ЛИПЕЦКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
Липецкого филиала РАНХиГС
_______________В.В. Черняев
«________» ___________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Направление подготовки
030900.62 Юриспруденция
Профиль подготовки
Государственно-правовой
Гражданско-правовой
Уголовно-правовой
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Липецк 2011
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Конституционное право» является развитие профессиональных навыков бакалавра юриспруденции на основе совершенствования его общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению «030900.62-Юриспруденция»:
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
|
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК- 14);
способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18).
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Конституционное право» входит в профессиональный цикл (Б3) ООП бакалавриата по направлению подготовки «030900.62-Юриспруденция» (базовая часть).
Для освоения дисциплины «Конституционное право» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения обществознания в общеобразовательной школе.
Дисциплина методически и содержательно связана со следующими дисциплинами: «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право зарубежных стран», «Административное право», «Муниципальное право», «Избирательная система в РФ и зарубежных странах», «Избирательный процесс», «Проблемы федерализма в РФ и зарубежных странах», «Правовой статус субъектов федерации», «Парламентское право».
|
Освоение дисциплины «Конституционное право» является необходимой базой и рассматривается как предшествующее для изучения дисциплин: «Административное право», «Муниципальное право», «Избирательная система в РФ и зарубежных странах», «Избирательный процесс», «Проблемы федерализма в РФ и зарубежных странах», «Правовой статус субъектов федерации», «Парламентское право».
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» является соответствующий требованиям ФГОС-3 по направлению «030900.62 Юриспруденция» уровень развития указанных ОК и ПК.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- природу и сущность государства и права;
- основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции;
- механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права;
- особенности государственного и правового развития зарубежных стран;
- роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;
- основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права в зарубежных странах;
- особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в зарубежных странах;
|
уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
- правильно составлять и оформлять юридические документы;
владеть:
- юридической терминологией;
- навыками работы с правовыми актами;
- навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
- анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
- разрешения правовых проблем и коллизий;
- реализации норм материального и процессуального права;
- принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц: 288 часов, из них
- по очной форме обучения: 144 часа аудиторной работы, 72 часа самостоятельной работы (включая контроль самостоятельной работы), 72 часа на экзамен;
- по заочной форме обучения (на базе ВПО): 24 часов аудиторной работы, 228 часов самостоятельной работы (включая контроль самостоятельной работы), 36 часов на экзамен;
- по заочной форме обучения (на базе СПО): 20 часов аудиторной работы, 232 часов самостоятельной работы (включая контроль самостоятельной работы), 36 часов на экзамен;
- по заочной форме обучения (на базе СПОО): 24 часов аудиторной работы, 228 часа самостоятельной работы (включая контроль самостоятельной работы), 36 часов на экзамен.
4.1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
ЗЕТ/ общее кол-во часов | семестр | Количество часов | контрольная работа | курсовая работа | форма промежуточного контроля | |||||
Аудиторная работа | самостоятельная работа | экзамен | ||||||||
всего | лекции | семинары (практ.)/ в т.ч. интерактивно | лабораторные работы/ в т.ч. интерактивно | |||||||
Очная форма обучения | ||||||||||
8/288 | - | - | - | Экз. | ||||||
- | - | Экз. | ||||||||
Заочная форма обучения (СПО) | ||||||||||
8/288 | - | - | - | - | - | - | ||||
- | - | - | - | - | ||||||
- | - | Экз. | ||||||||
Заочная форма обучения (ВПО) | ||||||||||
8/288 | - | - | - | - | - | - | ||||
- | - | - | - | - | ||||||
- | - | Экз. | ||||||||
Заочная форма обучения (СПОО) | ||||||||||
8/288 | - | - | - | - | - | |||||
- | - | Экз. |
4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
МОДУЛЬ 1. Теория конституции. Основы конституционного строя Российской Федерации | ||
1. | Конституционное право - ведущая отрасль права Российской Федерации. | Понятие и предмет конституционного права как отрасли права Российской Федерации. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Конституционно-правовые отношения, их понятие и виды. Источники конституционного права Российской Федерации, их понятие и виды. Система конституционного права Российской Федерации, понятие и основы ее построения. |
2. | Наука конституционного права Российской Федерации. | Понятие и предмет науки конституционного права Российской Федерации. Система науки конституционного права Российской Федерации. Методы изучения конституционного права. Развитие науки конституционного права. Конституционное право - специальная юридическая дисциплина. |
3. | Понятие, юридические свойства и сущность Конституции Российской Федерации. | Понятие конституции и ее юридические свойства. Сущность конституции. Конституция Российской Федерации 1993 г. - важнейший юридический акт и политический документ. Значение Конституции Российской Федерации для построения в России демократического, правового государства и гражданского общества. |
4. | Этапы конституционного развития России. | Проекты реформ и реформы конституционного характера в России в XIX -начале XX вв. Конституция РСФСР 1918 г. Характерные особенности и черты Конституций РСФСР 1937 и 1978 гг. как источников государственного /конституционного/ права. Конституционная реформа в России 1989 - 1993 гг. |
5. | Конституция Российской Федерации 1993 г. | Структура Конституции Российской Федерации. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, внесения поправок и изменений. Способы и гарантии реализации Конституции Российской Федерации, ее прямо действие. Верховенство и высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации, их правовое закрепление и гарантии. Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций, уставов других субъектов Российской Федерации. Правовая охрана Конституции Российской Федерации. |
6. | Конституционный строй Российской Федерации. | Понятие конституционного строя. Гражданское общество как неотъемлемый атрибут конституционного строя. Понятие основ конституционного строя Российской Федерации. Система принципов конституционного строя. Основы конституционного строя - фундамент единства российской государственности. Место норм, закрепляющих основы конституционного строя, в системе конституционного права Российской Федерации. |
7. | Политические основы конституционного строя Российской Федерации. | Демократическое государство. Народовластие как основа демократического характера государства. Принцип разделения властей как основа конституционного строя Российской Федерации. Принцип политического многообразия и его роль в осуществлении демократии в Российской Федерации. Местное самоуправление и его роль в обеспечении демократизма Российской Федерации. Человек, его права и свободы как высшая ценность. Взаимоотношения государства и личности. Уважение к личности и ее защита как неотъемлемый атрибут конституционного государства и его обязанность. Правовое государство. Понятие правового государства, его характерные черты и особенности. Конституционное закрепление России как правового государства. Юридические, социальные, экономические и другие условия, необходимые для реального претворения в жизнь принципов правового государства в Российской Федерации. Федеративное государство. Понятие государственного устройства и его формы. Особенности Российской Федерации, отличающие ее от других федераций. Принципы Федеративного устройства Российской Федерации, обусловленные ее демократической сущностью. Суверенное государство. Понятие суверенитета Российской Федерации, конституционная форма его закрепления как основы конституционного строя. Экономические и юридические гарантии суверенитета Российской Федерации. Защита государственного суверенитета Российской Федерация. Республиканская форма правления. Понятие республиканской формы правления и ее признаки. Формирование парламентаризма в России. Характерные черты Российской Федерации как государства, имеющего «полупрезидентскую» республиканскую форму правления. |
8. | Экономические и социальные основы конституционного строя Российской Федерации. | Экономическая основа. Закрепление в Конституции Российской Федерации социальной рыночной экономики, свободы экономической деятельности. Признание и равная защита различных форм собственности. Конституционное регулирование собственности на землю и другие природные ресурсы. Значение признания частной собственности как основы формирования гражданского общества. Социальное государство. Понятие социального государства и его основная задача. Деятельность российского государства по обеспечению социальной защиты граждан. Основные направления социальной политики Российской Федерации. |
9. | Духовные основы конституционного строя Российской Федерации. | Идеологическое многообразие. Идеологические концепции как духовное выражение определенных социальных интересов. Многообразие топов идеологии в условиях демократического общества. Сущность идеологического многообразия и его значение для демократического развития России. Светское государство. Понятие светского государства. Правовой статус религиозных объединений. |
МОДУЛЬ 2. Правовой статус личности в государстве. | ||
10. | Конституционно-правовой институт основ правового статуса личности. | Понятие основ правового статуса личности. Основы правового статуса личности как конституционно-правовой институт. Развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве России Принципы правового статуса человека и гражданина, их общая характеристика. Основные обязанности граждан Российской Федерации. |
11. | Гражданство РФ. | Понятие гражданства. Развитие законодательства РФ о гражданстве. Принципы гражданства РФ. Основания и порядок приобретения гражданства. Прекращение гражданства. Порядок решения дел о гражданстве. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Порядок предоставления РФ политического убежища. |
12. | Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ. | Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Юридическая природа конституционных прав, свобод и обязанностей граждан РФ. Гарантии конституционных прав, свобод и обязанностей граждан РФ. Классификация конституционных прав и свобод. Личные права и свободы, их содержание и гарантии. Политические права и свободы граждан РФ, их содержание и гарантии. Социально-экономические права и свободы граждан РФ, их содержание и гарантии. Основные обязанности граждан РФ. |
МОДУЛЬ 3. Федеративное устройство. | ||
13. | Конституционно-правовой статус Российской Федерации. | Состав Российской Федерации и ее юридическая природа. Конституционные гарантии суверенитета Российской Федерации. Правовой статус территории Российской Федерации и ее границ. Гражданство в Российской Федерации. Экономическая основа суверенитета Российской Федерации. Государственный язык, государственные символы Российской Федерации. Предметы ведения Российской Федерации и их классификация. Условия участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях. |
14. | Конституционно-правовой статус и административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. | Виды субъектов Российской Федерации. Порядок изменения статуса субъекта Российской Федерации. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта. Равноправие субъектов Российской Федерации. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, их классификация. Пределы собственного правового регулирования субъектов Федерации. Условия передачи осуществления части полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации друг другу. Порядок разрешения споров о компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Республика как субъект Российской Федерации. Край, область, город федерального значения как субъект Российской Федерации. Автономная область, автономный округ как субъект Российской Федерации. Конституционные гарантии прав коренных малочисленных народов. Национально-культурная автономия: понятие, система, порядок учреждения и регистрации. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. |
МОДУЛЬ 4. Избирательное право. Система органов государственной власти в Российской Федерации. | ||
15. | Избирательная система. | Понятие избирательной системы и избирательного права. Принципы проведения выборов в Российской Федерации. порядок организации и проведения выборов. Мажоритарные, пропорциональные и смешанные избирательные системы. Избирательные комиссии, система, порядок формирования, статус. Избирательные объединения, избирательные блоки. Выдвижение и регистрация кандидатов. Статус кандидатов. Предвыборная агитация, ее формы и сроки проведения. Финансирование выборов. Порядок голосования и определения результатов выборов. Избирательно-правовые споры. |
16. | Конституционная система государственных органов Российской Федерации. | Понятие и основные признаки государственного органа. Система и виды государственных органов Российской Федерации. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти, их особенности и место в системе государственных органов Российской Федерации. Роль государственных органов в становлении и укреплении российской государственности. |
17. | Президент Российской Федерации. | Возникновение и развитие института президентства в России. Основы конституционного статуса Президента Российской Федерации, его положение в системе органов государственной власти. Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации. Компетенция Президента Российской Федерации. Ответственность Президента Российской Федерации. |
18. | Федеральное Собрание Российской Федерации. | Конституционный статус Федерального Собрания. Совет Федерации: состав, порядок формирования, внутренняя структура. Регламент Совета Федерации. Государственная Дума, ее состав, порядок выборов депутатов, внутренняя организация. Регламент Государственной думы. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации: права и обязанности, гарантии деятельности. Законодательный процесс. Участие Совета Федерации в законодательном процессе. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов. Акты палат Федерального Собрания. |
19. | Правительство Российской Федерации. | Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти. Порядок Армирования, состав и срок полномочий Правительства Российской Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации. Ответственность Правительства Российской Федерации. |
20. | Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. | Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта российской Федерации: структура, срок полномочии, компетенция, принимаемые акты, статус депутатов. Органы исполнительной власти объектов Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации. |
21. | Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. | Судебная власть, ее специфика и функции. Конституционные основы судебной системы Российской Федерации. Конституционные принципы правосудия. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, полномочия, статус судьи, структура и организация деятельности. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции, мировые судьи, арбитражные суды. Задачи и полномочия прокуратуры. |
22. | Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. | Понятие местного самоуправления. Система и принципы местного самоуправления в Российской Федерации. Формы прямого волеизъявления граждан: местные референдумы, сходы, муниципальные выборы, народная правотворческая инициатива. Выборные и иные органы и должностные лица местного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления. Полномочия местного самоуправления. Механизм реализации полномочий местного самоуправления. Конституционные гарантии местного самоуправления. Европейская хартия местного самоуправления. |
4.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Содержание дисциплины | Количество часов | |||||||||||
Заочная форма обучения (на базе СПО) | Заочная форма обучения (на базе ВПО) | Заочная форма обучения (на базе СПОО) | Очная форма обучения | ||||||||||
лекции | практ. занят. | сам. работа | лекции | практ. занят. | сам. работа | лекции | практ. занят. | сам. работа | лекции | практ. занят. | сам. работа | ||
МОДУЛЬ 1. Теория конституции. Основы конституционного строя Российской Федерации | |||||||||||||
1. | Конституционное право - ведущая отрасль права Российской Федерации. | ||||||||||||
2. | Наука конституционного права Российской Федерации. | ||||||||||||
3. | Понятие, юридические свойства и сущность Конституции Российской Федерации. | ||||||||||||
4. | Этапы конституционного развития России. | ||||||||||||
5. | Конституция Российской Федерации 1993 г. | ||||||||||||
6. | Конституционный строй Российской Федерации. | ||||||||||||
7. | Политические основы конституционного строя Российской Федерации. | ||||||||||||
8. | Экономические и социальные основы конституционного строя Российской Федерации. | ||||||||||||
9. | Духовные основы конституционного строя Российской Федерации. | ||||||||||||
МОДУЛЬ 2. Правовой статус личности в государстве. | |||||||||||||
10. | Конституционно-правовой институт основ правового статуса личности. | ||||||||||||
11. | Гражданство РФ. | ||||||||||||
12. | Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ. | ||||||||||||
МОДУЛЬ 3. Федеративное устройство. | |||||||||||||
13. | Конституционно-правовой статус Российской Федерации. | ||||||||||||
14. | Конституционно-правовой статус и административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. | ||||||||||||
МОДУЛЬ 4. Избирательное право. Система органов государственной власти в Российской Федерации. | |||||||||||||
15. | Избирательная система. | ||||||||||||
16. | Конституционная система государственных органов Российской Федерации. | ||||||||||||
17. | Президент Российской Федерации. | ||||||||||||
18. | Федеральное Собрание Российской Федерации. | ||||||||||||
19. | Правительство Российской Федерации. | ||||||||||||
20. | Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. | ||||||||||||
21. | Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. | ||||||||||||
22. | Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. | ||||||||||||
ИТОГО: |
4.4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студента по дисциплине «Конституционное право» предусмотрена учебным планом и составляет 72 часов по очной форме обучения и по заочной форме: 228 часа (на базе ВПО), 232 часа (на базе СПО), 228 часа (на базе СПОО).
Студенты очной формы обучения выполняют следующие виды вариативных самостоятельных заданий:
- подготовка доклада (сообщения);
- подготовка к участию в деловой игре и дискуссии;
- самоконтроль студента с помощью тестов;
- выполнение научно-исследовательской работы (по выбору студента), подготовка к участию в предметной олимпиаде, конкурсе студенческих работ;
- конспектирование источников.
Студенты заочной формы обучения выполняют следующие виды вариативных самостоятельных заданий:
- подготовка доклада (сообщения);
- подготовка к участию в деловой игре и дискуссии;
- самоконтроль студента с помощью тестов.