ПАРУСНЫЕ СУДА ХЕРСОНСКОЙ ВЕРФИ




Номинация «Люди и судьбы»

Тема «Парусные суда»

ПАРУСНЫЕ СУДА ХЕРСОНСКОЙ ВЕРФИ


 

«…Херсон – подлинно чудо. Представить нельзя, чтобы в три года столько сделать можно было. Представь себе совершенную степь, где ни прутика – не только дому сыскать нельзя было. Теперь крепость, и крепость важная, такая, например, какие из лучших мы в Нидерландах видели»

Иван Хемницер (1782)

«Милостивый государь

Василий Степанович!

При засвидетельствовании истинного моего Вам почтения, донесть имею: по прибытии моем в Херсон рассмотрели мы обще с Семёном Ивановичем Афанасьевым (главный строитель Херсонского адмиралтейства) все потребности для снабжения флота.»

Фёдор Ушаков (1783)


 

В 1737 году в дельте Днепра в ходе очередной русско-турецкой войны силами солдат армии фельдмаршала Бурхарда-Христафора фон Миниха было возведено земляное укрепление Александровский шанец (названное в честь командира одной из дивизий Александра Ивановича Румянцева). Почти через 40 лет, на месте которого, по указу императрицы Екатерины ІІ в 1778 году «с целью укрепления рубежей Российской империи», была заложена Херсонская крепость с адмиралтейством и основан город Херсон.

Вся тяжесть работ по сооружению города легла на местный гарнизон - каторжников и бывших запорожцев. Так же, вскоре после указа императрицы, в Херсон прибыло около 1000 корабельных плотников [1, с.83], и уже в 1779 году были заложены первые корабли Черноморского флота. За неполные полстолетия (1779-1827) со стапелей Херсонского адмиралтейства было спущено более 150 кораблей, различных по рангу и назначению. А за весь период существования Черноморского военного парусного флота (1775-1860 годы) через его «личный» состав прошло 470 кораблей. Треть из них была спущена с херсонской верфи [2, с.77].

Первый корабль – «Екатерина» дал течь уже при спуске на воду, так как был построен из сырого леса. Зато следующий, спущенный со стапелей в 1783 году, 66-пушечный линейный корабль «Слава Екатерины» был успешен в боях и реконструирован в истории (именно его изображение является одним из символов города Херсона).

История свидетельствует о многочисленных талантливых моряках и корабелах херсонского края. Так, в конце ХVIII века строительством кораблей на херсонской верфи руководил легендарный мастер – Семён Афанасьев. Именно о нём писал Ф.Ф.Ушаков, прославленный флотоводец, адмирал, причисленный к лику святых, а когда-то «капитан II ранга, прибывший с командой балтийских матросов для укрепления черноморских рубежей на линкоре «Святой Павел»» [1, с.83].

В истории существует целая путаница с кораблями Ушакова. Так, общеизвестно, что в послужном списке адмирала имеются целых три «Святых Павла». Первый (на котором он пришел в Херсон) был построен в Санкт-Петербургском адмиралтействе около 1776 года. Ушаков был направлен на юг «с целью охранного обеспечения первых торговых судов, следующих в Константинополь» и этим благородным делом Фёдор Фёдорович занимался три года, однако основной целью «охраны» оставалась разведка!

«… Где будете и при портах или случится приставать к каким берегам и островам жилым или пустым, сколь возможно стараться описывать обстоятельно и сочинять планы и виды берегов в прешпекте снимать» [2, с.39]. За этот немалый срок Ушаков прекрасно изучил и турецкий флот (в то время – один из лучших в Европе!!!), и особенности мореплавания в Черном и Средиземном морях, а так же специфику и способы управления разными видами иностранных судов.

А вот уже в 1783 году коллегия направляет Ушакова на достройку и командование линейным кораблем №4, позже также получившим имя «Святой Павел». Вице-адмирал Я.Ф.Сухотин писал так: «Построенный на здешней верфи корабль сего октября 12 числа пополудни в 3 часу в присутствии всех знатных обоего пола персон и немалого числа зрителей спущен благополучно». (архивы Херсонского адмиралтейства за 1784 год). Именно этот корабль прославился в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов, где под командованием Ушакова, победоносно участвовал в таких сражениях как: Керченское (19 июля 1790 года), легендарный бой у острова Тендера (9 сентября 1790 года) и бой у мыса Калиакрия (11 августа 1791 года).

Об этом последнем из перечисленных, прославленном бою, вошедшем в классику морских сражений, очевидцы вспоминали так: «… бой был для него тяжёлым. Корабль разряжал свои борта только прицельными залпами. Он действовал, как одна громадная пушка. Море вокруг флагмана кипело от турецких ядер и брандскугелей. Вражеские книппеля рвали реи, крушили ванты и с треском рвали паруса. Как вдруг наступила оглушающая тишина. Турки задраивали порты орудий и распускали паруса, пытаясь скорее выйти из зоны обстрела российских кораблей. Ушаков снял парик и утёрся им, как полотенцем: «Это Виктория. Дай Бог!»» [2, с.40].

Ну и третий «Святой Павел» Ушакова имел тоже интересную историю, даже создания! Официально он считался построенным на николаевской верфи, хотя работали над ним и херсонские мастера. Так, 20 ноября 1791 года Семён Афанасьев в Николаевском адмиралтействе заложил 90-пушечный корабль по повелению князя Григория Потёмкина. Однако, «скоропостижная смерть князя, окончание войны с Турцией и прекращение ассигнования» привели к тому, что строительство значительно замедлилось и только с помощью херсонских корабелов возобновилось. Именно в Херсоне были изготовлены крупные рангоутные элементы, отлиты орудия разных калибров, часть такелажа (в херсонском архиве не так давно была найдена «Заказная ведомость» на полный комплект рангоута для «Святого Павла»).

В 1798 году, во время формирования Черноморской эскадры для похода с целью освобождения Ионических островов от французских оккупантов, Ушаков выбирает флагманом именно этот корабль, как написано в архивах: за грозный вид! «Вид у него был грозен и внушителен: длина 54, 86 метра, ширина 15,24 метра, глубина трюма 6,25 метра, высота мачт (полная): фок-мачта 60, грот-мачта 70, бизань-мачта – 45, длина бушприта 40 метров; общая площадь поднятых парусов составляла 3000 квадратных метров; вооружение 94 орудия, экипаж – 600 человек» [2, с.41]. Вместе с адмиралом флагман одержал оглушительную победу при осаде крепости Корфу и получил высшую оценку у английских и французских офицеров, неаполитанского министра, кавалера Мишеру и у многих других.

Кстати, количество пушек на подобных кораблях это тоже уникальный сюжет. Херсонские краеведы на экскурсиях рассказывают, что за каждую дополнительную пушку инженер корабля получал «полведра серебром». Именно поэтому линкоры конца ХVIII века были такие грозные и смертоносные, хотя и неповоротливые.

Так, почему же такая путаница с именами? – целых три «Святых Павла»! Неужели у корабелов и офицеров не хватало фантазии?..

Оказывается, существует такая наука, как каронимика, о которой мало кто знает. Каронимика (от греческих слов «корабос» - корабль и «онома» - имя) занимается исследованием происхождения названий кораблей и доказывает, что у парусных военных судов существовала особая система присвоения имён. Специалисты выделяют особые требования к гармонии имени и ранга судна.

Так, например, история Херсонского адмиралтейства начинается со строительства больших линейных кораблей - «Слава Екатерины» и «Святой Павел» и фрегатов чуть меньшего размера - «Храбрый», «Херсон», «Крым», «Осторожный» и т.д.

Линейные корабли, как ударная и главная сила Черноморского флота получали величественные имена: «12 апостолов», «Рождество Христовое», «Святой Пётр», «Святая Магдалина», «Сошествие Святого Духа», «Архангел Ягудил» (ну и упомянутые выше, разумеется). Часто, кораблям присваивались имена известных людей, исторических героев или венценосных особ. Так, со стапелей херсонской верфи были спущены - «Иосиф II» и «Император Франц» (это были исключения, иностранными именами корабли называли редко), «Дмитрий Донской» и «Александр Невский». Считалось, что подобные имена будут символизировать отвагу и героизм, которые проявятся в боевых качествах корабля.

А вот транспортным судам часто присваивались географические названия («Африка», «Везувий», «Анапа»), торговым – более простые имена (часто – имена владельцев), а вот пассажирским, особенные и нежные («Ласточка», «Зоря», «Чайка»).

Интересна и история имён трёх кораблей, сошедших со стапелей Херсонского адмиралтейства в 1812-1814 годах. Все трое получили имена в честь победы русского оружия над наполеоновской армией.

Первый, заложенный в 1810 году, был спущен на воду в 1813, как 74-пушечный линкор №6. В честь спасения русскими войсками прусской армии союзников у французского города Бриенн он в тот же год был переименован и именовался «Бриенн». Был успешен в боях и мирной жизни, а с 1826 года реорганизован в блокшив – плавучий склад или жильё.

Второй корабль «Париж» был заложен в трудное для империи время, через 23 дня после Бородинской битвы. Корабельный мастер Михаил Суровцев построил уникальный 110-пушечный корабль, который получил своё имя, в честь вступления русских войск во французскую столицу 18 марта 1814 года. Позже на нём ходили и участники самой французской компании.

Третий – «Красный» получил своё имя в честь героического сражения около села Красного (сейчас – Смоленская область). Во время которого 7 тысяч новобранцев генерала Д. П. Неверовского отбили более 40 атак 15-тысячной кавалерии маршала И.Мюрата. Корабль прослужил с 1816 по 1827 год и позже так же был реорганизован в блокшив (в данном случае – казарму).

Необходимо заметить, что время службы парусных военных кораблей строго регламентировалось. Отслужив 11 лет, они отправлялись на капитальный ремонт и после ходили ещё около 5 лет. Затем их или пускали на дрова, или реорганизовывали. Так командование достигало максимальной рентабельности и рачительности.

Федор Ушаков, Семён Афанасьев, Михаил Суровцев, Григорий Потёмкин – люди, которые стояли у колыбели зарождения Черноморского флота и освоения Северного Причерноморья и Крыма. А о скольких здесь не удалось рассказать: Александр Суворов, Иван Ганнибал, Николай Корсаков, Иван Синельников, Николай Мордвинов. Михаил Фалеев, Иосиф де Рибас… Сегодня, соприкасаясь с делами и мечтами этих людей, раскрывая часто малоизвестные странички истории, особенно истории провинциальной, ощущается связь времён и некая сопричастность к некому великому и общему делу, имя которому – славный Черноморский флот.

 

Список использованных источников:

1. Путешествие по Херсонщине. Энциклопедия-путеводитель. – Херсон: Надднiпряночка, 2008. – 300 с.

2. Скороход Александр. Херсон: вчера и сегодня. – Херсон: Надднiпряночка, 2008. – 252 с.

3. Государственный архив Херсонской области.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: