ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ




Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

К основным составляющим профессиональной компетентности медработника относятся:

Адаптивная компетентность: способность предвидеть и перерабатывать изменения в профессии, приспосабливаться к изменяющимся условиям сестринской практики в динамичных (а не заданных раз и навсегда);

Интеллектуальная компетентность – это многоуровневое образование, способность личности эффективно решать проблемные ситуации в той или иной предметно-познавательной сфере, опираясь на сформированную базу знаний. (Главная компетентность – умение учиться непрерывно. Культура усвоения знаний замещается культурой поиска знаний).

Интеллектуальную компетентность можно рассматривать как комплекс знаний и умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления. Умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность к инновационной деятельности;

В составе интеллектуальной компетенции можно выделить:

•умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;

•умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

• умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

•умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;

•умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Коммуникативная компетентность как профессионально значимое качество медицинского работника. Профессия медика предполагает общение с больными, их родственниками, медицинским персоналом — от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей медицинских учреждений. От умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность специалиста.

Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми.

Коммуникативная компетентность предполагает сформированность некоторых специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы.

Коммуникативная компетентность представляет из себя следующие умения и навыки:

- инициировать и вступать в контакт;

- формировать благоприятное первое впечатление;

- задавать вопросы и отвечать на них;

- вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;

- стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;

- слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;

- осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли;

- выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;

- считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);

- управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;

- эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество:

- владеть моделями общения;

- использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;

- понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.

Составляющие коммуникативной компетентности личности:

✓ знание норм и правил общения,

✓ высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения передавать и воспроизводить информацию,

✓ понимание невербального языка общения,

✓ умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик,

✓ умение убеждать собеседника,

✓ способность правильно оценивать собеседника как личность, как конкурента или партнера,

✓ выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от такой оценки,

✓ способность вызывать у собеседника положительное восприятие собственной личности.

Информационная компетентность -способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

Регулятивная компетентность предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением.

Она включает в себя: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности.

Общекультурная компетентность предполагает владение общекультурными умениями: нормы поведения; культура общения; способность видеть и понимать окружающий мир. Это компетенции в вопросах духовно-нравственных основ жизни человека.

Культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих. Способы такого проявления могут быть многообразными — обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др.

Правовая компетентность - готовность и способность применить систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на эффективное выполнение данной деятельности.

Нормативные документы

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» содержит квалификационные характеристики по специальностям «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело».

Согласно статье Трудового кодекса РФ Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Трудовая функция – это (согласно ст. 15 Трудового Кодекса РФ) работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

Вид трудовой деятельности - составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций.

Согласно Постановлению правительства для перехода на новые стандарты определён период до 01.01.2020 г.

Основной целью принятия профессиональных стандартов является более детальное урегулирование трудовых правоотношений и актуализация устаревшей нормативной базы.

Ориентируясь на установленные требования, работодатель сможет формировать кадровую политику, разрабатывать должностные инструкции, использовать критерии для оценки уровня квалификации с целью повышения качества и эффективности работников за счет развития их компетенций, освоения требуемых квалификаций, а также использовать критерии для оценки уровня квалификации специалистов при приеме на работу, проводить обучение и аттестацию персонала, присваивать тарифные разряды, устанавливать систему оплаты труда и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: