Основные свойства (признаки) права




КУРСОВАЯ РАБОТА

По Теории государства и права

Понятие права и его предназначение

 

Выполнила студентка 1 курса:

Звездинская Диана Павловна

Группа ЮФ-41

Проверил:

Слепцов В.А.

 

НОВОСИБИРСК

 


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Понятие права

Теории правопонимания

Понятие права

Основные свойства (признаки) права

Глава 2. Предназначение права

Назначение права

Функции права

Заключение

Перечень источников и литературы

 


Введение

 

Представляю для защиты курсовую работу по Теории государства и права на тему «Понятие права и его предназначение»

Актуальность выбранной темы, по мнение автора курсовой работы, заключается в том, она является основой практической юриспруденции, знание теории права развивает юридическое мышление. Право является системой норм, санкционированной государством, обязательной для исполнения всеми членами общества, оно закрепляет отношение собственности, регламентирует порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления, определяет меры борьбы с преступлениями и правонарушениями.

Наиболее важной и актуальной в этом плане видится проблема правопонимания, так как существует бесконечное число определений права, но ни одно из них не стало общепризнанным, господствующим.

Объектом исследования выступили общественные отношения в сфере правового регулирования.

Предметом исследования являются сущностные характеристики права и его предназначение в обществе.

Теоретической базой работы послужили труды ученых-юристов, таких как, Лазарев В.В., Леушин В.В., Лившиц Р.З., Марченко М.Н., Матюхин А.А., Поляков В.А. и других.

Методологию написания работы составили диалектико-материалистический метод познания объективной действительности и основанные на нем общенаучные, специальные и частнонаучные методы: анализ, синтез, обобщение, логический, социологический, системно-структурный, сравнительно-правовой.

Цель курсовой работы - состоит в том, чтобы на основе анализа литературных источников сопоставить различные подходы к правопониманию, дать наиболее общее понятие права, сформулировать функции права и его свойства.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

. Проанализировать и раскрыть наиболее распространенные трактовки понимания права.

2. Проанализировать и раскрыть наиболее распространенные теории права

. Проанализировать предназначение и функции права

. Сделать свой собственный вывод, проанализировав весь изученный материал по теме «понимание права и его предназначение»

 


Глава 1. Понятие права

Теории правопонимания

государство право теория

Теории правопонимания - совокупность научных знаний, учений, концепций, школ, направлений, течений, взглядов, суждений по проблемам определения понятия права.

Теория естественного права

•Идеи о естественном праве возникли в Древней Греции и Древнем Риме.

•В Древней Греции - философ Сократ (469-399 г. до Р.Х.).

•В Древнем Риме - юрист Марк Туллий Цицерон (106 - 43 г. до Р.Х.)

•Фома Аквинский (1225-1274) - «О правлении властителей» - 1265 год.

Содержание теории естественного права:

· Право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость).

· Право - это совокупность постоянно действующих и независимых от государства норм и принципов сформированных (созданных) народом (обществом) на основе своих представлений о свободе, справедливости, равенстве.

· Право - это совокупность законов природы, которые определяют естественные права человека (право на жизнь, право на здоровье, право на свободу передвижения, слова, мысли, право частной собственности.)

· Права и свободы человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.

· Согласно части 2 статьи 17 Конституции РФ

· основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Историческая школа права.

Историческая школа права сформировалась в первой половине XIX в. в Германии. Ее основателями были видные немецкие юристы -

Густав Гуго (1764-1844),Георг Фридрих Пухта (1798-1846), Карл Фридрих Савиньи (1779-1861).

Основные положения исторической школы права:

· Право - это историческое явление, возникает как средство общения между людьми.

· Основу права составляют сформировавшиеся в обществе правовые обычаи.

· Право - это правовые обычаи созданные населением (обществом) в процессе своего развития, а законы государства производны от обычного права.

· Право - это прежде всего правовые обычаи (т. е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т. д.;

Социологическая теория права.

Возникла во второй половине ХIХ века и сформировалась в первой трети ХХ века. Авторы: Евгений Эрлих (1862-1923) - австрийский правовед, Леон Дюги (1859-1928) - французский социолог, Роско Паунд (1870-1964) - американский социолог, Евгений Эрлих (1862-1923) - австрийский правовед

Основные положения:

· Право - установленный порядок в отношениях между людьми в родовых общинах и семьях, а также в нормах, закрепленные соглашениями, договорами и уставами социальных союзов и объединений.

· тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как реально сложившемся порядке в общественных отношениях; как нормах, отношениях, воспроизводящихся в социальной практике; как инструмента общественных преобразований. С позиции социологического правопонимания право предстает как социально обусловленный феномен, причины, источники и механизмы действия которого заключены в самом обществе.

· Право - не в правовых предписаниях государства, а во внутреннем порядке союзов с помощью соглашений, договоров и уставов.

Психологическая теория права.

Эта теория создана в начале XX в. российским ученым Львом Иосифовичем Петражицким (1867-1931). Содержание изложено в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».

· Право - продукт психики человека, его переживаний.

· Право вечно и оно не -зависит от экономики, классов, государства.

· Л.И. Петражицкий полагал, что специфическая природа явлений права содержится в области эмоционального, импульсивного, в области переживаний, а не в области разума.

· Такое право он называл интуитивным и противопоставлял его праву позитивному (нормам, велениям, запретам, обращенным к лицам, подчиненным праву и правоотношениям).

· Источник права - чувства, инстинкты, психика людей.

Классовая (экономическая) теория права.

Карл Маркс - немецкий философ, основоположник диалектического и исторического материализма, Владимир Ильич Ульянов (Ленин) - российский политик, один из основателей советского государства.

· По мнению Карла Маркса, право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса.

· Право - это продукт классового общества.

· Право - это надстройка экономического базиса.

· Всякое право есть применение одинакового масштаба ко всем людям, которые не равны друг другу.

· Право производно от государства и определяется его волей.

· Равное право есть нарушение равенства и несправедливость.

· Сущность права в его классовости и материальной обусловленности.

· В.И. Ульянов полагал, что право - это возведенная в закон воля господствующего класса, которая определяется характером материальных производственных отношений.

Теория позитивного права.

Нормативистская теория права.

Юридический позитивизм сформировался в середине XIX века на основании идей французского философа Огюста Конта и английского правоведа Джона Остина, которые изложены в его работе «Определение предмета юриспруденции». Затем положения теории были трансформированы в идеях австрийского правоведа Ганса Кельзена (1881-1973)

В первой половине XX века теория позитивизма была дополнена идеями английского философа Герберта Харта.

Теория позитивного права включает в себя:

а) классический позитивизм (О. Конт, Д. Остин);

б) «чистую» или нормативистскую теорию права (Г. Кельзен);

в) аналитическую юриспруденцию или неопозитивизм (Г. Харт).

а) классический позитивизм (О. Конт, Д. Остин):

· Право - это приказ, исходящий от лица или группы лиц, располагающих властью, направленный членам самостоятельного политического сообществ.

· Приказ суверена, снабженный санкцией, есть правовая норма.

б) «чистая» или нормативистская теория права (Г. Кельзен):

· Право - система правил должного поведения, независимо от общественного бытия, оно не есть воля государства, а государство есть производное понятие от права - правовой порядок.

· Источник права - основная норма - определяет основные начала международного права, которые определяют конституционные и общественные законы.

в) аналитическая юриспруденция или неопозитивизм (Г. Харт).

· Право - формально-логическая система «первичных» и «вторичных» норм-правил, восходящих к высшей норме.

· Первичные нормы - совокупность норм, требующих от людей действовать или воздерживаться от действия.

· Вторичные нормы - совокупность норм, определяющих процессы создания, изменения и функционирования норм первого типа:

· а) нормы признания указывают на существование других правовых норм;

· б) нормы изменения указывают на необходимость изменять первичные нормы;

· в) нормы процесса используются при применении и толковании права.

Теологическая теория права.

Основатель богослов Фома Аквинский (1225-1274) - «О правлении властителей» - 1265 год. Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430) - «О граде Божием»

Содержание теологической теории права:

· Право - это правила поведения, исходящие от Бога; Вечный закон - божественный разум, управляющий миром;

· Божественный закон - это Библия, в ней изложены представления об истине и она необходима по двум причина:

а) человеческий позитивный закон не способен полностью истребить зло;

б) несовершенство человеческого разума не позволяет дать единое представление о правде

Таким образом, проанализировав теории правопонимания права, автор курсовой работы, сформулировал следующие выводы:

Основная проблема правопонимания - это многообразие подходов.

В современных условиях очевидна необходимость разработки целостной концепции взаимосвязанных и взаимообусловленных подходов к правопониманию.

Осознание современными российскими правоведами значимости вопросов правопонимания явилось следствием интенсивных попыток поиска решений данной проблемы.

 

Понятие права

 

На протяжении всей истории существования права так и не сложилось единое общее, устраивающее всех определение права, поскольку это очень сложное и многоаспектное явление. Даже в русском языке слово «право» используется в разных значениях («правило поведения», «справедливость», «правда» и т.п.).

. Право - это система естественных, неотъемлемых прав (свободы, равенства, справедливости), существующих независимо от воли государства. (А.А. Матюхин)

2. Право - это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе. Государство их не создает, а лишь «открывает».

. Право - это система общеобязательных, установленных и обеспечиваемых государством норм, предназначенных для регулирования отношений в обществе (проф. Валерий Васильевич Лазарев).

. Право - это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений (проф. Владимир Ильич Леушин)

. Право - это общие правила поведения, признаваемые государством и обеспечиваемые им в случае необходимости принудительно (проф. Орест Владимирович Мартышин).

. Право существует только в неоднородном обществе, которое состоит из различных классов,групп, слоев, сословий, других социальных образований, интересы которых не только различны, но и нередко противостоят друг другу. (О.Э.Лейст)

. Право-система общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятий общественных противоречий. (Р.З. Лившиц)

. Право - согласованная воля всего общества, результатом компромисса многообразных интересов в социально-значимых отношениях

. Профессор Р. А. Ромашов считает, что право - система справедливых, гуманных, разумных норм и принципов права, которая оптимально эффективно реализуются (ближе к социологической школе). Право - действующие нормы, разумные и эффективные, они соответствуют интересам общества.

. Профессор А. В. Поляков говорит, что право - это коммуникация (правоотношения - правонарушение - судопроизводство). Сущность определяют эйдосы (образы, идеи) - у каждого субъекта свой образ права, «там где общество, там и право». Есть право не в юридическом смысле: детское право (не брать чужого), право охотников, картёжное право и т. д.

. Право - система установлений, аксиом, презумпций и гуманистических идей, нормативно закрепленных, реализуемых и охраняемых в жизни человеческого общества на определенном этапе его развития. (В.А.Слепцов)

. М.М. Агарков, Н. Г. Александров, М. А. Аржанов и др. дали такое понятие права «Право - это система норм, обязательных для всего населения, проживающего на территории определенного государства, и охраняемых в необходимых случаях принудительной силой государственного аппарата.»

. Ряд современных ученых-юристов пытается обобщить наиболее ценные выводы и наблюдения, содержащиеся в различных концепциях правопонимания при помощи так называемого широкого (или интеграционного подхода). Интеграционное понимание права - совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом. То есть они включают в право и естественное право, и юридические нормы(т.е. позитивное право).

Вывод:

Таким образом, проанализировав понятие права, автор курсовой работы сформулировал следующие выводы:

Право - это, прежде всего, совокупность, а точнее - система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это - система.

Право - это также общественный феномен, имеющий тесные взаимосвязи с государством, экономической, политической, духовной структурами общественной жизни.

 

Основные свойства (признаки) права

 

. Интеллектуально-волевой характер права: а) правила поведения, совокупность норм права, а значит и право в целом формируются посредством интеллектуальной деятельности субъектов правотворчества; б) в праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций, а эти интересы противоположны и противоречивы;

. Нормативность права:

а) содержанием нормативной основы правил поведения, иных деяний субъектов в социальных отношениях являются юридические права, обязанности и запреты;

б) нормы права регулируют поведение, поступки людей, общественные отношения.

в) нормы права обеспечивают упорядоченность общественных отношений;

. Формальная определенность права:

Совокупность норм права закреплена в определенных формах, источниках права (нормативных правовых актах).

Совокупность норм права является образцами, масштабами, моделями поведения субъектов, закрепленных в текстах нормативных правовых актов.

. Системность права:

Нормы права имеют системообразующие связи между собой, которые проявляются:

а) в иерархии (соподчинении) норм (их юридической силе, соподчиненности в зависимости от статуса, правового положения органа публичной власти их принявшего);

б) во взаимодействии, согласованности и непротиворечивости норм права между собой;

в) в предметных критериях (дифференциации и интеграции норм права по отраслям права, подотраслям и правовым институтам в зависимости от предмета и метода правового регулирования);

г) в функциональных (регулятивные, охранительные) критериях.

. Общеобязательность права: состоит в том, что нормы права распространяют свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся в сфере действия данных норм (общий характер), а также в том, что требования норм обязательны для всех субъектов, независимо от их отношения к данной норме (обязательный характер).

. Обеспеченность права государственными гарантиями и мерами государственного принуждения: монополия государства на осуществление принуждения реализуется в двух направлениях: а) обеспечение защиты субъективного права и преследование цели принуждения правонарушителя к исполнению обязанностей в интересах пострадавшей стороны; б) привлечение в предусмотренных законом случаях виновного лица к юридической ответственности и возложение на него юридического наказания.

Современное право России переживает нелегкие времена. Проделана огромная работа по формированию законодательства, но есть опасность «отодвигания» на задворки права главного его субъекта - человека, так как теневые экономические отношения 80 - 90-х гг. прошлого века породили и теневое право: что считалось правом, официально, утратило свою ценность. В целях недопущения очередного социального кризиса необходимо помнить, что каждый их принимаемых НПА должен соответствовать основным естественным правам человека и гражданина.

Как пишет В.В.Лазарев, «… поиск подходов к новому пониманию права следует расценивать и как бессилие теоретиков изменить что - либо в существующей действительности, и как стремление легализовать отношения, складывающиеся помимо (или вопреки) официальных форм и структур».

В настоящее время авторы научных статей по юридическим вопросам в первую очередь,видимо, преследуют цель заявить о себе и реализовать на страницах научных изданий свои научные амбиции, не удовлетворенных научным сообществом. Во-вторых, из содержания некоторых научных статей вообще невозможно понять, какие из приведённых результатов четко и надежно установлены и подтверждены практикой, а какие являются лишь гипотезами или их следствиями, и где расположен «передний край» излагаемой автором науки. Это происходит оттого, что в обсуждаемых проблемах, как правило, поставлены в один ряд как фундаментальные положения, так и давно устаревшие прикладные фрагменты отдельных знаний, разбавленные «свежим» научным материалом, зачастую не апробированным практикой. В-третьих, анализ кадровой ситуации в системе высшего образования и науки с точки зрения перспективы и тех негативных тенденций, которые сложились в настоящее время в процессе воспроизводства научных юридических кадров, дают основания для тревоги. Талантливая и перспективная в научном плане молодежь не стремится работать в науке после окончания учебы. Это обусловлено целым рядом негативных причин, таких как, например, плотность образования и низкий уровень оплаты труда научных работников и т.д. В-четвертых, практические работники органов предварительного следствия и дознания, суда и прокуратуры за редким исключением после выхода на заслуженную пенсию также не идут на преподавательскую работу по причине крайне малой оплаты труда педагогов и медленного карьерного роста.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: