ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ




Специалист в области сестринского дела

(медицинская сестра)

Профессиональные стандарты создают возможность:

-проводить самоанализ деятельности на основе требований стандарта;

-повышать профессиональный уровень с использованием различных форм, в том числе и в рамках повышения квалификации.

-определять траектории обучения в течение всей профессиональной деятельности.

 

Пути развития профессиональной компетентности:

1. повышение квалификации;

2. участие в конкурсах профессионального мастерства;

3. обобщение и распространение собственного опыта;

4. аттестация специалистов;

5. инновационная деятельность;

6. исследовательская деятельность.

СЛАЙД

Профессиональная компетентность современного специалиста включает «не только представление о квалификации (профессиональных навыках, опыта деятельности, знаний и умений), но также социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности»

О.В.Ховов

 

ЭТИКА В ПРАКТИКЕ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

Этика - (греч.- совместное жилище)-философская наука, изучающая вопросы морали и нравственности.
Медицинская этика - разновидность профессиональной этики, включающая сово- купность морально-этических и нравственных правил и принципов оказания медицинской помощи.

Профессиональная деформация (от лат. deformatio) — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

Причины:

Негативные качества (безответственность, равнодушие, халатность, невежество); недостаточная развитость морально-этических качеств (неорганизованность, отсутствие навыков контролировать свое поведение); нежелание совершенствовать профессиональные качества; низкий уровень профессионализма; некомпетентность;

Низкая социально-правовая и экономическая защищенность сотрудников; противоречия в деятельности организации; кадровая политика; специфичность профессиональной деятельности; негативный пример руководства; низкая заработная плата; чрезмерная перегруженность работой.

Основные правовые документы, в которых отражены этические аспекты:
Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (ВОЗ, 1994 г.).

Конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1996 г.).

Конституция РФ (1993 г.).

323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (21.11.2011г.).

Этический кодекс медицинской сестры России.

 

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. И.С.Тургенев

Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Е.Н. Ширяев

Запомнить компоненты речи

Помогут радуги цвета.

Ведь радуга, как речь, замечу,

Игрива, звучна и проста.

Логичность,

правильность и точность линий,

Богатство красок, чистота,

Как выразительны, красивы,

Уместны все ее цвета!

Правильная речь - это степень владения языковыми нормами, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с поставленной целью.

Л. И. Скворцов

Ударение:

свободное: Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть;

подвижным: Ср.: нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты, джИнсы- джинсОвый;

неподвижным: обеспЕчить-обеспЕчение;

может отличать одно слово от другого: Ср.: Атлас-атлАс, брОня-бронЯ;

быть показателем грамматической формы слова: Ср.: ру́ки – руки́.

может изменяться: укрАинский-украИнский.

имеет несколько акцентологических вариантов:

равноценные: творо́г и тво́рог;

просторечные: докуме́нт, кварта́л, алкого́ль.

АлкогОль, вЕтряная оспа, инсУльт, коллАпс,баловАть (но: бАловень судьбы), договОр, красИвее, кАшлянуть, ломОта, лососёвый,обезбОливание, облегчИть, чЕрпать (но: черпнУть, черпнУл), докумЕнт, мЕльком, каталОг, квартАл (во всех значениях), тЕфтели, сорИт, мизЕрный, обнялАсь, пЕрчить, включИт, твОрОг, кУхонный, сирОты, шпрИцы, флюорогрАфия, языкОвая колбаса, языковОй барьер, зАговор, звонИт, украИнский, жалюзИ.

Произносится [э] в словах: афера, бытие, головешка, недоуменный, опека, оседлый;

-произносится [о] в словах: издевка, свекла, недооцененный, новорожденный, осужденный, полегший.

-от значения: ист[э]кший (срок) – ист[о]кший (кровью), соверш[э]нное (пение) – соверш[о]нное (открытие).

Сочетание звуков [иэ] на месте букв ие произносится без [й]:

 

коэффиц [иэ]нт, пац [иэ]нт, ингред[иэ]нт, абитур[иэ]нт, д[иэ]та, про[э]кт, р[иэ]лтор, ауд[иэ]нция.

Согласный перед звуком [Э] (е) в иноязычных словах.

Мягкий согласный: фланель ([н’]), шинель, Одесса, дисплей.

Твердый согласный: термос, свитер, детектив, тест, темп, тембр, бутерброд, компьютер ([тэ]).

Речевая избыточность

Плеоназм: предчувствовать заранее, говорить вслух и т.д.

Тавтология: спросить вопрос, юный вундеркинд, впервые дебютировал, внутренний интерьер.

Искл.: словарь иностранных слов, расследование следственных органов.

Норма: белое белье, черные чернила, дарить подарки.

Повтор.

Речевая недостаточность: Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив.

Неправильный выбор слова: Имя драматурга знакомо во всех странах.

Нарушение сочетаемости: дешевые цены, поднять тост.

Смешение паронимов: надеть шубу, перчатки, очки; одеть ребенка, куклу.

Род существительных: железнодорожный рельс, импортный шампунь, заказная бандероль, лакированная туфля, красивый тюль.

В мурманских автобусах снова работают кондукторы.

Книга с пятьюстами тридцатью двумя иллюстрациями.

«Двое друзей» или «два друга».

Хозяйка вынимала из русской печи горячие ароматные хлЕбы. Хорошо уродились нынче хлебА!

нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим.

надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, оплатить работу, оплатить проезд.

Вниманию сотрудников! Внимание! Минуту внимания! Не обращать внимания. Обратить внимание.

надо говорить: вы лягте, он сыплет.

нет формы 1 лица: убедить, пылесосить.

Встретились с Доровских Сергеем, выписываем Владислава Середу, обследование Алексея Кырпу, назначено Галине Атоян, доложу об Ирине Пахута, передам Комаревичу Павлу, выписка Храпченко Тамары, направлен Перецем Константином, обсудил с Рысем Михаилом, назначу Печени Якову.

Чулок, носков, макарон, свечей, помидоров, килограмм, полотенец. Рельсов, сапог, простынь, апельсинов, грамм (граммов-деловой стиль). Оладий, яслей, кочерег, баклажанов, доньев. Турок, грузин.

Рекомендации:

1. Точно, ясно и ярко выражайте свои мысли и чувства.

2. Создавайте правильную целесообразную этически-корректную речь в заданных условиях общения.

3. Всегда сохраняйте уважение и любовь к языку.

4. Говорите правильно, соблюдая нормы.

5. Употребляйте языковые средства с учётом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной целью.

6. Читайте больше книг и справочников, постоянно пополняйте свой словарный запас

7. Не допускайте чрезмерного употребления иностранных слов.

8. Не засоряйте свою речь ненормативной лексикой.

9. Помните об изобразительных средствах языка и говорите красиво, выразительно.

10. Стремитесь говорить и писать правильно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: