Институт гражданства в РФ




Основные данные о работе

Версия шаблона 1.1
Филиал  
Вид работы Творческая работа
Название дисциплины Конституционное право
Тема Институт гражданства в РФ
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество студента  
№ контракта  

 

 

Содержание

Институт гражданства в РФ…………………………………….……...............3

Основная часть

Институт гражданства в РФ

Гражданство в качестве конституционно-правового института — это совокупность конституционных и обычных норм, которые регулируют отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства — с другой. Нормы этого института устанавливают: круг лиц, признаваемых российскими гражданами; основания и порядок приобретения и прекращения гражданства, а также двойное и множественное гражданство порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

К правилам гражданства близки институты правового положения иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.

Нормы института гражданства содержатся в Конституции РФ (ст. 6, 61-63), Законе о гражданстве, Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, ряде иных нормативных актов, а также в международных договорах (например, в договорах с Казахстаном и Киргизией об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации, Казахстана, Киргизии гражданами стран — участниц названных договоров), в том числе заключенных еще Союзом ССР (например, в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г.)

Субъектами гражданства как правоотношения выступают человек и государство. Согласно теоретическим канонам участники правоотношений имеют субъективные права и юридические обязанности, что и отражено в определении гражданства.

Конституционно-правовой институт можно определить как совокупность норм, регулирующих узко-однотипные отношения, в частности, отношения по поводу гражданства. Институт российского гражданства включает нормы международного права (например, ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.), нормы национального законодательства (Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Схоже урегулированы отношения гражданства (подданства – в монархиях) и в иных странах.

Некорректно определять гражданство с позиции правовой принадлежности лица государству. Во-первых, «принадлежность» носит вещный характер, что недопустимо по отношению к личности. Во-вторых, это противоречит принципу приоритета человека, его прав и свобод.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон) гражданство определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданами Российской Федерации являются лица: имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона; которые, согласно положениям ст. 5 названного Федерального закона, приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона, документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или другой основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Гражданин, который не хочет сохраниться в гражданстве, вправе его пресечь. Вместе с тем, вывод из гражданства Российской Федерации не позволяется, если гражданин: владеет не выполненное перед Российской Федерацией обязанность, установленное федеральным законодательством; привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве оговариваемого по уголовному занятию или в отношении его вступил в законную силу и подлежит выполнению обвинительный вердикт суда; не владеет другого гражданства и гарантий его покупки(ст. 20);

-поощрение приобретения российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (ст. 4);

- признание двойного гражданства означает допустимость иметь гражданство иностранного государства гражданину Российской Федерации. Приобретение российским гражданином гражданства иностранного государства не влечет за собой прекращение российского гражданства (ст. 6);

- заступничество и охрана русских людей за границей охарактеризовывает транс территориальность связи между гражданином и государством гражданина. Покровительство и охрана имеют все шансы рассматриваться в качестве статичной и динамичной законный модели повинности страны гарантировать собственным гражданам, окружающим за границей, способности для самореализации. Если заступничество представляет собой материальное преимущество, то охрана – процессуальное. Покровительство выражается в наличии внутригосударственных нормативно-правовых актов, регулирующих дела в означенной сфере(ст. 7);

- неприемлемость самодействующего конфигурации гражданства при заключении или расторжении брака(ст. 8).

Федеральным законодательством от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ в ст. 11 " О гражданстве Российской Федерации " поставлены последующие способы приобретения гражданства: по рождению; прием в гражданство Российской Федерации; возобновление в гражданстве Российской Федерации; по другим основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законодательством или интернациональным соглашений Российской Федерации.

Перечень способов приобретения гражданства не является закрытым. Это дозволяет разглядывать Федеральный закон о гражданстве как динамичную модель, способную к рецепции новейших публичных отношений.

Наиболее часто встречаемым способом приобретения гражданства является филиация(покупка гражданства по рождению). В международном и государственном льготе в рамках названного метода покупки гражданства выделяются два принципа: " крови "(когда малыш получает гражданство родителей, вне зависимости от страны, где он возник на свет) и " земли "(когда гражданство малыша опосредуется государством, на местности которого он родился). " Право крови " и " преимущество земли " отображают обычные методы или совокупности обычных критерий покупки гражданства в силу рождения.

Ребенок получает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения один из его родителей владеет гражданство Российской Федерации, а иной иностранное гражданство, при условии, что малыш родился на местности Российской Федерации или если в другом случае он будет лицом без гражданства. В случае, когда оба родителя малыша, живущие на местности Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, он получает гражданство нашей страны при условии, что родился на местности Российской Федерации, а страны, гражданами которых являются его предки, не дают ему родное гражданство.

Российское гражданство базируется на положениях, общих для всех частей конституционного расположения личности, конкретизированных в ряде особенных принципов.

Прежний русский закон о гражданстве предугадывал наравне с общероссийским гражданство республик в составе Федерации, что вытекало из свойства республик как стран(ст. 5 Конституции РФ). В тех критериях принцип одного гражданства обозначал, что республиканское гражданство не обособлено от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождает.

Кроме того, в силу предоставленного принципа невозможно было обладать гражданство республики в составе Федерации, не имея русского гражданства. Для покупки республиканского гражданства довольно было факта неизменного или предпочтительного проживания русского гражданина на местности соответственной республики. Республики не имели права воспринимать решения о прекращении собственного гражданства. Действующий сейчас Закон о гражданстве вдогон за Конституцией РФ 1993 г. не предугадывает республиканского гражданства, желая напрямик и не отрицает его. В новейших критериях целое гражданство, вероятно, обязано постигаться как определение гражданства Российской Федерации в качестве единого в стране.

Законодательство о гражданстве Союза ССР устанавливало твердое верховодило об отречении двойного гражданства. Статья 8 Закона Союза ССР от 1 декабря 1978 г. «О гражданстве СССР» гласила, что за лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства. Современное российское законодательство допускает возможность двойного гражданства. В ч. 1 ст. 62 Конституции РФ записано, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Формулировка Закона о гражданстве такова: «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом» (ст. 6). То есть по общему правилу в России двойное гражданство отрицается, но из этого правила возможны исключения.

Суть принципа допущения двойного гражданства не в том, что Российская Федерация разрешает в определенных случаях своим гражданам приобретать иностранное гражданство и не разрешает этого делать тогда, когда приобретение второго (третьего и т. д.) гражданства не предусмотрено ее законами или международными договорами. Допущение двойного гражданства (при наличии закона, международного договора) означает, что Российская Федерация признает те юридические последствия, которые вытекают для нее из состояния ее граждан в гражданстве иностранных государств. Однако Российская Федерация не признает подобных последствий, если второе (третье и т. д.) гражданство у российских граждан не основано на ее законах или международных договорах. В любом случае приобретение российским гражданином иного гражданства само по себе не влечет за собой прекращение у него российского гражданства.

Таким образом, допускается или отрицается не само второе гражданство, а его юридические последствия. Дело в том, что второе гражданство может появиться у гражданина России помимо его воли или воли иных лиц, органов. Часто второе (множественное) гражданство становится следствием коллизий законодательства о гражданстве разных стран.

Процедуры приобретения гражданства порождению в одних государствах базируются на праве земли, а в остальных — на праве крови. Право земли значит, что все дети, родившиеся на местности страны, исповедующего преимущество земли, стают его гражданами самостоятельно от гражданства их родителей. Право крови исходит из того, что дети людей конкретной страны, закрепившей преимущество крови, стают ее гражданами самостоятельно от места рождения. В Дании, России, Афганистане как главное употребляется преимущество крови, а в США, Бразилии, Аргентине, на Кубе — преимущество земли. ныне допустим, что семья людей России переезжает на неизменное пространство жительства в США на законных основаниях, не утрачивая русского гражданства, и там у них рождается малыш. Согласно российскому законодательству он станет рассматриваться как русский мещанин, но в силу южноамериканского законодательства делается и гражданином США.

Стоит упомянуть, что сообразно Венским конвенциям о дипломатических и консульских сношениях " преимущество земли " не распространяется только на деток иностранных дипломатов и консулов.

Двойное гражданство появляется и самостоятельно от места рождения малыша от перемешанного по гражданству брака, если законодательство страны гражданства и отца, и мамы охватывает правило, сообразно которому " преимущество крови " действует и тогда, когда только один из родителей владеет гражданством предоставленного страны. Если таковой малыш рождается на местности третьего страны, исповедующего " преимущество земли ", то он в силу рождения сразу получает и третье гражданство.

Двойное гражданство появляется у женщины при се вступлении в брак с иностранцем, если законодательство ее страны сохраняет за ней свое гражданство, а законодательство страны супруга предоставляет ей гражданство мужа. Статья 10 Закона о гражданстве Итальянской Республики гласит, например, что иностранка, выходя замуж за итальянского гражданина, приобретает итальянское гражданство.

Двойное гражданство должно быть скорее исключением, чем правилом. Оно не только расширяет возможности граждан, но и порождает для них, да и для государств, проблемы (где и как платить налоги, отбывать воинскую обязанность; как быть, если государства того и другого гражданства оказываются в ситуации военного конфликта).

Русский государствовед А. Градовский, выражая обширно распространенную позицию, настаивал на исключительности отношений подданства (гражданства), ведь в силу этих отношений индивид вместе со своим государством становится в резкую противоположность к другим государствам и их подданным. «Государство не может полагаться на защиту таких лиц, для которых благо данной страны есть нечто постороннее. Действуя исключительно под влиянием национальных интересов, верховная власть страны, естественно, может прийти в столкновение с интересами других народностей. В силу этого различия верховная впасть определенной страны должна быть поставлена совершенно независимо от отношений своих подданных ко всем верховным властям других государств. Отсюда прямо следует, что и политические права могут принадлежать в данном государстве только таким лицам, которые по своим интересам, по своему политическому миросозерцанию способны руководствоваться в управлении интересами своего отечества». Необдуманное использование государством практики двойного (множественного) гражданства, таким образом, чревато ослаблением его самостоятельности и безопасности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: