ОСНОВЫИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА
(учебная дисциплина)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
тема:
«Память о прошлом»
Выполнила обучающаяся:
Курс 2 группа ИЗ-23
Смирнова Диана Андреевна
Группа: 2-из-23. Издательское дело
Руководитель:
ПавлиноваТатьяна Валерьевна
Преподаватель
Общепрофессиональных дисциплин
Рыбинск,2022
Экспозиционный комплекс «Советская эпоха»
Экспозиционный комплекс «Советская эпоха» - это удивительное место, расположенное в живописном поселке неподалеку от Рыбинской гидроэлектростанции. Оригинальная архитектура конца 30-х годов 20 века позволяет погрузиться в атмосферу советского времени.
Первый зал «Символы советской эпохи»
Союз Советских Социалистических Республик – государство, существовавшее с 1922 по 1991 год. Самая крупная по площади страна в мире. В союз входило 15 республик. На красочном панно представлены их гербы.
Основателем нового государства был Владимир Ильич Ленин.
Его фигура настолько была идеализирована, что буквально с детских лет учились, работали и жили – по ленинским заветам. Развитие самосознания советского человека начинало формироваться в школе.
Из воспоминаний:
«Октябренок и пионер должны были носить значки, форму, галстук, в праздник праздничную форму-белый фартук, нельзя было ходить в мятом галстуке, было честью быть пионером, отдавали салют.
Платье должно быть до колена, не выше, но девчонки все равно подгибали. Нельзя было краситься, а также носить ни серёжки, ни кольца. Банты коричневые, а белые только на праздники. Если пришла накрасившись, то отправляли умыться, а хотелось быть красивой.
Мы жили не богато, но мне тоже хотелось носить капроновые колготки, фартук с кружевом, воротнички, но это могли себе позволить люди побогаче.
|
Как-то порвали мне галстук мальчишки, а без галстука нельзя в школу, вот маме пришлось шить новый на заказ, хорошо, что материал был, а тех мальчиков перед всей школой ругали. Настолько шалости порицались.
Очень нравились школьные вечера, когда можно было немного накраситься, но в меру: губы чуть-чуть, наряды прятали под слоями одежды или же проносили с собой, ведь иначе не пустят, а потом в раздевалке переодевались и красились. Дежурили учителя и родители. А если и увидят красную помаду, то отправляли смывать или сразу домой.
Питались в столовой все бесплатно, но была в другом корпусе. И после 3 урока бежала толпа, кто в чем, особенно зимой, в тапках, чтоб быстрей поесть и оставить время для отдыха.
Сентябрь и октябрь не учились, а вместо этого ездили помогать в поля на уборку урожая: картошки, моркови, брюквы, капусты. И соревновались, чей класс больше наберёт. Все измеряли в мешках. За победу выдавали грамоты и деньги.
Сдавали макулатуру. Мальчишки придумывали хитрости, чтобы весило больше, мочили журналы и газету.
Ездили на турслеты, жили в палатках, разжигали костры, пели песни: «Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы пионеры - дети рабочих!», «Солнца не будет, жди – не жди, третью неделю льют дожди» и другие. Строки вселяли в нас эмоциональный заряд. В такие моменты мы чувствовали, насколько стали сплоченными, а в воздухе витала таинственность и волнение.
Отстающих учеников приставляли к отличникам. Всегда друг другу помогали, сажали специально вместе и даже занимались после уроков. Было не важно, кто в каком классе учится, каждый мог прийти на взаимовыручку.
|
И не дай бог получишь 2 или прогуляешь уроки, выставляли перед всей школой, а потом ещё и родители дома ругали, некоторых даже исключали из пионеров, и это было большим позором».
Прием в октябрята (октябрятская звездочка), пионеры, когда повязывался красный галстук и все торжественные пионерские сборы проходили под звуки горна и барабана.
Самой массовой организацией был комсомол - Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи. Комсомол считался передовым отрядом советской молодежи, резервом партии, участвовал в строительствекрупнейших объектов страны.
У советского человека было немало интересов и увлечений, одно из них -коллекционирование. Коллекционировали все: спичечные коробки, марки,значки. Здесь представлена коллекция советских автомобилей, которая позволяет проследить эволюцию автомобилестроения с начала 20 века и доконца 70-х годов.
Пройдемте к следующей витрине, где представлены бренды советской эпохи. Духи «Красная Москва». Очень популярные в советский период. Этому аромату 100лет. Первоначально духи назывались«Любимый букет императрицы».
Символ советского быта - авоська. Прочная на все времена сетка. Арифмометр для расчета заработной платы.
У каждого города есть своя стройка века. В Рыбинске, это строительство гидроэлектростанции, которое началось в 1937 году. Весной 1941 года началось наполняться водохранилище. Рыбинское водохранилище занимаетплощадь 4550 кв. км и является пятым в мире по площади.
|
Гидроэлектростанция сыграла важную роль в годы Великой Отечественной войны, давая ток осажденной Москве.
Дом культуры, в котором мы находимся, был построен в 1941 году. Мы имеем уникальную возможностьокунуться в атмосферу послевоенного времени, очутившись в советском кинозале, где со скрипом стулья, афиши. Необходимо заметить, что советский период привлекает кинематографистов, поэтому в ДК часто снимают фильмы.
Особой атмосферой обладает советская коммунальная квартира. Коридор и комната коммуналки – словно кадры из фильма, словно воспоминание о непростом советском быте.Большой коридор, где кажется нет свободного пространства, сушится наверевке белье, стоит обувь и один на всех телефон.
Убранство комнаты:железные кровати, вышитые салфетки и картины, предметы быта.Привлекает внимание патефон. Сейчас такое изобретение человека можно найти только в музее.
Далее проходим в экспозицию «Речной порт».
В Волжском бассейне расположено свыше 900 портов. Рыбинский порт
является одним из них и имеет богатую историю.Уже в первой четверти 19 века Верхняя Волга и примыкавшие к нейтерритории превратились в один из важнейших торговых исудостроительных районов. Рыбинская пристань по объему торговли,размаху транспортных работ не знала себе равных. Здесь представленымакеты судов, Атласы Единой глубоководной системы Европейской частиРСФСР. Обратите внимание на судовой инвентарь: каска пожарного, кренометр, компас, а также форма советского образца капитана и матросаречного флота.
Были в великой Советской стране темы, не то чтобы секретные, а просто
закрытые для мировой огласки. Одна из них - трагическая судьба древнегорусского города Мологи, основанного в 1149 году и скрытого в водахводохранилища.
Все изменилось, когда страну захлестнула волна электрификации: количество вожделенных мегаватт становилось главной целью, для достижения которой все средства были хороши. Все изменилось, когда страну захлестнула волна электрификации: количество вожделенных мегаватт становилось главной целью, для достижения которой все средства были хороши. Так вот, в 1929 году власти изъяли икону из монастыря и передали в Мологский уездный музей. Священнослужители расценили это как дурное предзнаменование. Вскоре Афанасьевский монастырь преобразовали в трудовую коммуну — последняя служба состоялась здесь 3 января 1930 года.
Спустя всего несколько месяцев икону реквизировали уже из музея — для представителей новой власти она теперь значилась лишь как «предмет, содержащий цветной металл». С тех пор следы реликвии затерялись, а Молога осталась без святого покровительства.
Жители Мологи писали письма в разные инстанции с просьбой понизить уровень воды и оставить город, приводили свои аргументы, в том числе экономические.
Более того, осенью 1936 года из Москвы поступило заведомо невыполнимое распоряжение: до нового года переселить 60% мологжан. Перезимовать все же удалось, но весной горожан стали вывозить, и процесс растянулся на четыре года вплоть до начала затопления в апреле 1941-го.
Всего по плану строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов из Молого-Шекснинского междуречья принудительно выселили свыше 130 тысяч жителей. Большую часть направили в Рыбинск и соседние районы области, а наиболее квалифицированных специалистов — в Ярославль, Ленинград и Москву. Агитировавших за то, чтобы остаться, ссылали в Волголаг — огромная стройка нуждалась в рабочих руках.
И все же были те, кто не уехал из Мологи. Накрепко прикрепляли себя замками к глухим предметам. Таких власти официально признали страдающими нервными расстройствами, и дело с концом: они погибли при затоплении.
Высокие здания саперы взрывали — это была помеха будущему судоходству. Богоявленский собор после первого подрыва устоял, взрывчатку пришлось закладывать еще четыре раза.
Впоследствии само упоминание Мологи было под запретом — как будто не существовало такого края. Проектной отметки в 102 м водохранилище достигло только в 1947 году, а до этого город медленно исчезал под водой.
Было несколько случаев, когда переселенные мологжане приходили на берег Рыбинского водохранилища и целыми семьями уходили из жизни — кончали жизнь самоубийством, не вынеся разлуки с малой родиной.
Лишь спустя 20 лет мологжане смогли устраивать встречи земляков — первая состоялась в 1960 году под Ленинградом.
В 1972 году уровень Рыбинского водохранилища заметно опустился — наконец-то появилась возможность пройтись по Мологе. Приехавшие несколько семей мологжан по спиленным деревьям и телеграфным столбам определяли свои улицы, находили фундаменты домов, а на кладбище по надгробным плитам — захоронения родственников.
Вскоре после этого уже в Рыбинске прошла встреча мологжан, которая стала ежегодной, — на нее съезжаются земляки из других регионов России и ближнего зарубежья.
Дважды в год на городском кладбище Мологи появляются цветы — их приносят люди, чьи родственники волею судьбы оказались погребенными не только в земле, но и под слоем воды. Есть и самодельная стела, на которой надпись: «Прости, город Молога». Ниже — «14 м»: таков максимальный уровень воды над развалинами города-призрака. Потомки хранят память о малой родине, значит, Молога по-прежнему жива...
В Рыбинске есть небольшой музей Мологского края, посвященный как раз тем землям, которые были затоплены в ходе строительства Рыбинской ГЭС. В музее есть масса фотографий с видами прежней Мологи, с ее храмами и монастырем, с людьми, гуляющими по улицам. Есть вещи, когда-то принадлежавшие мологжанам и ушедшие под воду вместе с их городом, есть экспонаты Мологжского краеведческого музея. Во многих письмах повторялась одна и та же просьба: не выселять под зиму, разрешить дожить на старом месте до весны. Самое непонятное в этих письмах — даты. Речь идет о зиме 1936-1937 года. А заполнение водохранилища началось в 1941-м и закончилось в 1947 году. Зачем нужна была такая спешка, не понимал никто. Но приказы не обсуждались.
Экспозиция «На дне рукотворно моря» - наша память о затопленных селах и деревнях, 130-тысячном населении мологскогокрая, потерявших навсегда малую Родину. Память о пострадавших ипогибших в годы строительства первых ГЭС Волжского каскада.
Это простая деревенская изба с её укладом жизни, которая при затоплении водохранилища, как и другие 220 деревянных домов Мологи, непригодныедля перевозки на другое место жительства осталась под водой.
Пройдемте в следующий зал и познакомимся с устройством кабинетасоветского руководителя. Председатель городского совета депутатовУльянов Андрей Ильич. Это не историческое лицо, а персонаж сериала«Легавый», множество сцен которого было снято здесь, в этом кабинете.
Уместно сказать, что в СССР общее руководство страной осуществлялаКоммунистическая партия Советского Союза (КПСС). Она определялавнешнюю и внутреннюю политику страны. Интерьер этого кабинета
соответствует типичному кабинету руководящего работника 30- 40 х годов.Портреты и бюсты Ленина, лозунги, многотомные собрания сочиненийЛенина, Сталина. Традиционный цвет-красный.
Накануне старта XXII зимних Олимпийских игр в Сочи музейная экспозицияпополнилась новым экспозиционным залом: «Спорт Рыбинска. Советскийпериод». Новая экспозиция интересна тем, что в богатом спортивнымидостижениями Рыбинске, она является первой, которая так широкопредставляет динамику развития спорта с 20-х годов прошлого века домомента распада СССР. Великие спортсмены: спорторганизатор, основательрыбинской школы греко-римской борьбы Викентий Семенович Бацкевич,трехкратный призер чемпионатов мира, гиревик Александр Ильин. Ондобился выдающихся результатов. Всего за 10 минут две гири по 32 кг. толкал до 130 раз. Почетный мастер спорта по пулевой стрельбе ГалинаИвановна Шошкина, которая владела всеми видами спортивного иармейского оружия. В её активе 52 медали! Лучшая легкоатлетка, мастерспорта международного класса Екатерина Смирнова.
Такие виды спорта, как самбо, футбол и хоккей, парусный и воднолыжныйспорт - пользовались большой популярностью. Обратите внимание - лыжероллеры. Они стали для спортсменовсвоеобразной заменой лыж и позволили круглогодично вести подготовку, на
спусках разгоняются до 80 км. в час.
Комплекс, расположенный в центре архитектурного ансамбля - в Доме культуры, буквально переносит своих гостей на несколько десятилетий в прошлое. Здесь есть и школьная парта, и старый кинозал. В кабинете каждый желающий может посидеть за столом советского руководителя, в столовой – посчитать на счетах, в уголке по фотоделу вспомнить или узнать о «волшебном» процессе создания фотографий при свете красного фонаря.
Непростая история строительства Рыбинской ГЭС и затопления водохранилища оживает в зале «Под водами рукотворного моря». О развитии спортивного движения в советское время рассказывает экспозиция «Спорт Рыбинска. Советский период». Небольшой и провинциальный Рыбинск связан с такими именами, как Мария Челищева, Наталия Сац, братья Шенки. Залы «Музыкальная культура. Люди и время» и «Советское детство в картинках» не только представляют эти имена, но и показывают мир музыки и мир детства в Советском Союзе.
И Дом культуры, и сам поселок – удивительное место, куда хочется вернуться снова и снова тем, кто уже побывал здесь однажды. Экспозиционный комплекс «Советская эпоха» работает, как туристический объект с 2012года и является филиалом ДК «Волжский». Используя в работе архитектуру 30-х годов прошлого века, экспозиционный комплекс погружает каждого в атмосферу советского периода времени.
Времени строительства Рыбинской ГЭС и водохранилища, развитие спорта и музыкальной культуры Рыбинска, непростого быта советских людей в коммунальной квартире. Память о прошлом оживает в многочисленных экспонатах, фотографиях и на сегодняшний день раритетных предметах быта.
Двухосный вагон-теплушка, 1893 года производства, переоборудованный из товарного для перевозки людей.
Металлическая конструкция изготовлена Александровским Южно-Российским заводом Брянского Общества (стоит клеймо – А.Ю.Р.З.Б.О).История отечественных железных дорог началась с Царскосельской дороги. 30 октября 1837 года первый поезд отправился по железной дороге Санкт -Петербург – Царское село. Её протяженность была 25 верст (26км) Весь подвижной состав куплен за границей. На первых вагонах даже не было стекол в окнах. Можно представить, какой дискомфорт испытывали пассажиры от паровозного дыма. В первых поездах применялись простейшие тормозные устройства. Они приводились в действие вручную кондуктором по сигналу машиниста локомотива.
Двухосный вагон имел тормозную площадку и испытал все «прелести» торможения. Ведь когда эти НТВ оказывались в хвосте состава, качка и рывки были настолько сильными, что хвостовые кондукторы (тормозильщики) привязывались к стойкам тормозной площадки чтобы не вылететь
Пионером вагоностроения в России был Александровский чугунолитейный завод в Санкт-Петербурге. На этом заводе в 1846 году начали осваивать первые крытые вагоны. Несущие элементы из-за нехватки металла изготавливались из дерева.
В 1875 году российские железные дороги пополнились новым типом двухосного крытого вагона, с четко определенными внутренними размерами, (габаритами), который получил официальное название «нормальный товарный вагон».
Вагоны предназначались для грузовых перевозок, но имели отличительную особенность – быстро переоборудоваться для перевозки людей. На складах всех железных дорог хранились доски определенных размеров, которые при подготовке и перевозке людей(солдат) укладывали в вагоне, образуя 2-х ярусные или 3-х ярусные нары. Эти доски соответствовали внутренним размерам кузова, который имел деревянную обшивку.При необходимости стенки внутри утеплялись двойным войлоком, утеплялись двери, вставлялись рамы со стеклами и по центру- печка –буржуйка. Невероятно, но такой вагон предусматривал вместимость до 40 человек и это при его длине -7 метров. Так началась история теплушки.
В 1910 году вагоны в России изготавливали 19 заводов.
Двухосный крытый вагон имел много модификаций. В начале 20 века это был самый массовый вагон, в котором перевозили как грузы, так и пассажиров.
Вагон-теплушка верой и правдой служил Отечеству, став основным железнодорожным транспортом солдат Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войны, перевезя бесчисленное количество войск, а также переселенцев и рабочих социалистических строек страны и даже осужденных.
Вагон «Теплушка» участвовал в перевозке переселенцев из Центральной России на Дальний Восток. Особенно грандиозный масштаб переселенчества приобрело в годы реформ Петра Столыпина. С 1907 по 1914 год в Сибирь переехало более 3 миллионов крестьян или 395 тысяч семей. Они везли с собой не только ручную кладь, но массу всякого скарба и даже скот. Товарный вагон утеплялся, оборудовался нарами, печкой и стойлом для скота. За годы реформы были освоены и введены в оборот миллионы десятин земли.
В 1937 году в Рыбинске была открыта железнодорожная станция Шлюзовая, через которую все теми же вагонами НТВ доставлялось оборудование на строительство Рыбинского гидроузла и вывоз леса из затопляемой зоны. На эту станцию по этапу доставляли и заключенных.
В предвоенные годы многие грузовые вагоны переоборудовались в теплушки. С первых дней войны они делили с Красной армией горечь потерь, бомбежки, обстрелы. Специальные бригады устраняли поломки и возвращали к жизни изувеченные вагоны. За годы войны по железным дорогам перевезено 20 миллионов вагонов с солдатами, снарядами, боевой техникой и продовольствием. Если выстроить эти эшелоны по цепочке, то ими можно землю 4 раза обогнуть по экватору. Как правило, в теплушке умещалось 40 или 20 человек, а в зимний период еще меньше
«Теплушка» – скромный герой ВОВ, надежный и незаменимый. Его прославляли поэты и писатели, запечатлели на кадрах старой кинохроники.
После войны из-за нехватки пассажирских вагонов теплушки использовали в пригородных сообщениях.
В вагонах- теплушках ехали комсомольцы первых советских пятилеток на стройки страны, в них жили.
Нормальные товарные вагоны всех типов имели много модификаций, изготавливались вплоть до 1931 года, а прослужили на железных дорогах почти 100 лет. Их грузоподъёмность выросла с 10 до 20 тонн.
С появлением современных вагонов теплушки ушли на второй план,а в 1965 году они были исключены из обращения на железных дорогах страны.
Они работали не износ.И даже после списания приносили пользу в качестве сараев и бытовок.Наш вагон-теплушка мог бы быть и был: товарным и пассажирским, служебным и специальным. Он был в составе пригородных поездов для перевозки рабочих, работал на строительстве Рыбинской ГЭС и долгое время приносил пользу своему последнему месту прописки.
Он выдержал испытание временем, а ведь таких вагонов очень мало осталось в России.
А на данный момент является ценным музейным экспонатом.
Трудовой стаж их вагона 125 лет (с 1983г.). Изготовленный в подмосковной Коломне, он служил в русско-японскую, гражданскую и Великую Отечественную войну. В СССР он использовался для перевозки заключенных для великих строек врайонах Углича и Рыбинска. В нашем городе данный экспонат эксплуатировался с 1935 по 1937 года.
7 ноября 2020 г. планировалось открытие экспозиции «История на колесах. Без вины виноватые», где будет восстановлен интерьер вагона-теплушки и собран материал о 41 человеке- политических узниках «Волголага». Из них в ВОВ был собран партизанский отряд, который отправлялся на оккупированную территорию в Смоленской области. За все время деятельности партизанского отряда было уничтожено более 1500 немецких солдат, уничтожены артиллерийские склады, вражеские эшелоны. В связи с этим в 1942 г. президиум СССР снял судимость с бывших заключенных представил их к наградам. Среди их были известные люди: Борис АлексеевичСмирнов, Ким Васильевич Кутунин, Орест Валерианович Вяземский, Феофания Яковлевна Шуфер, Архангельский Николай Павлович и многие другие.
В 2020 году ООО «Славнефть» выделила 300 тысяч рублей на реконструкцию и открытие новой экспозиции «История на колесах». На данный момент деньги осваиваются: идет реставрация вагона, экспонатов, подключается электричество к «Теплушке», установлены металлические лестницы на вход и выход из вагона.