадь, позитивный настрой)
.
2. Повторение
2.1 Фронтальный опрос по вопросам
Что такое- государство?
Назовите теории происхождения государства.
Каковы его признаки, формы, политические режимы?
2.2 Работа в парах. Взаимоконтроль. (Работа с терминами и понятиями со слайда№5.)
Новый материал. Мы изучаем государство
И так вы знаете:что такое государство,
- теории происхождения государства.
-его признаки, формы, политические режимы
Знаете что такое право. Что же мы будем сегодня изучать, если эпиграф к сегодняшнему уроку следующий:
ЭПИГРАФ: (слайд №2)
«Право есть ничто без аппарата (государства), способного принуждать к соблюдению права».
Правовое государство.(Слайд №3)
Учитель: -Могли бы вы вообразить идеальное государство, в котором господствовала бы абсолютная справедливость, закон, право? Как можно назвать такое государство?
Когда появились первые государства, в них царили произвол, насилие. И уже тогда возникла идея создания такого государства, где были бы соединены сила государства и справедливость. С идеей идеального государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни.
Итак, тема нашего урока… Правовое государство.
Что же нам предстоит выяснить?
2.1 Что такое правовое государство.
2.2 Как зарождалось и развивалось учения о правовом государстве.
2.3 Каковы принципы правового государства.
2.4 Обобщение. (Слайд №4)
Цель урока: Определить какова главная цель правового государства. (Слайд №5)
1.1 Как вы думаете какое государство называют правовым?
Это государство,в котором господствует право. Да, но это не полный ответ. Давайте посмотрим нашу конституцию ст №2(Самостоятельная работа с текстом конституции РФ стр. №7)
«Человек его права и свободы являются высшей ценностью»
Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права человека. Значит, власть подчинена праву.
Т. О. напрашивается вывод: правовое государство-
1).государство, где господствует право;
2)где признаются, соблюдаются и защищаются права человека
2.2 Зарождение и развитие учения о правовом государстве.
Учитель: Представление о государстве, как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начало формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей идеального государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. По определению древнегреческого философа Платона, государство – это форма организации общества, устремленная к идеалу, наилучшему общежитию людей, способных жить в мире и совместными усилиями утверждать тождество нравственности, справедливости и духовности. Согласно Платону, люди, объединяясь в государство, ограничивают свою свободу, но полная свобода и независимость людей от власти значительно хуже умеренного подчинения ей.
Вопрос классу: А что говорят по этому поводу другие философы, как они определяют государство?
Задание классу: Самостоятельно работая с текстом учебника (стр. 31), выписать, как характеризуют государство Платон, Аристотель, Цицерон. (Печатная тетрадь стр. 16)
Самопроверка: на экране мультимедийного проектора. (Слайд № 6)
Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы.
Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности и где в основу организации власти положен принцип «разделения властей».
А что говорят по этому поводу другие философы нового и новейшего времени, как они определяют государство?
Философы XVII-XVIII вв. Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант выдвинули ряд положений, заложивших основы теории власти в правовом государстве.
Попробуйте определить кому принадлежат эти высказывания, познакомившись с текстом учебника стр.31. Продолжим работу с печатной тетрадью - таблица на стр. 16(Слайд №7)
1. Верховенствовать должны законы. «Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться». Джон Локк;
2. «Способом достижения правомерного государства является разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную». Ш Монтескье.
3. Категорический императив(абсолютно обязательное требование)в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым с разделением властей. Имануил Кант
Как вы понимаете эти положения? Какую проблему общественной жизни пытались разрешить философы?
Ответ: Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, деспотию
Предпосылки создания и функционирования правового государства: (Слайд №8)
1. Производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства (необходимы экономическая независимость и самостоятельность индивида).
2. Режим демократии, парламентаризма и конституционализма, суверенитет народа, предотвращение попыток злоупотребления власти.
3. Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного уча-стия в управлении государственными и общественными делами.
4. Создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства.
