Глоссарий
1. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы ориентации.
Магия – мистическая способность уметь воздействовать на вещи и людей, «демонов» и «духов», не прибегая к помощи естественных средств.
Миф – фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения. В мифе очеловечивается окружающая природа, а пространство и время, субъективное и объективное предстают нерасчлененными и целостными.
Мифология – возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное.
Религия – мировоззрениеи мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения.
Философия – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.
Наука – теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира.
Гносеология – учение о познании, теория познания.
Онтология – учение о сущем, о бытии.
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.
Социальная философия – философское исследование социальной жизни. Она устанавливает нормы действительности общественной жизни в качестве социально-нормативного учения.
Натурфилософия – совокупность философских попыток объяснять и толковать природу с целью резюмирования и объединения общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий, познание связей и закономерностей явлений природы.
Космология – философско-научное рассмотрение Вселенной, космоса.
Теология – богословие, учение о Боге.
Аксиология – учение о ценностях.
Экология – наука, изучающая взаимоотношение организмов друг с другом и средой их обитания.
Этика – учение о нравственности, морали.
Эстетика – учение о прекрасном.
Синергетика – наука о самоорганизующихся системах.
Герменевтика – искусство понимания, истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма, герменевтика считает, что язык уже несет в себе миропонимание, поэтому достаточно его изучить, чтобы понять мир.
2. Бытие – объективная и субъективная реальности в своей совокупности; это все то, что существует.
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.
Дуализм – сосуществование двух равноправных начал: материального и идеального.
Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное (сознание).
Логика – наука о законах мышления.
Материализм – философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание вторичным.
Объективный мир – объективная реальность, все существующее независимо от сознания человека.
Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
Пространство – это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом.
Время – форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью.
Движение – свойство материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое.
Развитие – это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.
Сознание – способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
Бессознательное – это те явления, процессы, свойства, состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая человека главной ценностью мироздания.
Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского вероучения от язычества с помощью доводов, обращенных к разуму.
Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего, актом своей воли.
Пантеизм – философское учение, отождествляющее понятия «Бог» и «природа», при этом природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами.
Патристика – догматизация учений «отцов церкви» (3-5 вв.).
Провиденциализм – религиозно-философское учение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются проведением, Богом.
Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия – универсалии.
Секуляризация – освобождение от религии и церковных институтов.
Субстанция – то, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самого.
Схоластика – «школьная философия», соединившая христианскую догматику с логическим рассуждением.
Теоцентризм – направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.
Абсолют – основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности.
Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.
Абсолютный дух – часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.
Деизм – учение, которое признает бога в качестве безличной первопричины мира, после сотворение мира движение мироздания совершается без его участия.
Субъективный дух – категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания.
Панлогизм – учение о том, что все есть разум; логос, разум является абсолютной действительностью; учение о логической природе Вселенной.
Волюнтаризм – одно из направлений метафизики и психологии, рассматривающего в качестве основного принципа волю.
Атеизм – отрицание Бога.
Архе – первопричина.
Модусы – свойства.
Монада – философский термин, обозначающий в учении Лейбница простые неделимые бестелесные субстанции.
Монизм – утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция – духовная либо материальная.
Детерминизм – это учение об объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Имманентный – пребывающий внутри; то, что пребывает в самом себе и не переходит в нечто чуждое, не трансцендирует.
Трансцендентный – выходящий за границы возможного опыта, выходящий за пределы человеческого сознания.
3. Познание – процесс получения информации.
Агностицизм – философское учение, утверждающее, что мир непознаваем.
Гностицизм – философское учение о познаваемости мира.
Теория – система логически обоснованных концептуальных идей.
Дедукция – логический вывод от общего к частному.
Рационализм – направление в теории познания, выдвигавшего в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума.
Сенсуализм – направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.
Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.
Антиномии – противоречащие друг другу суждения.
Антитезис – противоположное тезису положение.
Априорный – существующий до всякого опыта, врожденный.
«Вещь в себе» – основное понятие в философии Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но и непознаваемой.
Иррационализм – направление в философии, которое, в противовес рационализму, ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая тем самым, что само бытие иррационально. Он на первый план выдвигает волю (волюнтаризм), интуицию (интуитивизм), инстинкты (бессознательное).
Мистицизм – пристрастие к мистическому; склонность к неопределенному, неточному мышлению.
Неопозитивизм – отрицает способность философии познавать мир. В новых условиях продолжает традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, но в отличие от XIX в. сводит задачи философии к анализу языковых форм познания.
Позитивизм – философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
Прагматизм – субъективно-идеалистическое философское учение, считающее философию не учением о первозданности бытия, а общим методом решения проблем. Прагматизм не ставит своей целью познать мир, главное для него –успех, польза, материальная выгода. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру и проблемы истины.
Релятивизм – все знания рассматриваются как относительно правильные, т.к. они обуславливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий.
Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины.
Тезис – первое, основное положение гегелевской триады, сделанное в виде утверждения (тезис, антитезис, синтез).
Тождество – категория в философии Шеллинга, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя субъект и объект.
Трансцендентальный – существующий по ту сторону мира, до всякого опыта.
Трансцендентальная апперцепция – доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания.
Диалектика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и развитии, предполагает внутренний источник движения.
Метафизика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития.
Противоречие – отношение двух противоположностей.
Категории – это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями.
Ощущение – то же что и чувство; результата возбуждения нервных центров коры головного мозга, которое обычно вызывается раздражением чувствительного нерва.
Восприятие – совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие.
Представление – психический акт, посредством которого мыслимое, представляемое «поднимается» из сферы бессознательного и превращается в частичное содержание сознания.
Понятие – отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Суждение –связь двух и более понятий.
Умозаключение –формально-логический прием, состоящий в мысленном выводе, состоящий в мысленном выводе из нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения – вывода.
Объективная истина – это такое содержание знания, которое зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который устанавливает те или иные способы получения этого знания; знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.
Ноумен – объект мысли, разума; это понятие без предмета: ноумен представляет собой нечто только мысленное, с материальной стороны он ничто.
Феномен – явление, данное нам в опыте чувственного познания.
Интуиция – духовное видение; «откровение, развивающееся изнутри человека» (Гете).
Человек. Культура. Общество
Антикультура – человеческая деятельность, продукты которой изначально направлены на разрушение жизни и культуры.
Духовная деятельность – деятельность в духовной сфере жизни общества. Продуктом и в то же время процессом духовной деятельности является духовная культура.
Духовная культура – система духовных (моральных, религиозных, эстетических и т. п.) ценностей общества.
Культура – способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в виде материальных и духовных ценностей. Началом, источником и высшей ценностью культуры является сам человек.
Личность – индивид как субъект социальной деятельности, свойства которого детерминированы конкретно-историческими условиями жизни общества.
Материальная деятельность – деятельность в экономической сфере жизни общества. Связана с созданием продуктов производства, обеспечивающих жизнедеятельность общества.
Материальная культура – система материальных ценностей, возникающая в результате деятельности людей.
Общество – система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности.
Система – совокупность элементов, находящихся в упорядоченном взаимодействии.
Социальная мобильность – процесс перемещения людей из одних социальных групп в другие, проходящий естественным путем под воздействием разных факторов.
Социальный институт – социальная система, обеспечивающая функционирование общества как целостного образования; определенный аспект социального организма в виде организованных систем связей и социальных норм.
Страты – социальные слои, принадлежность к которым определяется уровнем доходов, престижностью профессии, районом проживания и т.п.