Специалист в области сестринского дела
(медицинская сестра)
Профессиональные стандарты создают возможность:
-проводить самоанализ деятельности на основе требований стандарта;
-повышать профессиональный уровень с использованием различных форм, в том числе и в рамках повышения квалификации.
-определять траектории обучения в течение всей профессиональной деятельности.
Пути развития профессиональной компетентности:
1. повышение квалификации;
2. участие в конкурсах профессионального мастерства;
3. обобщение и распространение собственного опыта;
4. аттестация специалистов;
5. инновационная деятельность;
6. исследовательская деятельность.
СЛАЙД
Профессиональная компетентность современного специалиста включает «не только представление о квалификации (профессиональных навыках, опыта деятельности, знаний и умений), но также социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности»
О.В.Ховов
ЭТИКА В ПРАКТИКЕ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
Этика - (греч.- совместное жилище)-философская наука, изучающая вопросы морали и нравственности.
Медицинская этика - разновидность профессиональной этики, включающая сово- купность морально-этических и нравственных правил и принципов оказания медицинской помощи.
Профессиональная деформация (от лат. deformatio) — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.
Причины:
Негативные качества (безответственность, равнодушие, халатность, невежество); недостаточная развитость морально-этических качеств (неорганизованность, отсутствие навыков контролировать свое поведение); нежелание совершенствовать профессиональные качества; низкий уровень профессионализма; некомпетентность;
Низкая социально-правовая и экономическая защищенность сотрудников; противоречия в деятельности организации; кадровая политика; специфичность профессиональной деятельности; негативный пример руководства; низкая заработная плата; чрезмерная перегруженность работой.
Основные правовые документы, в которых отражены этические аспекты:
Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (ВОЗ, 1994 г.).
Конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1996 г.).
Конституция РФ (1993 г.).
323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (21.11.2011г.).
Этический кодекс медицинской сестры России.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. И.С.Тургенев
Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Е.Н. Ширяев
Запомнить компоненты речи
Помогут радуги цвета.
Ведь радуга, как речь, замечу,
Игрива, звучна и проста.
Логичность,
правильность и точность линий,
Богатство красок, чистота,
Как выразительны, красивы,
Уместны все ее цвета!
Правильная речь - это степень владения языковыми нормами, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с поставленной целью.
Л. И. Скворцов
Ударение:
свободное: Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть;
подвижным: Ср.: нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты, джИнсы- джинсОвый;
неподвижным: обеспЕчить-обеспЕчение;
может отличать одно слово от другого: Ср.: Атлас-атлАс, брОня-бронЯ;
быть показателем грамматической формы слова: Ср.: ру́ки – руки́.
может изменяться: укрАинский-украИнский.
имеет несколько акцентологических вариантов:
равноценные: творо́г и тво́рог;
просторечные: докуме́нт, кварта́л, алкого́ль.
АлкогОль, вЕтряная оспа, инсУльт, коллАпс,баловАть (но: бАловень судьбы), договОр, красИвее, кАшлянуть, ломОта, лососёвый,обезбОливание, облегчИть, чЕрпать (но: черпнУть, черпнУл), докумЕнт, мЕльком, каталОг, квартАл (во всех значениях), тЕфтели, сорИт, мизЕрный, обнялАсь, пЕрчить, включИт, твОрОг, кУхонный, сирОты, шпрИцы, флюорогрАфия, языкОвая колбаса, языковОй барьер, зАговор, звонИт, украИнский, жалюзИ.
Произносится [э] в словах: афера, бытие, головешка, недоуменный, опека, оседлый;
-произносится [о] в словах: издевка, свекла, недооцененный, новорожденный, осужденный, полегший.
-от значения: ист[э]кший (срок) – ист[о]кший (кровью), соверш[э]нное (пение) – соверш[о]нное (открытие).
Сочетание звуков [иэ] на месте букв ие произносится без [й]:
коэффиц [иэ]нт, пац [иэ]нт, ингред[иэ]нт, абитур[иэ]нт, д[иэ]та, про[э]кт, р[иэ]лтор, ауд[иэ]нция.
Согласный перед звуком [Э] (е) в иноязычных словах.
Мягкий согласный: фланель ([н’]), шинель, Одесса, дисплей.
Твердый согласный: термос, свитер, детектив, тест, темп, тембр, бутерброд, компьютер ([тэ]).
Речевая избыточность
Плеоназм: предчувствовать заранее, говорить вслух и т.д.
Тавтология: спросить вопрос, юный вундеркинд, впервые дебютировал, внутренний интерьер.
Искл.: словарь иностранных слов, расследование следственных органов.
Норма: белое белье, черные чернила, дарить подарки.
Повтор.
Речевая недостаточность: Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив.
Неправильный выбор слова: Имя драматурга знакомо во всех странах.
Нарушение сочетаемости: дешевые цены, поднять тост.
Смешение паронимов: надеть шубу, перчатки, очки; одеть ребенка, куклу.
Род существительных: железнодорожный рельс, импортный шампунь, заказная бандероль, лакированная туфля, красивый тюль.
В мурманских автобусах снова работают кондукторы.
Книга с пятьюстами тридцатью двумя иллюстрациями.
«Двое друзей» или «два друга».
Хозяйка вынимала из русской печи горячие ароматные хлЕбы. Хорошо уродились нынче хлебА!
нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим.
надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, оплатить работу, оплатить проезд.
Вниманию сотрудников! Внимание! Минуту внимания! Не обращать внимания. Обратить внимание.
надо говорить: вы лягте, он сыплет.
нет формы 1 лица: убедить, пылесосить.
Встретились с Доровских Сергеем, выписываем Владислава Середу, обследование Алексея Кырпу, назначено Галине Атоян, доложу об Ирине Пахута, передам Комаревичу Павлу, выписка Храпченко Тамары, направлен Перецем Константином, обсудил с Рысем Михаилом, назначу Печени Якову.
Чулок, носков, макарон, свечей, помидоров, килограмм, полотенец. Рельсов, сапог, простынь, апельсинов, грамм (граммов-деловой стиль). Оладий, яслей, кочерег, баклажанов, доньев. Турок, грузин.
Рекомендации:
1. Точно, ясно и ярко выражайте свои мысли и чувства.
2. Создавайте правильную целесообразную этически-корректную речь в заданных условиях общения.
3. Всегда сохраняйте уважение и любовь к языку.
4. Говорите правильно, соблюдая нормы.
5. Употребляйте языковые средства с учётом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной целью.
6. Читайте больше книг и справочников, постоянно пополняйте свой словарный запас
7. Не допускайте чрезмерного употребления иностранных слов.
8. Не засоряйте свою речь ненормативной лексикой.
9. Помните об изобразительных средствах языка и говорите красиво, выразительно.
10. Стремитесь говорить и писать правильно.