5. Гражданское общество, то есть система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. (Слайд №10)
2.3 Принципы (признаки) правового государства. (Слайд № 11) Записать в тетрадь.
В чем же суть правового государства? Найдите в учебнике объяснение каждому принципу (срт33-34)
1).Верховенство права и закона во всех сферах жизни.
Все обязаны подчиняться закону. 2).Незыблемости права и свобод человека.
Исполнение закона всеми гражданами, независимо от должности и заслуг. Взаимность прав, обязанностей и ответственности государства, общества и индивида. 3).Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Широкие и реальные права и свободы личности во всех сферах жизни.
Поясните смысл реального действия признаков правового государства, используя схемы презентации. Признаков гораздо больше. Вы должны знать 3 самых главных (Слайд №12) с остальными мы только познакомимся. Изучать их будем позднее.
Таким образом, в правовом государстве право выше власти.
Запишите в тетрадь определение правового государства. (слайд№13)
Правовое государство это такое государство, в котором:
1).высшей целью является обеспечение прав человека и гражданина;
2).государственная власть ограничена прав
Сегодня в мире уже есть государствах, где присутствуют признаки правового государства. Но полностью идеального правового государства еще нет. Это мечта человечества.
А МЫС ВАМИ ЖИВЕМ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ?
• 2.5 Правовое государство в России. Теорией правового государства занимались и ученые России в конце 19 начале 20 в. Среди них Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, С.А. Котляровский, (слайд №14) Кистяковский Богдан Александрович,который утверждал «Прочная власть – это власть плюс законность; общество с развитым правопорядком – это дисциплинированное общество». (слайд №15) А русский философ Иван Александрович Ильин(1883-1954) писал «Сознавая свои права, человек должен сознавать, что ему дозволено и не дозволено, что другие люди тоже наделены аналогичными правами, которые он должен признавать, учитывать, уважать».
Вопрос классу: Сформировано ли в России правовое государство? Ответ обоснуйте. Попробуем вместе. Что для этого надо? Как будем определять?
Надо обратиться к признакам правового государства и посмотреть есть они в действии.
Верховенство права и закона есть?
Все обязаны подчиняются закону?
Незыблемость права и свобод есть?
всеми гражданами, независимо от должности и заслуг исполнение закона?
А разделение властей?
Посмотрите схему «власть в Российской Федерации» (слайд №16)
1.
А теперь схему «Принцип разделения властей»(слайд №17)
Условия формирования правового государства в современной России:
(слайд №18)
1. Длительное время сохраняется правовой нигилизм народа и властей, неуважение к закону, традиции авторитаризма и деспотии, низкий уровень общей политической и правовой культуры.
2. Сложности нынешнего исторического этапа в жизни страны (расслоение общества, недовольство зарплатой, рост отрешенности народа от политической активности, участия во власти).
3. Несоответствие западных представлений о правовом государстве устоям России.
4. Необходимость создания своей модели правового государства.
Кто сделает вывод? У нас есть правовое государство?
Посмотрим в Конституцию ст №1 стр 7
Вывод:В нашей стране идет процесс формирования правового государства. Нам нужна своя модель правового государства
Закрепление
КАКОЕ ГОСУДАРСТВО МЫНАЗЫВАЕМ ПРАВОВЫМ?
ПЕРЕЧИСЛИТЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
Какова главная цель государства? (слайд №19)
Закончить урок я хочу словами И.Канта: «Правовое государство можно построить только тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание". Именно в слабости традиций подлинного правосознания заключается сложность построения правового государства в России. Но я надеюсь, что, став взрослыми, вы сможете сказать:"Да, мы живем в правовом государстве".
Домашнее задание: (слайд №20)параграф №4, р. т №4. Особое внимание вопросу №4 –составить схему «Высшие органы власти в РФ» и №5 при составлении таблицы «Полномочия органов власти».
Вы хорошо поработали. Молодцы. Оцените себя, свою работу на уроке.
РЕФЛЕ КСИЯ.
Предлагаю заполнить ученикам лист самооценки
ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: __08.10. 2016__________
|