Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
К основным составляющим профессиональной компетентности медработника относятся:
Адаптивная компетентность: способность предвидеть и перерабатывать изменения в профессии, приспосабливаться к изменяющимся условиям сестринской практики в динамичных (а не заданных раз и навсегда);
Интеллектуальная компетентность – это многоуровневое образование, способность личности эффективно решать проблемные ситуации в той или иной предметно-познавательной сфере, опираясь на сформированную базу знаний. (Главная компетентность – умение учиться непрерывно. Культура усвоения знаний замещается культурой поиска знаний).
Интеллектуальную компетентность можно рассматривать как комплекс знаний и умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления. Умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность к инновационной деятельности;
В составе интеллектуальной компетенции можно выделить:
•умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;
•умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
•умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;
•умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Коммуникативная компетентность как профессионально значимое качество медицинского работника. Профессия медика предполагает общение с больными, их родственниками, медицинским персоналом — от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей медицинских учреждений. От умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность специалиста.
Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми.
Коммуникативная компетентность предполагает сформированность некоторых специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы.
Коммуникативная компетентность представляет из себя следующие умения и навыки:
- инициировать и вступать в контакт;
- формировать благоприятное первое впечатление;
- задавать вопросы и отвечать на них;
- вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;
- стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;
- слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;
- осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли;
- выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;
- считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);
- управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;
- эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество:
- владеть моделями общения;
- использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;
- понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.
Составляющие коммуникативной компетентности личности:
✓ знание норм и правил общения,
✓ высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения передавать и воспроизводить информацию,
✓ понимание невербального языка общения,
✓ умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик,
✓ умение убеждать собеседника,
✓ способность правильно оценивать собеседника как личность, как конкурента или партнера,
✓ выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от такой оценки,
✓ способность вызывать у собеседника положительное восприятие собственной личности.
Информационная компетентность -способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
Регулятивная компетентность предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением.
Она включает в себя: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности.
Общекультурная компетентность предполагает владение общекультурными умениями: нормы поведения; культура общения; способность видеть и понимать окружающий мир. Это компетенции в вопросах духовно-нравственных основ жизни человека.
Культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих. Способы такого проявления могут быть многообразными — обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др.
Правовая компетентность - готовность и способность применить систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на эффективное выполнение данной деятельности.
Нормативные документы
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» содержит квалификационные характеристики по специальностям «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело».
Согласно статье Трудового кодекса РФ Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Трудовая функция – это (согласно ст. 15 Трудового Кодекса РФ) работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.
Вид трудовой деятельности - составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций.
Согласно Постановлению правительства для перехода на новые стандарты определён период до 01.01.2020 г.
Основной целью принятия профессиональных стандартов является более детальное урегулирование трудовых правоотношений и актуализация устаревшей нормативной базы.
Ориентируясь на установленные требования, работодатель сможет формировать кадровую политику, разрабатывать должностные инструкции, использовать критерии для оценки уровня квалификации с целью повышения качества и эффективности работников за счет развития их компетенций, освоения требуемых квалификаций, а также использовать критерии для оценки уровня квалификации специалистов при приеме на работу, проводить обучение и аттестацию персонала, присваивать тарифные разряды, устанавливать систему оплаты труда и т.д.